Решение б/н РЕШЕНИЕ № 168/2015 от 20 февраля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Заявителю: <…> ____________________ <…>
Ответчику: ПАО «Кубаньэнерго» __________________________ ул. Ставропольская, 2 F, г. Краснодар, 350033
Ответчику: ОАО «Кубаньэнергосбыт» _____________________ ул. Гимназическая, 55/1, г. Краснодар, 350000 |
|
|
|
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар
Резолютивная часть решения объявлена 08.02.2016
Полный текст решения изготовлен 18.02.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 168/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
Цуканов-Лубяницкий Г.В. – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Коробкина О.Р. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело № 168/2015 по признакам нарушения ПАО «Кубаньэнерго» (350033, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 2 А), ОАО «Кубаньэнергосбыт» (350000, г. Краснодар, ул. Гимназическая, 55/1) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России из прокуратуры Красноармейского района письмом от 17.02.2015 № 1р-2015 (вх. в Управление от 05.03.2015 № 2452) поступило обращение <…> (далее - Заявитель) на действия ПАО «Кубаньэнерго», ОАО «Кубаньэнергосбыт».
В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено следующее.
22.10.2013 ПАО «Кубаньэнерго» проведены внеочередные испытания эл. энергии по показаниям качества, установленным ГОСТ 13109-97 на ПС 110/35/10 кВ «Красноармейская» 2 сш., ТП-К-8-730, расположенной по адресу: <…>, по результатам которых выявлено не соответствие напряжения, о чем составлен соответствующий Протокол № 235-2013-1026.
Также 06.05.2015 ПАО «Кубаньэнерго» зафиксировано отклонение качества электроэнергии по напряжению от установленных ГОСТ 33073-2014, о чем составлен соответствующий Протокол испытаний № 235-2015-459.
Услуги по передаче эл. энергии урегулированы ОАО «Кубаньэнергосбыт» и ПАО «Кубаньэнерго» путем заключения договора оказания услуг по передаче эл. энергии по сетям ПАО «Кубаньэнерго» от 15.01.2014 № 407/30-5.
С целью улучшения качества эл. энергии поставляемой Заявителю ОАО «Кубаньэнергосбыт» неоднократно обращалось в адрес ПАО «Кубаньэнрего» о необходимости проведения работ по замене ВЛ-0,4 кВ, посредством которой осуществляется энергоснабжение Объекта <…>.
В свою очередь, ПАО «Кубаньэнерго» осуществило действия по перераспределению нагрузок на ВЛ-0,4 кВ, посредством которой осуществляется энергоснабжение Объекта.
Однако, 09.07.2015 Заявитель повторно обратился в адрес ПАО «Кубаньэнерго» с жалобой на ненадлежащее качество эл. энергии.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (статья 542 ГК РФ).
Согласно статье 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 –ФЗ «Об электроэнергетике», субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Требования к качеству электрической энергии установлены ГОСТом 21128-83 "Системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники электрической энергии. Номинальные напряжения до 1000В", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 29.11.1983 N 5576. Пунктом 3 ГОСТа 21128-83 определено номинальное напряжение в сетях потребителей, которое составляет 220 Вольт.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регламентирован Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – Правила № 354).
Согласно п. 109 Правил № 354, по окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
В ходе рассмотрения обращения со стороны ПАО «Кубаньэнерго», ОАО «Кубаньэнергосбыт» не представлены Акты проверки качества коммунальной услуги по энергоснабжению, предусмотренные п. 109 Правил № 354.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ПАО «Кубаньэнерго» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ПАО «Кубаньэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО Красноармейский район, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях ПАО «Кубаньэнерго» установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении поставки электроэнергии ненадлежащего качества в жилой дом, расположенный в <…>.
Приказом от 13.05.2015 № 195 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении ПАО «Кубаньэнерго» возбуждено дело №168/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением о назначении дела № 168/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (от 15.05.2015 № 8938/6), назначена дата рассмотрения дела – 01.07.2015.
01.07.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представители ПАО «Кубаньэнерго»: <…>по доверенности от <…>, <…>по доверенности от <…>; <…>.
На заседании, в связи с удовлетворением ходатайства <…>о привлечении в дело ОАО «Кубаньэнергосбыт» в качестве заинтересованного лица, а также необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела. Назначена дата рассмотрения дела – 12.08.2015.
12.08.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; <…>, представители ОАО «Кубаньэнергосбыт»: <…>по доверенности от <…>, <…>по доверенности от <…>; надлежаще уведомленное ПАО «Кубаньэнерго» отсутствовало.
На заседании, в связи с удовлетворением ходатайства ПАО «Кубаньэнерго» об отложении рассмотрения дела, а также необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела до – 13.11.2015, а также определение об отложении рассмотрения дела. Назначена дата рассмотрения дела – 24.09.2015.
24.09.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представители ОАО «Кубаньэнергосбыт»: <…>по доверенности от <…>, <…>по доверенности от <…>; надлежаще уведомленные <…>, ПАО «Кубаньэнерго» отсутствовали.
На заседании, в связи с удовлетворением ходатайства ПАО «Кубаньэнерго» об отложении рассмотрения дела, а также необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела. Назначена дата рассмотрения дела – 03.11.2015.
03.11.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ПАО «Кубаньэнерго» - <…>по доверенности от <…>; <…>; надлежаще уведомленное ОАО «Кубаньэнергосбыт» отсутствовало.
На заседании, в связи с привлечением ОАО «Кубаньэнергосбыт» в качестве ответчика по делу № 168/2015, а также необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела до – 15.02.2016, а также определение об отложении рассмотрения дела. Назначена дата рассмотрения дела – 17.12.2015.
17.12.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представители ОАО «Кубаньэнергосбыт»: <…>по доверенности от <…>, <…>по доверенности от <…>; <…>, представители ПАО «Кубаньэнерго»: <…>по доверенности от <…>, <…>по доверенности от <…>.
На заседании Комиссией объявлен перерыв рассмотрения дела до 23.12.2015.
23.12.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО «Кубаньэнергосбыт» - <…>по доверенности от <…>; <…>., надлежаще уведомленное ПАО «Кубаньэнерго» отсутствовало.
На заседании, в связи с удовлетворением ходатайства ПАО «Кубаньэнерго», ОАО «Кубаньэнергосбыт» об отложении рассмотрения дела, а также необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела. Назначена дата рассмотрения дела – 08.02.2016.
08.02.2016 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО «Кубаньэнергосбыт» - <…>по доверенности от <…>; <…>.; представитель ПАО «Кубаньэнерго» - <…>по доверенности от <…>.
Комиссия, в полном объеме изучив все фактические обстоятельства дела № 168/2015, установила следующее.
22.10.2013 ПАО «Кубаньэнерго» на основании сообщения Заявителя о ненадлежащем качестве эл. энергии, проведены внеочередные испытания эл. энергии по показаниям качества, установленным ГОСТ 13109-97 на ПС 110/35/10 кВ «Красноармейская» 2 сш., ТП-К-8-730, расположенной по адресу: <…>, по результатам которых выявлено несоответствие напряжения, о чем составлен соответствующий Протокол № 235-2013-1026.
Также 06.05.2015 ПАО «Кубаньэнерго» зафиксировано отклонение качества электроэнергии по напряжению от установленных ГОСТ 33073-2014, о чем составлен соответствующий Протокол испытаний № 235-2015-459.
Услуги по передаче эл. энергии урегулированы ОАО «Кубаньэнергосбыт» и ПАО «Кубаньэнерго» путем заключения договора оказания услуг по передаче эл. энергии по сетям ПАО «Кубаньэнерго» от 15.01.2014 № 407/30-5.
С целью улучшения качества эл. энергии поставляемой Заявителю ОАО «Кубаньэнергосбыт» неоднократно обращалось в адрес ПАО «Кубаньэнрего» о необходимости проведения работ по замене ВЛ-0,4 кВ, посредством которой осуществляется энергоснабжение Объекта <…>.
В свою очередь, ПАО «Кубаньэнерго» осуществило действия по перераспределению нагрузок на ВЛ-0,4 кВ, посредством которой осуществляется энергоснабжение Объекта, а также замене силового трансформатора на КТП К-8/730 мощностью 100 кВА на 160 кВА.
Однако, 09.07.2015 Заявитель повторно обратился в адрес ПАО «Кубаньэнерго» с жалобой на ненадлежащее качество эл. энергии.
Из пояснений <…> следует, что в августе 2015 года ПАО «Кубаньэнерго» перед узлом учета эл. энергии установили стабилизатор напряжения.
В ходе рассмотрения дела № 168/2015 из пояснений сторон Комиссией установлено, что указанный стабилизатор напряжения ПАО «Кубаньэнерго» установило в присутствии Заявителя, за свой счет. Документы, подтверждающие требование ПАО «Кубаньэнерго» от Заявителя оплаты расходов за установку и эксплуатацию стабилизатора напряжения в ходе рассмотрения дела № 168/2015 сторонами не представлены.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (статья 542 ГК РФ).
Согласно статье 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 –ФЗ «Об электроэнергетике», субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Требования к качеству электрической энергии установлены ГОСТом 21128-83 "Системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники электрической энергии. Номинальные напряжения до 1000В", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 29.11.1983 N 5576. Пунктом 3 ГОСТа 21128-83 определено номинальное напряжение в сетях потребителей, которое составляет 220 Вольт.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регламентирован Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – Правила № 354).
Согласно п. 109 Правил № 354, по окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
В ходе рассмотрения дела № 168/2015 Заявителем заявлено, что Регламент взаимодействия ПАО «Кубаньэнерго» и ОАО «Кубаньэнергосбыт» при рассмотрении обращений потребителей по вопросам качества поставляемой эл. энергии и(или) надежности энергоснабжения (далее - Регламент) ущемляет его интересы.
Комиссией указанные доводы рассмотрены и отклонены в виду следующего.
Регламент взаимодействия ПАО «Кубаньэнерго» и ОАО «Кубаньэнергосбыт» при рассмотрении обращений потребителей по вопросам качества поставляемой эл. энергии и(или) надежности энергоснабжения (далее - Регламент) подписан сторонами в целях исполнения договора оказания услуг по передаче эл. энергии по сетям ПАО «Кубаньэнерго» от 15.01.2014 № 407/30-5.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Однако в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Таким образом, подписание сторонами указанного Регламента является волеизъявлением сторон, в связи с чем Регламент порождает гражданские права и обязанности только для лиц его заключивших.
Кроме того, отношения между потребителем и исполнителем коммунальных услуг (в данном случае услуг по энергоснабжению) в части исполнения сторонами условий договора энергоснабжения, а также отношения по предоставлению коммунальных услуг ненадлежащего качества, регламентированы Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с Основными положениями от 04.05.2012 N 442 потребители коммунальной услуги по электроснабжению, которые в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, не находятся на обслуживании у исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, принимаются на обслуживание гарантирующим поставщиком с даты, установленной для такого принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и вносят плату за потребленную с этой даты электрическую энергию в адрес гарантирующего поставщика. Соответствующие договоры с указанными потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 20 Основных положений от 04.05.2012 N 442).
В п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрены три случая, когда ресурсоснабжающая организация должна приступить к непосредственному предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, одним из которых является предоставление коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых домов (домовладений). Только в этих случаях на ресурсоснабжающую организацию распространяются нормы действующего законодательства, относящиеся к исполнителю коммунальных услуг.
Согласно Постановлению главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 N 861 "О государственной жилищной инспекции Краснодарского края" Государственная жилищная инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор посредством организации и проведения проверок соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Кроме того, Государственная жилищная инспекция наделена полномочиями по привлечению юридических лиц к административной ответственности за нарушение ст. 7.23 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
С учетом вышеизложенного, указанные отношения между потребителем (<…>) и исполнителем коммунальных услуг (ОАО «Кубаньэнергосбыт») по предоставлению коммунальной услуги по энергоснабжению ненадлежащего качества регулируются нормами жилищного законодательства.
Федеральным законом от 05.10.2015 № 275 – ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135 – ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон «О защите конкуренции») внесен ряд изменений.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» в редакции, действующей с 05.01.2016 г., запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона «О защите конкуренции»).
08.02.2016 на заседании Комиссии Краснодарского УФАС России по делу №168/2015 <…> сообщено, что он не осуществляет предпринимательскую и иную профессиональную деятельность приносящую доход, что занесено в протокол заседания Комиссии от 08.02.2016 (протокол имеется в материалах дела).
На основании вышеизложенного, в действиях ПАО «Кубаньэнерго», ОАО «Кубаньэнергосбыт» отсутствует факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 2-3.4 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,
РЕШИЛА:
- Прекратить рассмотрение дела № 168/2015 ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ПАО «Кубаньэнерго», ОАО «Кубаньэнергосбыт».
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии Г.В. Цуканов-Лубяницкий
О.Р. Коробкина
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.