Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 176/2018 от 15 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                      

Резолютивная часть решения объявлена 01.10.2018 г.

Полный текст решения изготовлен 15.10.2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Дегтярева Р.В. –  заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

Богославский Е.А. – начальник отдела контроля органов власти;

Бжассо К.Р. – заместитель начальника отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 176/2018 от 21.05.2018 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Краснодарского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителей Министерства здравоохранения Краснодарского края  – Х.В.Н. (доверенность), П.О.А. (доверенность),

 

УСТАНОВИЛА:

В Краснодарское УФАС России поступили обращения Прокуратуры Северского района (вх. № 13163 от 08.12.2017г.), Д.М.А. (вх. № 13296 от 12.12.2017г.) о нарушении антимонопольного законодательства структурными подразделениями ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее - ГБУЗ «Бюро СМЭ») департамента здравоохранения Краснодарского края в части осуществления платных немедицинских услуг.

В ходе рассмотрения обращения Краснодарским УФАС России установлено следующее.

ГБУЗ «Бюро СМЭ» руководствуется уставом, утвержденным Министерством здравоохранения Краснодарского края и является его подведомственным учреждением.

Министерство здравоохранения Краснодарского края (далее Министерство) является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае (п.п. 1 п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Краснодарского края).

Структурными отделениями ГБУЗ «Бюро СМЭ» оказываются платные немедицинские услуги на основании Регламента деятельности работников ГБУЗ «Бюро СМЭ» МЗ КК, занятых выполнением платных медицинских и немедицинских услуг физическим и юридическим лицам, Положения по организации оказания платных медицинских и немедицинских услуг, прейскуранта на платные немедицинские услуги, утвержденных руководителем ГБУЗ «Бюро СМЭ», а также договора, заключенного между потребителем и ГБУЗ «Бюро СМЭ».

В соответствии с п. 2.6 Устава государственного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» департамента здравоохранения Краснодарского края от 11.07.2011 «Бюджетное учреждение вправе осуществлять следующие виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям»: п. 2.6.2 «Ритуальные услуги».

В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 9.2 Федерального закона №7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждении признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы.

Исчерпывающей перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Согласно п. 1.3 Устава государственного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее - Устав) департамента здравоохранения Краснодарского края от 11.07.2011 является некоммерческой организацией.

Пунктом 2.1 Устава предусмотрено, что основной целью Учреждения является государственная судебно-медицинская деятельность по оказанию содействия судам, органам дознания, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области судебной медицины.

Пунктом 2.3 предусмотрено, что для достижения целей, указанных в п. 2.1 Бюджетное учреждение в установленном законном порядке осуществляет следующие основные виды деятельности в рамках государственного задания: судебно- медицинская экспертиза трупа и судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и др. лиц.

Частью 4 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Особенности правового положения государственного судебно-экспертного учреждения урегулированы Федеральным законом от 31.05.2001№ 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73- ФЗ).

Согласно ст.2 Федерального закона № 73-Ф3 задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

В соответствии со ст.11 Федерального закона № 73-Ф3 государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Статьей 58 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) установлено, что медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданин.

Одним из видов проводимых в Российской Федерации медицинских экспертиз является судебно-медицинская экспертиза.

Таким образом, оказание какой-либо иной деятельности, помимо экспертной, не предусмотрено Федеральным законом №73-ФЗ.

Краснодарское УФАС России, руководствуясь ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало Министерству здравоохранения Краснодарского края предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействий), содержащих признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Предупреждение в установленный срок не исполнено.

07.05.2018 издан приказ № 166 о возбуждении дела №176/2018.

Определением от 21.05.2018 года дело №176/2018 назначено к рассмотрению на 20.06.2018г.

Определением от 20.06.2018 года рассмотрение дела №176/2018 отложено на 17.07.2018г.

Определением от 17.07.2018 года рассмотрение дела №176/2018 отложено на 20.08.2018г.

Определением от 20.08.2018 продлен срок рассмотрения дела № 176/2018 до 21.02.2019.

Определением от 20.08.2018 года рассмотрение дела №176/2018 отложено на 01.10.2018г.

При рассмотрении дела №176/2018 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее.

Оказание платных услуг ГБУЗ «Бюро СМЭ» министерства здравоохранения Краснодарского края предусмотрено действующим законодательством, а именно, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Статус, полномочия и принципы деятельности ГБУЗ «Бюро СМЭ» определены Уставом учреждения.

В 2014 году в Устав были внесены изменения, путём изложения п. 2.6.2. в следующей редакции: «предпохоронная подготовка».

Данный вид деятельности законодательством Российской Федерации не запрещен и является лишь составной (специальной) частью ритуальных услуг.

ГБУЗ «Бюро СМЭ» в соответствии с основным видом деятельности в виде производства судебно-медицинских исследований может оказывать услуги по предпохоронной подготовке трупов без ущерба для основной деятельности и в соответствии с основными целями работы, при этом также иметь дополнительный доход, направляемый на нужды учреждения.

Других ритуальных услуг, не предусмотренных Уставом, ГБУЗ «Бюро СМЭ» не оказывает.

Оказываемые ГБУЗ «Бюро СМЭ» услуги по санитарной и косметической обработке тела, бальзамированию и реставрации внешнего облика покойного, а также предпохоронному сохранению тел умерших не являются услугами по погребению, и указанная организация не является специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Кроме того, Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» устанавливают, что специальная правоспособность государственных бюджетных судебно-экспертных учреждений ограничивается лишь теми видами деятельности, которые непосредственно указаны в учредительных документах.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Устав ГБУЗ «Бюро СМЭ», утвержденный Министерством здравоохранения Краснодарского края, не содержит в себе ограничений в отношении иных хозяйствующих субъектов, то есть вышеуказанные услуги могут осуществлять и иные лица, осуществляющие деятельность по предпохоронной подготовке тел умерших.

В связи с этим констатация тех или иных действий, указывающих на нарушение федерального законодательства, однозначно не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания соответствующих органов нарушившими требования антимонопольного законодательства.

Само по себе, возможное нарушение требований каких-либо законов, нормативных правовых актов в рассматриваемом случае не свидетельствует о нарушении законодательства о защите конкуренции.

На основании изложенного, в действиях Министерства здравоохранения Краснодарского края не установлено факта нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 47, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №176/2018 в связи с отсутствием факта нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых действиях Министерства здравоохранения Краснодарского края. 

 

Председатель Комиссии:                                              Р.В. Дегтярева

Члены Комиссии:                                                         Е.А. Богославский

К.Р. Бжассо

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны