Решение б/н . от 21 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-311/2019

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

21 июня 2019 г.        г.Краснодар                                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

Сафронова О.А. – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:

Бабакова Ю.С. – заместитель начальника отдела контроля органов власти;

Довлатов А.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

Шашарин С.О. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;  

в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя ООО «Энергостройпроект» (далее – Заявитель), в присутствии представителя Организатора торгов ПАО «Кубаньэнерго» – Ч.А.А.; Я.Д.В. (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту филиала ПАО «Кубаньэнерго» Сочинские электрические сети: «Расширение просек на ВЛ 110кВ Горячий Ключ-Шепси» (извещение № 31907876728 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту филиала ПАО «Кубаньэнерго» Сочинские электрические сети: «Расширение просек на ВЛ 110кВ Горячий Ключ-Шепси» (извещение                                   № 31907876728 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).   

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 21.06.2019 года в 10:00 часов по адресу:               г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно установил в документации в качестве критерия допуска к участию в закупке требования о наличии опыта, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение закупке) (далее – Положение), утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети» № 334 от 17.12.2018.

 16.05.2019 в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение                № 31907876728 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту филиала ПАО «Кубаньэнерго» Сочинские электрические сети: «Расширение просек на ВЛ 110кВ Горячий Ключ-Шепси».

Начальная (максимальная) цена договора – 30 208 384 ,34 руб.   

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ                       от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы (определение Верховного суда РФ от 11.04.2017 по делу               № 304-КГ16-17592).

В соответствии с протоколом по вскрытию конвертов, поступивших на конкурс в электронной форме № 31907876728 на ЕЭТП представлено 4 заявки от участников. ООО «Энергостройпроект» заявку на участие в конкурсе не подавало.

 Заявителем не представлены доказательства подачи заявки и сведений о намерении участвовать в закупки.

Заявитель в своей жалобе указывает о неправомерности установления в документации о закупке требования к участникам о наличии за последние 3 года не менее 2 завершенных аналогичных по предмету закупки по выполняемым работам (в т.ч. объемам работ) и общей сумме договоров, а также требование о наличии у участников аналогичного опыта выполнения работ по предмету закупки, стоимость которых составляет 100% от начальной максимальной цены договора.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 8.1.7.3. Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке ПАО «Кубаньэнерго») требования к участникам закупки, а также критерии и порядок оценки заявок устанавливаются в документации о закупке в соответствии с приложением 2 к настоящему Стандарту «Требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок» (далее – Типовые требования) и могут касаться, в том числе надежности и квалификации участника закупки.

В соответствии с пунктом 2.5. Приложения 2 к Стандарту допустимые к применению при проведении закупочных процедур отборочные требования и порядок определения измеряемых значений критериев соответствия отборочным требованиям приведены в приложении 1 и приложении 2 к настоящим Типовым требованиям.

В соответствии с пунктом 13 приложения 1 к Типовым требованиям опыт выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг является применяемым критерием (отборочным или оценочным), подтверждается предоставлением в составе заявки участника Справкой о выполнении за последние 3 года договоров, аналогичных по предмету, видам, объему выполняемых работ/оказываемых услуг и суммам с приложением копий договоров и копий актов выполненных работ/оказанных услуг, и отсутствие у участника необходимого опыта выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг, а также несоответствие представленного опыта опыту, предусмотренному документацией о закупке является параметром признания несоответствия заявки установленному требованию. Также параметром признания несоответствия заявки установленному требованию является стоимость выполненных договоров по аналогичным работам, услугам, поставкам меньше установленного в документации о закупке порога (при этом установленный в документации о закупке порог по стоимости аналогичных работ/услуг не может превышать 80 процентов стоимости начальной (максимальной) цены договора).

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 приложения 2 к Информационной карте закупки Документации установлено требование к участникам о наличии за последние 3 года не менее 2 завершенных аналогичных по предмету закупки по выполняемым работам (в т.ч. объемам работ) и общей сумме договоров, в подтверждение соответствия данному требованию Участник закупки должен представить копии ранее выполненных договоров, а также, в соответствии с подпунктом «в» пунктом 4 и подпунктом 9 пункта 8 Информационной карты закупки Документации Справку о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров (форма 9 Документации). Требование о наличии у участников аналогичного опыта выполнения работ по предмету закупки, стоимость которых составляет 100% от начальной максимальной цены договора в документации о проведении конкурса в электронной форме отсутствует.

В соответствии с пунктом 1.1.5 Документации о закупке установлено, что во всем, что не урегулировано извещением о закупке и настоящей документацией о закупке, стороны руководствуются законодательством о закупках отдельными видами юридических лиц, Гражданским кодексом Российской Федерации, Положением о закупке Заказчика.

