Решение б/н РЕШЕНИЕ № 159-Т/2018 от 5 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО «АфроЗоо»

 

ул. Правды, ½, 140,

  г. Москва,

125124

 

    Организатор торгов:

ФГБНУ «НИИ

медицинской приматологии»

 

ул. Мира, д. 177,

г. Сочи,

Краснодарский край

354375

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 159-Т/2018

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

5 июня 2018 г.                                                                              г. Краснодар                                                                

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

Крамаренко Е.В. – начальник отдела контроля органов;

Члены Комиссии:

Тимофеенко О.И. – заместитель начальника отдела контроля органов власти;

Сафронова О.А. – главный специалист отдела контроля органов власти;

рассмотрев жалобу ООО «АфроЗоо» (далее Заявитель) на действия организатора торгов – ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» (далее Организатор) при проведении закупки на поставку лабораторных животных (извещение № 31806291485 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), в присутствии представителей Организатора торгов – ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» – Б. О. И. (доверенность № 2 от 20.04.2018 г.), в присутствии представителя Заявителя Н. Н.Н. (доверенность  б/н от 15.05.2018), Комиссия,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба заявителя – ООО «АфроЗоо» на действия Организатора торгов – ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» при проведении закупки на поставку лабораторных животных (извещение № 31806291485 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Заявитель считает, что Организатор торгов:

  1. В нарушение части 3 ст.3 Закона №223-Ф3, в своем Положении о закупке Заказчик не определил порядок и критерии закупки у единственного поставщика и избрал указанный способ в нарушение части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».
  2. При наличии предложений по поставкам лабораторных животных по более низким ценам, включая предложения Заявителя (коммерческое предложение от 03.08.2015г., предложение в закупке №31705857168 на сумму 11680 000,00 руб. вместо 12 978042,00 руб., предложение в закупке №31806291485 на сумму 5 070 000,00 руб. вместо 7 740 000,00 руб., предложение в закупке №31806468106 на сумму 3 483 000,00 руб. вместо 3 870 000,00 руб.) действия Заказчика нарушают принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, закреплены в части 1 статьи 3 Закона №223-Ф3.
  3. Нарушение Заказчиком Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБНУ«НИИ Медицинской приматологии».
    1. При размещении на ЭТП ЕИС извещения о закупке №31806468106 «Поставка лабораторных животных» способом закупки у единственного поставщика, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГБНУ «НИИ МП», при этом Заказчик допустил следующие нарушения собственного же Положения о закупках: В нарушение п. 13.2.1 Положения о закупках, Заказчик не обосновал невозможность или нецелесообразность использования иных способов закупки, а также цену договора и иные существенные условия договора и документально не оформил соответствующий отчет с размещением его на ЭТП ЕИС.

    3.2 В соответствии с п.13.2.2. Положения о закупках, «При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) договор должен содержать расчет и обоснование цены договора, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного пунктом 13.2.1 Положения о закупке, не требуется». Оспариваемая закупка , указывает Заявитель, требует оформления соответствующего отчета, следовательно, договор должен содержать расчет и обоснование цены. В нарушение п. 13.2.2 Положения о закупках, Заказчик не включил в договор расчет и обоснование цены договора.

      3.3. В соответствии с п. 13.2.3. Положения о закупках, «При заключении договора в письменной форме с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к такому поставщику (подрядчику, исполнителю) предъявляются требования, предусмотренные пунктом 7.1.1 Положения о закупке, за исключением случая заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), происходящим из иностранного государства», в пункте 12 («Требования к участнику закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям») Раздела I. Документации о закупке у единственного поставщика лабораторных животных по процедуре №31806521083 значится формулировка «Не требуется». Следовательно, считает Заявитель, никаких требований в нарушение п.7.1.1. Заказчик к участнику закупки не предъявил и формально вправе заключить договор в частности с лицами, включенными в реестр недобросовестных поставщиков, что является грубым нарушением общих принципов закупочной деятельности и Положения о закупках Заказчика.

3.4. В соответствии с п.4.1.4. Положения о закупках, «В ЕИС размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением о закупке».

Заявитель отмечает, что в нарушение п.4.1.4. Положения о закупках, Заказчик не разместил на ЭТП ЕИС отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, предусмотренный п.13.2.1. Положения о закупках.

   3.5. В нарушение п. 15.1.2 Положения о закупках. Заказчик в документации о закупке (п. 17 Раздела I. Документации) установил срок подписания договора «Не ранее чем через 10 дней с даты размещения извещения на сайте», тогда как в п. 15.1.2 Положения о закупках, срок подписания договора не ранее 10 дней и не позднее 20дней со дня подписания итогового протокола.

 Таким образом, указывает Заявитель, Заказчик в нарушение части 5 статьи 4 Закона о закупках и Положения о закупках не разместил на официальном сайте ЕИС информацию о закупке, а именно: отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, предусмотренный п.13.2.1. Положения о закупках; требования к участнику закупки, предусмотренные пунктом 7.1.1 Положения о закупке; расчет и обоснование цены договора, предусмотренный п. 13.2.2. Положения о закупках; обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, а также цены договора и иные существенные условия договора, предусмотренное п.13.2.1. Положения о закупках.

  1. Заявитель считает, что неоднократное избрание заказчиком способа закупки у единственного поставщика, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, ни только нарушает принципы осуществления закупочной деятельности, но и содержит признаки нарушения статьи 16 Закона "О защите конкуренции", в связи с осуществлением между Заказчиком и единственным поставщиком согласованных действий по ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

 Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Организатору торгов предписание, а также привлечь к административной ответственности за допущенные нарушения.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия Краснодарского УФАС России, выслушав представителей сторон, изучив представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 2 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положением о закупке является документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В  пункте 13 Положения о закупке товаров, работ и услуг ФГБНУ «НИИ МП» от 01 августа 2017 года, утверждённом Федеральным Агентством Научных Организаций (ФАНО) России (размещено в ЕИС 10 августа 2017 года) определен порядок закупки у единственного поставщика). В пункте  13.1.1. указано, что «Под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается способ закупки, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю), далее перечисляются виды закупок у единственного поставщика, прописан порядок обоснования, порядок заключения и исполнения договора, и требования к поставщикам.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом N 223-ФЗ положения о закупке (Письмо Минэкономразвития от 29 января 2016 года N Д28и-270).

Установлено, что обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком  согласно Положению о закупках у  Заказчика имеется.

Мониторинг цен проведен, предложение о заключении договора поставки направлено двум известным  поставщикам ООО «Афрозоо» и ООО «ЛЕО», согласие на заключение договора было получено только от ООО «ЛЕО» с предложением цены за голову.

При проведении закупки у единственного поставщика Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке, Документацией.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. Ограничений по сумме договоров, заключаемых по результатам реализации того или иного способа закупки, предусмотренного положением о закупке, номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг в Законе о закупках не содержится. Законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц не предусмотрены требования к порядку обоснования выбора конкретного лица в качестве единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки (помимо конкурса и аукциона), в том числе, условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком.

Положение о закупках товаров, работ и услуг ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» года размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 10 августа 2017 года.

Согласно п. 6.1. Положения выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения с ним договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения нужд Заказчика может осуществляться с помощью следующих способов закупки:

1) конкурентные способы закупки (включая формы закупки - открытая, закрытая, электронная):

2) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Согласно п. 13 Положения «Основание закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» одним из оснований закупки у единственного поставщика является подпункт 14. «Заказчик, являющийся исполнителем по государственному (муниципальному) контракту, либо заключенному гражданско-правовому договору на выполнение научно- исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, привлекает в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта, либо гражданско-правового договора, иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для исполнения предусмотренных в таких контракте, либо договоре обязательств».

Установлено, что ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» является исполнителем по заключенному договору научно - исследовательских работ № Б-4918-2017   от 21.11.2017 с ЗАО «БИОКАД» (г.Санкт-Петербург).

Для выполнения работ требуются животные:

Макака яванская - 15 самок, 15 самцов, возраст 4-7 лет, вес от 4 до 6 кг.

          Прямая закупка - способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам Заказчик в своем Положении о закупке согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-Ф3.

Положением о закупке п. 13.3.2 установлено, что при проведении закупки у единственного поставщика Заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения договора. Извещение содержит информацию, указанную в п. 8.1.1. Положения о закупке. Таким образом требования нормативных актов к содержанию извещения соблюдены.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках. 

Заказчик вправе внести изменения в условия извещения и документации, внесение изменений проведено с соблюдением сроков, регламентированных для заключения договора, до размещения протокола итогов, что не противоречит законодательству.

Документация и извещение о закупке содержат информацию о количестве животных и стоимости договора. Протокол закупки у единственного поставщика размещен в ЕИС 24.05.2018 по цене, указанной в извещении.

Ранее 19.04.2018 Заказчиком в адрес Заявителя  направлено письмо с предложением заключить контракт на поставку животных с просьбой предоставить ответ в срок до 23.04.2018 . Ответ  в требуемые сроки получен не был

30.04.2018 в адрес Заказчика поступает заявка Заявителя  на участие  в закупке животных,  согласно ранее проведенной закупки (извещение № 31806291485 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) на 60 голов макак яванских, контракт заключен 11.04.2018.

Предложение о цене договора учтено для планируемых закупок товаров для научно-исследовательских работ, о чем Заявителю направлено соответствующее письмо №151 от 03.05.2018 с предложением заключить договор с ООО «АфроЗоо». Ответ в требуемые сроки (7.05.2018) от ООО «АфроЗоо» получен не был.

Также установлено, что заявка Организатору торгов от ООО «АфроЗоо» поступила по электронной почте 15 мая 2018 года в 20:48, в момент, когда был размещен в ЕИС протокол закупки у единственного поставщика 15.05.2018 в 14:15.

С заявлением об оспаривании положений указанной документации ООО «АфроЗоо» не обращалось.

Согласно части 1 статьи 18.1. Федеральный закон от 26.07.2006                 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции» порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом проведение закупки у единственного поставщика является прямой не конкурентной процедурой, и не подпадает под действие ч. 1 ст. 18.1 135-ФЗ.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение жалобы ООО «АфроЗоо» на действия ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» при проведении закупки  у единственного поставщика на право заключения договора на поставку лабораторных животных (извещение №№31806521083  опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) прекратить.

       2. Передать материалы дела №159-Т/2018 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении  антимонопольного законодательства по  статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».      

 

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии:                      Е.В.Крамаренко 

        

Члены Комиссии:                                                       О.И. Тимофеенко

                                                                           О.А.Сафронова

                                                                                    

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны