Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 169/2015 от 18.05.2015 по признакам наруше... от 1 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                      

Резолютивная часть решения объявлена 18.06.2015 г.

Полный текст решения изготовлен 02.07.2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Оберемок В.В. – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

Крамаренко Е.В. – начальник отдела контроля органов власти;

Левит Н.В. – заместитель начальника отдела контроля органов власти

Еременко С.Г. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 169/2015 от 18.05.2015 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Динской район (Красная, 55, ст. Динская, Краснодарский край, 353200) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителя Администрации – Л.А.В. (доверенность № 01-30/419 от 17.04.2015), в отсутствие надлежаще уведомленного Ф.А.Б.,

 

УСТАНОВИЛА:

Краснодарским УФАС России рассмотрено заявление Ф.А.Б. (далее – Заявитель) на действия администрации муниципального образования Динской район (далее - Администрация) по предоставлению А.С.А. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Динская, ул. Крайняя, 2д, с разрешенным видом использования – для размещения коммунально-складских помещений. Установлено следующее.

10.06.2014 года Заявитель обратился с заявлением peг. № 10062014-199183-112 через Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг в администрацию муниципального образования Динской район с заявлением в порядке статьи 30,31 Земельного кодекса РФ о предоставлении в аренду земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта - коммунально-складского назначения на земельном участке ориентировочной площадью 10000-12000 кв.м., расположенном в станице Динской в кадастровом квартале 23:07:0801021, прилегающем к земельным участкам с кадастровыми номерами 23:07:0801021:10, 23:07:0801021:157, 23:07:0801021:169, и утверждении Акта выбора земельного участка.

Решением об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 17 июля 2014 г. peг. № 10.01-08/3108 Заявителю отказано в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что «согласно информации управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Динской район в настоящее время проводятся работы по формированию испрашиваемого земельного участка по ранее поданному заявлению.

Данный земельный участок после осуществления кадастрового учёта будет реализован в соответствии с требованиями земельного законодательства».

Однако, постановлением администрации муниципального образования Динской район от 24.11.2014г. № 810 испрашиваемый Заявителем земельный участок предоставлен А.С.А. в аренду в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса РФ, согласно пункту 1 постановления администрации муниципального образования Динской район от 24.11.2014г. № 810 «Предоставить А. С.А. на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 23:07:0801021:318, площадью 11552 кв.м, (категория земель - земли населённых пунктов) расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, станица Динская, улица Крайняя, 2 д, с разрешённым использованием - для размещения коммунально- складских помещений».

По результатам рассмотрения указанного обращения в действиях Администрации установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Динская, ул. Крайняя, 2д, в аренду без проведения торгов.

Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 18.05.2015 № 204 возбуждено дело № 169/2015 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Определением от 22.05.2015 рассмотрение дела назначено на 18.06.2015 на 11-00.

В ходе рассмотрения дела № 169/2015 установлено следующее.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 23:07:0801021:318 сформирован в границах, прилегающих к земельным участкам с кадастровыми номерами 23:07:0801021:10, 23:07:0801021:157, 23:07:0801021:169.

Согласно сведениям ЕГРП на данный земельный участок зарегистрировано право аренды, запись № 23-23-31/2503/2014-677 от 23.12.2014.

Из информации, представленной Администрацией на запрос управления, следует, что 16.01.2014 гр. А.С.А. обратилась к главе администрации Динского района с заявлением (подписано 13.01.2014) о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 5 лет, с предварительным согласованием места размещения объекта, ориентировочной площадью 1,2 га, расположенного в районе ЦРБ ст. Динской, для строительства коммунально-складских помещений.

Управлением имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) 07.10.2014 дано извещение в средствах массовой информации (газета «Трибуна») о возможном предоставлении земельного участка по предварительному согласованию места размещения объекта.

По истечению четырнадцатидневного срока отведенного, в соответствии с постановлением администрации МО Динской район от 03.09.2014 № 1221 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование места размещения объекта», для подачи заявлений и возражений о возможном предоставлении вышеуказанного земельного участка, подготовлено заключение об отсутствии заявлений от иных лиц о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: ст. Динская, ул. Крайняя, 2 д.

В связи с тем, что ни одно заинтересованное лицо в предоставлении земельного участка расположенного по адресу: ст. Динская, ул. Крайняя, 2 д. в период, отведенный на прием заявлений и обращений, в Администрацию не обратилось, 27.10.2014 администрацией МО Динской район издано постановление № 1575 «О предварительном согласовании места размещения объекта, образовании земельного участка по адресу: Краснодарский край, Динской район, станица Динская, улица Крайняя, 2 д, и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории».

Вместе с тем, Администрацией при предоставлении данного земельного участка А. С.А. не учтено следующее.

В соответствии со статьей 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) (далее – Кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу пункта 5 статьи 30 Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета в соответствии с правилами; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.

Согласно статье 31 Кодекса заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Кодекса. После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.

По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.

При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.

Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Изложенный правовой подход содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 и от 15.11.2011 N 7638/11.

Аналогичная правовая позиция высказана в постановлениях ФАС СКО от 24.05.2012 по делу N А32-7788/2011, от 12.04.2012 по делу N А53-5263/2011, от 30.01.2014 по делу N А32-20742/2012.

Как установлено в ходе рассмотрения заявления, и не оспаривается Администрацией, на спорный земельный участок претендовала не только гр. А.С.А., но и Заявитель.

Земельное законодательство не связывает возникновение права на подачу заявления на предоставление земельного участка с датой публикации информационного сообщения о возможном предоставлении конкретного земельного участка.

Таким образом, поскольку Ф.А.Б. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, предоставление спорного участка должно производиться на торгах.

Однако администрация в последующем, утвердив материалы предварительного согласования и акты выбора земельных участков  для А.С.А. путем издания постановления от 27.10.2014 № 1575, не обеспечила справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного, в действиях администрации муниципального образования Динской район установлен факт нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Динская, ул. Крайняя, 2д, в аренду без проведения торгов, что приводит или может привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 47, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях администрации муниципального образования Динской район факт нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Динская, ул. Крайняя, 2д, в аренду без проведения торгов, что приводит или может привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. В связи с тем, что договоры аренды заключены, предписание не выдавать.

3. Материалы дела № 169/2015 передать должностному лицу Краснодарского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц администрации муниципального образования Динской район по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                             В.В. Оберемок

Члены Комиссии:                                                        Е.В. Крамаренко

                                                                                    Н.В. Левит

С.Г. Еременко

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

Связанные организации

Связанные организации не указаны