Заявитель так же указывает на противоречивое требование о наличии аналогичного опыта выполнения работ с наименованием титула «Расширение просек...», что по мнению Заявителя является нарушением, так как в каждом титуле строительства ВЛ, или реконструкции ПС с заходами ВЛ, необходимо выполнять проекты лесных участков, проекты освоения лесов, с вынесением границ в натуре, а так же проекты планировки и межевания территорий, в рамках которых устанавливаются границы выполняемых работ, подсчитываются объемы вырубаемой древесины, указываются места складирования древесины, утилизации порубочных остатков, разрабатываются разделы организации пожарной безопасности, охраны окружающей среды, в т.ч. проекты рекультивации территорий, т.е. все виды работ указанные в техническом задании.

Проектирование линий электропередач регламентируется следующими нормативными документами:

- Приказ Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 284 «Об утверждении Рекомендаций по технологическому проектированию воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше»;

- Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

- Приказ Минэнерго России от 20.05.2003 №87 «Об утверждении глав правил

устройства электроустановок» (вместе с «Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Издание седьмое. Раздел 2. Передача электроэнергии. Главы 2.4, 2.5»).

Согласно разделу 3 (п. 33-42) приложения к Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 в состав проектной документации линейного объекта не включаются указанные в жалобе «проекты лесных участков, проекты освоения лесов, проекты планировки и межевания территории».

Согласно ч. 1 ст. 70.1 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.

Согласно ч. 7 ст. 70.1 Лесного кодекса РФ проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

При строительстве (реконструкции) линейного объекта проектирование лесных участков не выполняется.

Таким образом проектная документация лесного участка не является проектно-изыскательскими работами, не входит в состав проекта строительства (реконструкции) линейного объекта, выполняемого проектной организацией по заданию застройщика.

Согласно ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ «лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса».

Порядок разработки и состав проектов освоения лесов установлен приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ «Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе».

Следовательно, составление проекта освоения лесов не входит в состав проектно-изыскательских работ, а также проект освоения лесов не входит в состав проектно-сметной документации.

Согласно ст. 41 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки и межевания территории являются документацией по планировке территории.

Согласно ч. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ документация по планировке территории является исходной информацией для выполнения архитектурно-строительного проектирования.

Следовательно, подготовка документации по планировке территории не входит в проектно-изыскательские работы строительства (реконструкции) линейного объекта.

Проектирование мероприятий по расширению просек требует выполнения работ, не предусмотренных приложением к Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 №87, а именно:

- проведение натурного технического обследования с оформлением материально денежной оценки вырубаемой древесины. Данные работы выполняются в рамках подготовки документов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации»;

- определение границ рубки деревьев за пределами существующей просеки, определению типов и пород вырубаемых деревьев, перечету и определению стоимости вырубаемой древесины. Данные работы выполняются в рамках подготовки документов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 №604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации»;

- проектирование мероприятий по вырубке деревьев, кустарников, лиан и сорной растительности, кронирование, раскорчевку и подрезку декоративных или парковых деревьев, а также деревьев находящиеся за границей охранной зоны и угрожающих падением на провода. Данные работы выполняются в рамках выполнения требований Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае»;

- учёт объемов и стоимости рубки, раскряжевки, трелевки и складирование древесины, необходимо предусмотреть измельчение, что требует специализированных знаний в области лесоустройства;

- проведение клеймения деревьев, подлежащих вырубке на местности, что не входит в проектно-изыскательские работы, выполняемые при проектировании линий электропередачи;

- организация проведения общественных слушаний и рассмотрения Проекта освоения лесов в составе общего проекта по расширению, проведение экологической экспертизы при необходимости.

При выполнении проектно-изыскательских работ по объекту филиала ПАО «Кубаньэнерго» Сочинские электрические сети: «Расширение просек на BJI 110кВ Горячий Ключ-Шепси» должны выполняться работы, не предусмотренные нормативными документами в области проектирования строительства линий электропередачи, и для их выполнения требуются дополнительные специфические знания, технические средства и опыт.

Наличие опыта по проектированию строительства (реконструкции) линии электропередачи не может быть признано достаточным при оценке возможности выполнения проектно-изыскательских работ по расширению просек.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

                                                                                                               

Признать жалобу ООО «Энергостройпроект» на действия Организатора торгов ПАО «Кубаньэнерго» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту филиала ПАО «Кубаньэнерго» Сочинские электрические сети: «Расширение просек на ВЛ 110кВ Горячий Ключ-Шепси» (извещение № 31907876728 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии:                                 О.А. Сафронова

        

Члены Комиссии:                                                                 Ю.С. Бабакова

                                                                                              А.Н. Довлатов                                                                                                  С.О. Шашарин  

                                                                                                                                   

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны