Решение б/н РЕШЕНИЕ № 170-Т/2016 по результатам рассмотрения жалобы на ... от 2 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 170-Т/2016

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

01 июня 2016 г.                                                                                               г. Краснодар                                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:

Левит Н.В. – заместитель начальника отдела контроля органов власти;

Еременко С.Г. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

Азарова Е.И. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,

рассмотрев жалобу ИП М.Н.В. (далее – Заявитель) на действия АО «Новорослесэкспорт» (далее – Заказчик, Организатор торгов) при организации и проведении запроса предложений на выполнение работ по комплексному энергетическому обследованию объектов основных средств АО «Новорослесэкспорт» (извещение № 31603661291 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), в присутствии представителей Заказчика – З.Е.Р. (доверенность .), Д.М.В. (доверенность .) и К.А.В. (доверенность .) в присутствии  Заявителя и Зотова В.В.,

УСТАНОВИЛА:

В Краснодарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия АО «Новорослесэкспорт» при организации и проведении запроса предложений на выполнение работ по комплексному энергетическому обследованию объектов основных средств АО «Новорослесэкспорт» (извещение № 31603661291 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России по адресу: http://www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 01.06.2016 в 11-00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

Заявитель жалобы при оспаривании действий Организатора торгов, указывает, что Заказчиком в одном лоте объединены разные виды работ: энергообследование, энергоаудит (ОКВЭД 74.30.9) и режимно-наладочные работы котельного оборудования (ОКВЭД 28.30.92.120). Кроме того, указывает, что в закупочной документации необоснованно установлено требование о наличии в собственности подрядчика аттестованной электролаборатории, а также требование к подрядчику являться членом «СРО» и иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное СРО, в связи с чем, просит признать незаконными действия Заказчика и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Заказчик считает жалобу Заявителя  необоснованной и указывает, что выполнил все требования законодательства при проведении закупки в полном объеме.

          Комиссия Краснодарского УФАС России, изучив представленные материалы и пояснения сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Заказчик разместил на официальном сайте извещение № 31603661291 о проведении запроса предложений на выполнение работ по комплексному энергетическому обследованию объектов основных средств АО «Новорослесэкспорт».

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - закон). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно требованиям пункта 2 ст. 16 Федерального закона Российской

Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лица, подлежащие проведению обязательных энергообследований, должны проводить это обследование не реже 1-го раза в 5 лет, срок следующего обязательного энергетического обследования должно быть проведено не позднее 2017 года. Таким образом, АО «НЛЭ» действующее законодательство в сфере энергетических обследований не ограничивает, в праве проведения добровольного энергетического обследования, что непосредственно и является предметом закупки согласно извещению № 31603661291. При этом в предмете закупки и его наименовании не производятся различия между типами энергетических обследований, так как результатом любого энергетического обследования и энергоаудита является энергетический паспорт (ст. 15, пункт 6 261-ФЗ).

Действующее законодательство РФ в сфере энергетических обследований и энергоаудита, а в частности в Федеральном законе Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в Приказе Минэнерго России от 30.06.2014 N 400 "Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования" не представлен исчерпывающий технический и технологический перечень и номенклатура требуемых для разработки энергетического паспорта и программы мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности юридического лица (потребителя топливно-энергетических ресурсов). Также подобный перечень и состав выполняемых при энергоаудите работ отсутствует в нормативных актах Ростехнадзора РФ.

Однако, пунктом 3 приложения № 1 Приказа Минэнерго России от 30.06.2014 N 400 "Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования" установлено дословно: При проведении добровольного энергетического обследования объем оказываемой услуги определяется лицом, заказавшим проведение энергетического обследования в соответствии с договором на оказание услуги по проведению энергетического обследования. При этом требования к составу и перечню необходимых мероприятий и работ по энергообследованию объектов АО «НЛЭ» приведены в соответствующей документации по запросу предложений по представленному извещению.

Ст. 2 ФЗ № 261 приведены основные понятия и определения в вопросах энергосбережения, а именно:

энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;

энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).

Далее, ст. 15 вышеупомянутого федерального закона установлено в отношении каких объектов осуществляется энергетическое обследование, а именно: Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Кроме того, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утверждены Минэнерго России) которые распространяются на паровые котлы, указанные в свою очередь в Извещении, в 2.5.1. указано, что, для эффективной эксплуатации тепловых энергоустановок организация обеспечивает:

- учет топливно-энергетических ресурсов;

- разработку нормативных энергетических характеристик тепловых энергоустановок;

- контроль и анализ соблюдения нормативных энергетических характеристик и оценку технического состояния тепловых энергоустановок;

- анализ энергоэффективности проводимых организационно-технических мероприятий;

- ведение установленной государственной статистической отчетности;

- сбалансированность графика отпуска и потребления топливно-энергетических - ресурсов.

В п. 2.5.4 Правил указано: Организация периодически, но не реже 1 раза в 5 лет, проводит режимно-наладочные испытания и работы, по результатам которых составляются режимные карты, а также разрабатываются нормативные характеристики работы элементов системы теплоснабжения. По окончании испытаний разрабатывается и проводится анализ энергетических балансов и принимаются меры к их оптимизации.

Таким образом, основными целями и задачами проведения режимно-наладочных испытаний котельного оборудования является получение объективных данных о функциональном состоянии оборудования, объективных данных о работе системы учета топлива и тепловой энергии, разработка и оценка топливно-энергетических балансов, оценка энергетической эффективности работы оборудования и разработка мероприятий по повышению уровня энергосбережения и энергетической эффективности, а также разработка режимных карт и технического отчета по результатам испытаний, о чем было указано в техническом задании, извещении и документации о закупке.

Подобные требования о наличии указанных выше показателях энергетической эффективности (в области функционирования и эффективности котельного оборудования) установлены в требованиях по формированию энергетического паспорта и отчета об энергетическом обследовании согласно Приказа Минэнерго России от 30.06.2014 N 400 "Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования", а именно в приложениях энергетического паспорта за номерами 3, 4, 6, 7, 14, 22, 29.

Отсюда следует прямой вывод о технической и технологической взаимосвязи между вопросами энергетического обследования и режимно-наладочных испытаний котельного оборудования.

Кроме того, действующим законодательством РФ не установлены ограничения объединения двух и более смежных и технологически взаимосвязанных видов деятельности, имеющих идентичные цели и задачи в плане их выполнения, в один лот или одну закупку. Тем более что они необходимы для обеспечения безопасности и экономичности работы технологического оборудования предприятия.

Пунктом 2.6.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок установлены требования к специализированным организациям, занимающимися вопросами наладочных испытаний, а именно: Теплотехнические испытания, инструментальные измерения и другие диагностические работы на тепловых энергоустановках могут выполняться специализированными организациями. При проведении работ используются соответствующие средства измерений, методики и нормативно-технических документов. Методики и программы проведения испытаний, инструментальных измерений, проводимых на тепловых энергоустановках, должны быть согласованы специализированными организациями в органах государственного энергетического надзора (Ростехнадзор РФ).

Согласно приказу Минрегиона от 30.12.2009 № 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В данном приказе есть ссылка:

<*> Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации морские порты отнесены к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.

На основании изложенных выше аргументов к участникам закупки установлены требования о наличии свидетельства СРО в области обеспечении работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства с указанием следующих видов деятельности:

- пункт 24.20. «Пусконаладочные работы паровых котлов»;

- пункт 24.23. «Пусконаладочные работы оборудования водоочистки и

оборудования химводоподготовки»;

- пункт 24.25. «Пусконаладочные работы газовоздушного тракта;

- пункт 24.26. «Пусконаладочные работы общекотельных систем и инженерных коммуникаций».

Кроме того, из пояснений Заказчика следует, что АО «НЛЭ» является теплоснабжающей организацией, то есть организацией с регулируемыми видами деятельности. Вся документация и тарифы надлежащим образом оформлены и согласованы с Региональной энергетической комиссией Краснодарского края. Поэтому проведение режимно-наладочных испытаний в рамках энергетического обследования позволит повысить качество услуг по производству и транспортировке тепловой энергии для потребителей, а также в последующем позволит сокращать производственные издержки теплоснабжения.

Замечание в жалобе относительно того, что виды деятельности по проведению энергетических обследований и проведению режимно-наладочных испытаний относятся к совершенно разным кодам ОКВЭД не соответствует действительности.

Указанный в жалобе код ОКВЭД 28.30.92.120 (Услуги по техническому обслуживанию и ремонту паровых котлов) применяются для эксплуатирующих и обслуживающих оборудование организаций. Состав работ по обслуживанию, ремонту и режимно-наладочных испытаний совершенно различный, цели и задачи которых также не совпадают. Исходя из этого, согласно кодам ОКВЭД2, а именно 71.20 (Технические испытания, исследования, анализ и сертификация) деятельность по проведению энергетического обследования относится к коду 71.20.4 (Испытания, исследования и анализ целостных механических и электрических систем, энергетическое обследование), а работы по проведению режимно-наладочных испытаний относится код 71.20.9 (Деятельность по техническому контролю, испытаниям, анализу, прочая). Исходя даже из наименования кода 71.20.9 видно, что деятельность по наладочным испытаниям напрямую относится к данному коду. При этом в самом Извещении была сделана запись о принадлежности заказываемых видов работ к коду ОКВЭД2 – 71.20 (Технические испытания, исследования, анализ и сертификация).

Что касается требования о наличия аттестованной электролаборатории в органах Ростехнадзора, то в составе работ по инструментальному обследованию объектов АО «НЛЭ» присутствует пункт о проведении анализа показателей качества и количества электрической энергии в соответствии с действующей нормативно-технической документацией. Данный пункт предполагает работу и деятельность с электрооборудованием напряжением выше 1000 В.

Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (п. 1.2.5.) Индивидуальные предприниматели, выполняющие техническое обслуживание и эксплуатацию электроустановок, проводящие в них монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения по договору, должны проходить проверку знаний в установленном порядке и иметь соответствующую группу по электробезопасности.

Согласно п.39.1. и п.39.3. Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок к проведению испытаний электрооборудования допускаются работники, прошедшие специальную подготовку и проверку знаний и требований, содержащихся в настоящем подразделе, комиссией, в состав которой включаются специалисты по испытаниям оборудования, имеющие группу V - в электроустановках напряжением выше 1000 В и группу IV - в электроустановках напряжением до 1000 В.

Право на проведение испытаний подтверждается записью в поле «Свидетельство на право проведения специальных работ» удостоверения о проверке знаний правил работы в электроустановках.

Испытательные установки (электролаборатории) должны быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем федеральный государственный энергетический надзор.

Испытания электрооборудования проводит бригада, в которой производитель работ должен иметь группу IV, член бригады - группу III, а член бригады, которому поручается охрана, - группу II.

Из пояснений Организатора торгов следует, что вид работ по измерениям показателей качества и количества электрической энергии напрямую относится и является неотделимой частью вопроса энергетических обследований, вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Создание и аттестация электротехнической лаборатории (ЭТЛ) возможно как на базе юридического лица, так и на базе индивидуального предпринимателя, аттестация и регистрации ЭТЛ производится на безвозмездной основе в территориальном органе Ростехнадзора.

Для подтверждения качества выполняемых работ на электроустановках кроме требований к персоналу установлены требования по наличию допуска СРО в области обеспечении работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства с указанием следующих видов деятельности:

- пункт 24.4. «Пусконаладочные работы силовых и измерительных трансформаторов»;

- пункт 24.7. «Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении»;

- пункт 24.8. «Пусконаладочные работы систем напряжения и оперативного тока»;

- пункт 24.10. «Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств».

Это требование аналогично наличию аттестованной электролаборатории в составе Исполнителя, так как любые некорректные действия в электроустановках могут повлечь за собой негативные последствия. Такие действия могут быть вызваны отсутствием знаний и профессионализма исполнителя, некорректное использование, установка и снятие показаний с испытательного и измерительного оборудования (анализатор качества и количества электрической энергии) и прочие непрофессиональные действия.

Поэтому в целях обеспечения безопасности и качества выполняемых работ Заказчиком установлены подобные требования. Кроме того, территория АО «НЛЭ» является опасным производственным объектом, зарегистрированным в органах Ростехнадзора, то есть все работы на территории предприятия оформляются на основании разрешений различных органов, в том числе и Ростехнадзора. В связи с этим установлены требования по наличию аттестаций в области промышленной безопасности, что само по себе не может служить основанием для дискриминаций потенциальных участников закупки. Все перечисленные работы, включая проведение комплексного энергетического обследования и энергоаудита основных средств полностью отвечает производственным потребностям АО «НЛЭ» в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности по всем видам топливно-энергетическим ресурсам и воде.

Кроме того, Заявитель заявку на участие в данной закупке не подавал, тогда как в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При этом возможность обращения в антимонопольный орган иных лиц (лиц, не подавших заявки на участие в торгах, как в данном случае) допускается при условии, что допущены нарушения, установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов либо порядка подачи заявок на участие в торгах.

При рассмотрении жалобы Заявителя установлено, что Заказчиком не допущено нарушений установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов либо порядка подачи заявок на участие в торгах.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП М.Н.В. на действия АО «Новорослесэкспорт» при организации и проведении запроса предложений на выполнение работ по комплексному энергетическому обследованию объектов основных средств АО «Новорослесэкспорт» (извещение № 31603661291 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

 

 

Заместитель председателя Комиссии:                           Е.В. Крамаренко  

      Члены Комиссии:                                                  Н.В. Левит

                                                                                              С.Г. Еременко

                                                                                              Е.И. Азарова

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны