Решение б/н РЕШЕНИЕ №124/2015 от 6 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

            

 

              

РЕШЕНИЕ

 

        Резолютивная часть оглашена 21 июля 2015 года                                                                                   

        Полный текст решения изготовлен 03 августа  2015 года                              г. Краснодар

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии          

Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

Морданева А.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;

Тарасова С.П. – главный специалист – эксперт отдела контроля  в ТЭК и связи,

рассмотрев дело №124/2015 по признакам нарушения ООО «Международный аэропорт Сочи» (354355, г. Сочи, А-355, Аэропорт) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Краснодарское УФАС России поступило обращение ООО «Приоритет-Авиа» (входящий  от 21.01.2015 №633)  на действия «Международный аэропорт «Сочи» по вопросу отказа в выдаче постоянных пропусков в контролируемую зону аэропорта Сочи.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (части 1 и 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции»).

Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ОАО «Международный аэропорт Сочи» оказывает услуги на товарном рынке предоставления аэропортовых услуг, которые в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Деятельность, связанная с предоставления аэропортовых услуг, в силу положений статьи 4 Закона РФ от 17.08.95 №147-ФЗ «О естественных монополиях» относится к естественно-монопольным видам деятельности.

Продуктовыми границами рынка являются услуги по обеспечению авиационной безопасности, географическими границами товарного рынка данных услуг являются границы аэропорта Сочи.

ОАО «Международный аэропорт Сочи» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке свыше 35%.

Соответственно, ОАО «Международный аэропорт Сочи является субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке предоставления аэропортовых услуг, в пределах границ аэропорта г. Сочи, в 2014 и 1 полугодие 2015г. с долей 100%.

В соответствии со статьей 23 Закона «О Защите конкуренции», антимонопольный орган наделен полномочиями, в том числе: возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдавать в случаях, указанных в Федеральном законе «О Защите конкуренции», хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

По результатам рассмотрения обращения в действиях ОАО «Международный аэропорт Сочи», выразившихся  в ущемлении интересов ООО «Приоритет-Авиа» путем  отказа  ОАО «Международный аэропорт Сочи» в выдаче постоянных пропусков в контролируемую зону аэропорта г. Сочи, установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10

Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 21.04.2015 №146 в отношении ОАО «Международный аэропорт Сочи» возбуждено дело №124/2015  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 27.04.2015 рассмотрение дела №124/2015 назначено на 16.06.2015.

Определением от 16.06.2015 рассмотрение дела №124/2015  отложено на 21.07.2015, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

21.07.2015 Комиссия по рассмотрению дела №124/2015 в составе председателя Комиссии, членов Комиссии, в присутствии представителя ОАО «Международный аэропорт Сочи» по доверенности <….> К., в присутствии представителя ООО «Приоритет АВИА» <…> Х. и генерального директора С., рассмотрела представленные  материалы и установила следующее.

ООО «Приоритет-Авиа» осуществляет деятельность по оказанию представительских услуг авиакомпаниям в международном аэропорту Сочи. Основными клиентами ООО «Приоритет-Авиа» являются крупные авиакомпании: «Ютэйр», «Россия», «Северсталь», «Победа» и прочие, с которыми имеются договорные отношения.

Между  ОАО «Международный аэропорт Сочи» и ООО «Приоритет-Авиа» заключен договор аренды от 01.08.2013 №293/13-Ар, согласно которому ОАО «Международный аэропорт Сочи» является «Арендодателем», а ООО «Приоритет-Авиа» - «Арендатором».

Арендодатель передает, а Арендатор принимает за плату во временное возмездное владение и пользование нежилые помещения, расположенные в здании по адресу: 354355, РФ, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Аэровокзал, Литер А, этаж №2, комната №3 (часть), общей площадью 2,25 (две целых 25/100) кв. м. (далее – «Помещения»).

Помещения передаются Арендатору для организации и функционирования кассовой стойки по продаже авиабилетов в соответствии с принятыми международными нормами обслуживания в аэропортах.

Для выполнения представительских функций, возложенных на ООО «Приоритет-Авиа», сотрудникам данной компании необходимо иметь специальные пропуска в контролируемую зону аэропорта Сочи.

10.11.2014 ООО «Приоритет-Авиа» в адрес ОАО «Международный аэропорт Сочи» направило письмо №10/11-14 о переоформлении пропусков для входа сотрудников ООО «Приоритет-Авиа» в контролируемую зону аэропорта Сочи на период с 25.12.2014 по 24.12.2015, с приложением копий паспортов сотрудников, доверенностей от авиакомпаний и заявки на пропуска.

09.12.2014 ОАО «Международный аэропорт Сочи» в адрес ООО «Приоритет-Авиа» направило письмо №12/1.12/1557 о необходимости предоставить в адрес ОАО «Международный аэропорт Сочи» нотариально заверенные копии доверенностей, выданных авиакомпаниями в адрес ООО «Приоритет-Авиа», а также документы, подтверждающие факт трудоустройства заявленных сотрудников в ООО «Приоритет-Авиа».

10.12.2014 ООО «Приоритет-Авиа» направило в адрес ОАО «Международный аэропорт Сочи» вышеуказанные документы, с просьбой произвести переоформление пропусков для своих сотрудников в кратчайшие сроки, так как 25.12.2014 закончится срок действия ранее выданных пропусков.

Однако сведений, подтверждающих выдачу ОАО «Международный аэропорт Сочи» постоянных пропусков сотрудникам ООО «Приоритет-Авиа» согласно заявке от 10.11.2014, с указанием количества выданных пропусков, даты их получения Управлению не представлено.

В соответствии с положениями статей 83, 84 ВК РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, а лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.

В соответствии с пунктами 4, 10, 11, 14 ФАП N 142 авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропорта.

Частью 1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», пунктом 4 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 28.112005 №142 (далее – Правила), обязанность обеспечения авиационной безопасности в аэропорту возложена на службу авиационной безопасности аэропорта. Соответственно, деятельность по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту осуществляется ОАО «Международный аэропорт Сочи».

Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с Инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму на объекте транспортной инфраструктуры «Аэропорт Сочи» от 03.07.2013г., (далее – Инструкция).

Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, обязаны соблюдать требования Инструкции.

Инструкция должна предусматривать, в том числе, ограничения проезда и нахождения транспортных средств на перроне, рулежных дорожках, взлетно-посадочных полосах аэропорта.

В соответствии с п.9.2.1. Инструкции пропуски выдаются персоналу  юридических лиц, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности в рамках сроков договоров и соглашений, устанавливающих такую деятельность.

В соответствии с п.9.2.3. Инструкции письменные обращения на выдачу пропусков в обязательном порядке должны содержать сведения о целях пребывания в зоне транспортной безопасности.

В соответствии с п. 5.31 Приказа Минтранса России «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» от 08.02.2011 №40, ОАО «Международный аэропорт Сочи» обязано установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком:

-постоянные пропуска выдавать персоналу субъекта транспортной инфраструктуры на срок установленных трудовых отношений в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей и на служебные, производственные автотранспортные средства, эксплуатируемые данным субъектом, а также персоналу юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах транспортной безопасности ОТИ или ТС, в рамках сроков действия договоров и соглашений, обуславливающих такую деятельность, в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей персонала данных юридических лиц, а также на эксплуатируемые такими организациями в зоне транспортной безопасности служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей таких юридических лиц.

В заявке ООО «Приоритет Авиа» от 10 ноября 2014 года (исх.№ 10/11-14) в качестве основания для выдачи пропусков указаны отношения сторон по договорам № 79 от 01.04.11 об оказании услуг в залах специального обслуживания, № 541/14 от 16.08.14 об оказании медицинских услуг и договор аренды недвижимого имущества, расположенного за пределами контролируемой зоны № 293/13ар от 01.08.2014г

При этом условия указанных договоров не связаны с осуществлением деятельности в зонах  транспортной безопасности ООО «Приоритет Авиа» и не требуют допуска персонала в зону транспортной безопасности, соответственно у ОАО «МАС» отсутствовала законная обязанность по удовлетворению заявки и выдаче пропусков.

31.12.2014 ОАО «МАС» получена заявка от ЗАО «Стримлайн ОПС» на выдачу пропусков для сотрудников ООО «Приоритет-Авиа».

По информации, представленной ОАО «МАС», заявка от ЗАО «Стримлайн ОПС» не содержала доверенностей на сотрудников ООО «Приоритет-Авиа», не содержала данных о цели пребывания в зоне транспортной безопасности, что противоречит положениям Инструкции и требованиям пункта 5.31.7 Приказа Минтранса России от 08.02.2011 N 40 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта" (далее приказ от 08.02.2011 N 40).

Однако, учитывая характер деятельности ООО «Приоритет-Авиа», необходимости компании оказывать представительские услуги для авиакомпаний, не имеющих собственных представительств в аэропорту города Сочи, ОАО «МАС» была удовлетворена заявка на выдачу пропусков, поданная от ООО «Приоритет-Авиа».

Из информации ОАО «МАС» следует, что ООО «Приоритет-Авиа» не является плательщиком сбора за авиационную безопасность, адрес компании расположен за пределами контролируемой зоны аэропорта. В соответствии с п. 3.2.1. Приказа Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" выдача пропусков в данном случае осуществляется на возмездной основе.

 ОАО «МАС» в целях выполнения обязанности по обеспечению равного доступа потребителей к услугам разработана и применяется типовая форма договора на оказание услуг аэропортового и наземного обслуживания (далее – Договор). Данный договор является публичным и размещен на сайте, в разделе http://basel.aero/sochi/partners/air-companies/

Согласно пункта 4.1. Договора Авиакомпания вправе иметь и содержать за свой счет собственных представителей. Права и объем полномочий представителя должны быть подтверждены действующей доверенностью Авиакомпании, оформленной надлежащим образом с образцом подписи уполномоченного лица, заверенной печатью и подписью руководителя организации. При этом Авиакомпания обязана получить пропуск на  своего представителя.

Выдача пропусков  ОАО «МАС» осуществляется в соответствии с нормами Инструкции, Приказа от 08.02.2011 N 40, а также в соответствии с условиями договорных отношений с авиакомпаниями. Изменений в указанном порядке в 2014 -2015 году не происходило.

Из представленных документов следует, что действия по изъятию пропусков, выданных по заявке ООО «Приоритет-Авиа» и необходимость получения пропусков от имени каждой обслуживаемой авиакомпанией обусловлена приведением деятельности ОАО «МАС» в соответствие с действующими нормами, правилами и  направлено на соблюдение режима безопасности контролируемую зону аэропорта г. Сочи.

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, от 30.06.2008 N 30 указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц, в свою очередь антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В свою очередь, в материалы дела №124/2015 Заявителем  не представлены сведения, документы о том, что ОАО «МАС» препятствовало в осуществлении деятельности путем не допуска сотрудников ООО «Приоритет АВИА» в контролируемую зону аэропорта г.Сочи.

В настоящее время допуск и работа представителей  ООО «Приоритет-Авиа» осуществляется с использованием пропусков, выданных по заявкам обслуживаемых авиакомпаний, что подтверждено материалами дела №124/2015, а также распечаткой из системы контроля ОАО «МАС», которая подтверждает постоянный допуск сотрудников ООО «Приоритет Авиа» в контролируемую зону аэропорта в период с декабря 2014 по март 2015, что не противоречит действующему законодательству в сфере аэропортовой деятельности.

На основании вышеизложенного в действиях ОАО «МАС, связанных с выдачей  пропусков ООО «Приоритет АВИА» в контролируемую зону аэропорта г. Сочи для осуществления представительских услуг по заявкам авиакомпаний, не установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», ввиду отсутствия в указанных действиях ущемления интересов ООО «Приоритет Авиа».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела №124/2015  ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Международный аэропорт Краснодар».

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).

 

Председатель комиссии                                                        И.В. Иващенко

Члены комиссии                                                                           А.С. Морданева

                                                                                         С.П. Тарасова

Связанные организации

Связанные организации не указаны