Решение б/н . от 29 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ВП – 73/2019

о результатах внеплановой проверки

соблюдения законодательства о размещении заказов

 

         29 мая 2019 года                                                                        г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

в соответствии с ч.4, ч.15, ст.99 Закона о контрактной системе по жалобе ООО «МинералФарм» проведена внеплановая проверка в отношении Заказчика - ГБУЗ «СПБ №5» МЗ КК при проведении электронного аукциона: «Поставка витаминно-минерального комплекса» (извещение № 0318200064019000115),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба ООО «МинералФарм» о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявителем 27.05.2019 г. жалоба была отозвана. 

На основании ч.4, ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе 29.05.2019 г. Краснодарским УФАС России проведена внеплановая проверка в отношении Заказчика - ГБУЗ «СПБ №5» МЗ КК при проведении электронного аукциона: «Поставка витаминно-минерального комплекса» (извещение № 0318200064019000115).

Заказчиком 16.05.2019г. внесены изменения в «Описание объекта закупки. Техническое задание», где ОКПД2 10.89.19.210 «Добавки биологически активные к пище» заменен на ОКПД2 10.86.10.990 «Специализированная пищевая продукция, в том числе диетическая, не включенная в другие группировки, прочая», но в плане-графике закупок ОКПД2 остался прежний, что нарушает чч.12, 14 ст.21 Закона о контрактной системе.

Заказчиком в нарушение п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе неправомерно установлено требование о соответствии требуемого к поставке товара по составу с композиционным составом и физико-химическими показателями ГОСТу Р 57106-2016 Таблица 2, 3.

 В нарушении ст.34 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено требование о предоставлении одновременно с товаром свидетельства о государственной регистрации, выданным Федеральным органом Роспотребнадзора после 15.02.2015г.

В нарушение ч.6 ст.63 Закона о контрактной системе Заказчик 16.05.20109г. размещает решение о внесении изменений. В нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчик установил неверную дату подачи запроса на разъяснения документации 20.05.2019г. до 08:00.

Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой Заказчик не согласился.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - ГБУЗ «СПБ №5» МЗ КК проводился электронный аукцион: «Поставка витаминно-минерального комплекса» (извещение № 0318200064019000115).

Начальная (максимальная) цена контракта – 490 500,00 руб.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком 16.05.2019г. внесены изменения в «Описание объекта закупки. Техническое задание», где ОКПД2 10.89.19.210 «Добавки биологически активные к пище» заменен на ОКПД2 10.86.10.990 «Специализированная пищевая продукция, в том числе диетическая, не включенная в другие группировки, прочая», но в плане-графике закупок ОКПД2 остался прежний, что нарушает чч.12, 14 ст.21 Закона о контрактной системе.

Из пояснений Заказчика следует, что довод Заявителя о том, что Заказчиком был неправильно указан код по ОКПД 2 при размещении закупки не состоятелен, поскольку Заказчик указал ОКПД2 10.89.19.210 «Добавки биологически активные к пище», а в соответствии с пунктом 1 статьи 24 TP ТС 021/2011 биологические активные добавки также относятся к специализированной пищевой продукции.

Указание ОКПД2 10.89.19.210, либо ОКПД 2 10.86.10.990 не противоречит целям закупки, а также не приводит к изменению способа определения поставщика. Следовательно, нарушения чч.12, 14 ст.21 Закона о контрактной системе отсутствуют.

Заявитель указывает, что Заказчиком в нарушение п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе неправомерно установлено требование о соответствии требуемого к поставке товара по составу с композиционным составом и физико-химическими показателями ГОСТу Р 57106-2016 Таблица 2, 3.

Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 «Описание объекта закупки», где Заказчиком установлены требования к качеству, потребительским свойствам товара, к размерам, параметры, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие.

№ п/п

Наименование товара

Код ОКПД 2

Единица измерения

Количество

Требования, установленные к качеству, потребительским свойствам товара, к размерам, параметры, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие

1

Витаминно-минеральный комплекс

10.86.10.990

кг

45

Наименование показателя

Описание

Значение

Внешний вид

Порошкообразные продукты, состоящие из единичных и/или агломерированных частиц. Допускается наличие незначительного количества комочков, рассыпающихся при легком механическом воздействии

Соответствие

Цвет

От светлого до кремового с вкраплениями частиц темно-красного цвета (бета-каротин)

Соответствие

Запах

Свойственный набору компонентов без других посторонних запахов

Соответствие

Значение показателя, содержание в одной порции, % от рекрмендуемого уровня суточного потребления для взрослых

Соответствие

 

Витамин D

100

Соответствие

Витамин E

75

Соответствие

 

Витамин К

50

Соответствие

Витамин B

100

Соответствие

Витамин B

100

Соответствие

Витамин B

100

Соответствие

Витамин B/РР

50

Соответствие

Витамин B

100

Соответствие

Витамин C

75

Соответствие

Бета-каротин (провитамин А)

30

Соответствие

Фолиевая кислота

100

Соответствие

Йод

50

Соответствие

Железо

36

Соответствие

Кальций

10

Соответствие

Селен

36

Соответствие

Тара, упаковка, фасовка, объем товара*

Упаковка герметичная, массой не более 25 грамм

Соответствие

Периодичность поставки товара 

Поставка продукции производится по согласованной заявке заказчика

Запас срока годности на момент поставки

не менее 80% от срока, установленного предприятием изготовителем.

Поставщик несет ответственность за состояние транспорта, участвующего в цепи доставки продуктов питания, и работу водителя-экспедитора и соблюдения им санитарно-эпидемиологических требований.

Поставщик осуществляет все виды погрузо-разгрузочных мероприятий собственными силами - персоналом имеющими медицинскую книжку с результатами медосмотров и отметкой о прохождении профессиональной гигиенической подготовки.

Поставщик обязан соблюдать сроки годности, температурно-влажностные режимы, условия хранения пищевых продуктов, установленные изготовителем (в том числе правила товарного соседства) и соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям при хранении, продукции, в том числе скоропортящейся и особо скоропортящейся, и несет ответственность за нарушение требований, указанных в Техническом регламенте Таможенного Союза № 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".

Упаковка пищевых продуктов должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» ТР ТС 005/2011(с изменениями на 17 декабря 2012 года) и быть изготовлена из материалов, допущенных в установленном порядке для контакта с пищевыми продуктами (прошедших государственную регистрацию), обеспечивать сохранность качества и безопасность пищевых продуктов при хранении, транспортировке и реализации. 

Маркировка упаковки и транспортной тары пищевых продуктов должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), других действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и технических документов. 

Каждая партия товара должна сопровождаться товарно-транспортными документами, подтверждающими качество и безопасность продукции.

Весь поставляемый товар должен соответствовать требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»

Используемые стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании

ГОСТ Р 57106-2016

Федеральный закон № 29-ФЗ от 02.01.2000г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

 Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005г. №402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте»;

Технический регламент Таможенного Союза № 021/2011 "О безопасности пищевой продукции";

Технический регламент Таможенного союза A39 безопасности упаковки  (ТР ТС 005/22011);

Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011).

В заявке участника необходимо указать конкретные характеристики предлагаемого к поставке товара (его составляющих компонентов), наименование страны происхождения товара.

Из пояснений Заказчика следует, что заявленные требования к товару для нужд Заказчика установлены, исходя из потребностей Заказчика, и необходимы для качественного оказания услуг в сфере своей профессиональной деятельности. Перечисленные в описании объекта закупки характеристики товара имеют непосредственное отношение к потребности заказчика.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.06.2013 № 395н не содержит норм витаминов и минералов, которым должен соответствовать товар, а содержит только требования к витаминно-минеральному комплексу с указанием % от физиологической нормы суточного потребления, заказчик при описании объекта закупки руководствовался п. 4.2.3 ГОСТ Р 57106-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия», утвержденным Приказом Росстандарта от 28.09.2016 № 1245-ст (далее – ГОСТ Р 57106-2016), поскольку ГОСТ Р 57106-2016 устанавливает требования к содержанию в одной порции % от рекомендуемого уровня суточного потребления каждого из витаминов, которые входят в витаминно-минеральный комплекс.

Согласно ГОСТ Р 57106-2016 «Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия» настоящий стандарт распространяется на витаминно-минеральные комплексы (премиксы) (далее - ВМК), предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых, и детей старше трех лет в составе диет лечебного питания.

ГОСТ Р 57106-2016 является одним из основных документов, регламентирующих качество и основные характеристики закупаемой продукции.

При этом, Заказчик каких-либо дополнительных документов, подтверждающих качество или иные характеристики товара не требует.

Довод Заявителя жалобы об ограничении конкуренции также является не состоятельным, поскольку Заявитель не предоставил информацию, подтверждающую, что Заявитель лишен права приобрести товар, соответствующий потребностям Заказчика. Отсутствие у участников закупки возможности поставить товар необходимый Заказчику, не означает ограничение количества участников такой закупки. Данный аукцион проводится не по закупке среди производителей, а по поставке товара. При этом участником закупки может выступить любое юридическое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации. Заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли всех возможных участников закупки.

Доказательства отсутствия товара с запрашиваемыми Заказчиком характеристиками в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены.

Отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в конкретном аукционе не свидетельствует о том, что определенные требования для участников аукциона ограничивают конкуренцию.

В жалобе заявитель указал на отсутствие требования к участникам закупки о предоставлении свидетельства о государственной регистрации.

Установление требования о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих качество товара, является нарушением п.3) ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, поскольку не допускается требовать представление указанных в настоящей статье документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром. В соответствии с ч.2 ст.456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Следовательно, документы на товар должны предоставляться одновременно с передачей товара. Требовать их наличия в составе заявки участника неправомерно.

Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В силу ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о закупке или приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, заявке, окончательном предложении участника закупки.

Документация электронного аукциона содержит Раздел 10 «Проект контракта», где Заказчиком установлены все обязательные условия согласно требования ст.34 Закона о контрактной системе.

В «Проекте контракта» три раздела с условиями поставки, приемки и проведения экспертизы товара, а также установлены обязательные требования о предоставлении сопроводительных документов к товару, в том числе о предоставлении документов, подтверждающих качество и безопасность товара, установленных действующим законодательством Российской Федерации:

 - раздел 7 «Порядок поставки товара» (п.7.2., п.7.7 проекта контракта)

- раздел 8 «Качество товара» (п.8.2. проекта контракта)

- раздел 9 «Порядок приемки товара» (п.9.1. проекта контракта)

 Согласно ч.2 ст.456 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, довод Заявителя о нарушении заказчиком ст.34 Закона о контактной системе не обоснован, поскольку в независимости от условия договора, поставщик законодательно обязан передать документы, относящиеся к товару, подтверждающие его качество и технические характеристики. 

Из пояснений Заказчика следует, что довод о нарушении Заказчиком срока размещения извещения о внесении изменений является ошибочным, поскольку решение о внесении изменений в документацию было принято заказчиком 14.05.2019г. Во исполнение требований ч.6 ст.63 Закона о контрактной системе в течение следующего дня (15.05.2019г) с даты принятия данного решения Заказчик разместил в единой информационной системе указанные изменения, продлив срок подачи заявок на участие в аукционе согласно требований законодательства.

Подписание в ЕИС изменений заказчик осуществил 15.05.2019г в 15ч.02 мин.

Дата и время подписания изменения извещения (соответствует дате направления на контроль по ч.5 ст.99 Закона 44-ФЗ либо дате размещения в ЕИС, в случае отсутствия контроля, по местному времени организации, осуществляющей размещение)

15.05.2019 15:02

Таким образом, довод Заявителя о нарушении сроков публикации изменений, не обоснован, размещенное изменение и дата его подписания подтверждают выполнение Заказчиком требований к срокам ч.6 ст.63 Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает, что в нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчик установил неверную дату подачи запроса на разъяснения документации 20.05.2019г. до 08:00.

В соответствии с п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Данная правовая норма предусматривает возможность направления участниками закупок запросов о даче разъяснений не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок.

Согласно ст.191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

В соответствии со ст.193 ГК РФ если последний день срока прихо­дится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следую­щий за ним рабочий день.

Поскольку срок окончания подачи заявок установлен 23.05.2019г до 14.27 (по МСК). Срок подачи запроса на разъяснение положений документации с учетом положений ГК РФ истекает 20.05.2019г в 23.59 (по МСК). В нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчик сократил срок подачи запросов и установил в ЕИС срок 20.05.2019г до 8.00 (по МСК)

Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании п.3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. По результатам внеплановой проверки в действиях Заказчика - ГБУЗ «СПБ №5» МЗ КК (аукционной комиссии) установлено нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
  2. В связи с тем, что указанное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияло, предписание не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны