Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2847/2021 по результатам рассмотрения жал... от 17 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2847/2021

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов

и порядка заключения договоров

 

17 июня 2021 года                                                                                      г. Краснодар                                                                

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

при участии, посредством видео-конференцсвязи, представителей ООО «Кубаньстройсервис» (далее – Заявитель) и АО «Энергосервис Кубани» (далее – Организатор торгов, Заказчик), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ, услуг по строительству и реконструкции объекта: «ПС 110 кВ Кудепста с заменой трансформаторов 2х16 МВА на 2х25 МВА» (инвестиционная программа) в филиале ПАО «Россети Кубань» Сочинские электрические сети (извещение № 32110303989 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «Кубаньстройсервис» на действия АО «Энергосервис Кубани» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ, услуг по строительству и реконструкции объекта: «ПС 110 кВ Кудепста с заменой трансформаторов 2х16 МВА на 2х25 МВА» (инвестиционная программа) в филиале ПАО «Россети Кубань» Сочинские электрические сети (извещение № 32110303989 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 17.06.2021 года в 11:30 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 116А.

Заявитель жалобы считает, что АО «Энергосервис Кубани» указало неправомерные требования в документации, ограничивающие конкуренцию по отношению к участникам закупки.

Организатор торгов возражает по доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия по делу № 023/07/3-2847/2021, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупке, Положение) утвержденным Решением Совета директоров «Россети Кубань».

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке, а требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки, в связи с чем заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право Заказчика согласуется с целями и задачами вышеуказанного закона, направленными, в первую очередь, на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно п. 10.5. Приложения № 2 (проект договора) к рассматриваемой конкурсной документации предусмотрена обязанность подрядчика во всех случаях изменений проектных решений в ходе осуществления строительных работ собственными силами и средствами обеспечить:

- заключение договоров на проведение государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации;

- получение положительных заключений экспертиз по проектной документации;

- сопровождение документации в процессе прохождения Государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы проектной документации;

- предварительное согласование с Заказчиком результатов устраненных замечаний к проектной документации.

В соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.

Таким образом, установив требование в п. 3 Технического задания о наличии у участника членства в СРО в области проектирования Заказчик реализовал свое право на выявление в результате проведения закупочной процедуры лица, способного, с учетом специфики планируемых к выполнению работ, исполнить обязательства в полном объеме и в требуемые сроки. Данная позиция также находит свое отражение в письме ФАС России от 13.07.2017 № ИА/47916/17.

Кроме того, согласно п. 1.4.5. ч. 1.4. раздела 1 документации о закупке установлена возможность участия в закупочной процедуре коллективного участника, в связи с чем в случае, если участник не имеет определенного кадрового состава, он вправе подать заявку в составе коллективного участника совместно с организациями, обладающими вышеуказанной квалификацией по проектным работам.

Требование Заказчика, установленное в п. 1 Технического задания о необходимости предоставления участником в составе заявки информации о внесении последним взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств СРО по строительству в размере, достаточном для обеспечения следующих уровней ответственности по компенсационным фондам на строительство: возмещение вреда и обеспечение договорных обязательств - второй уровень (не превышает 500 млн.) обусловлено требованиями, установленными п. 12, п. 13 ст. 55.16 ГрК РФ. так как согласно сводному сметному расчету, представленному в составе конкурсной документации, планируемая стоимость выполнения строительных работ составляет 140 740 074,08 руб. При этом требования по указанным уровням ответственности в отношении СРО по проектированию в Техническом задании отсутствуют.

Кроме того, довод Заявителя жалобы о нарушении Организатором торгов при проведении закупочной процедуры принципа информационной открытости закупки, выразившейся в отсутствии в составе проектной документации локальных сметных расчетов, является несостоятельным ввиду следующего.

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 1 статьи 743 ГК РФ определено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с п. 25 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - Методика), утвержденной Приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр, в составе сметной документации разрабатываются следующие сметные расчеты: сводка затрат (при необходимости); сводный сметный расчет стоимости строительства; объектные сметные расчеты (сметы); локальные сметные расчеты (сметы); сметные расчеты на отдельные виды затрат.

Локальные сметы согласно п. 36 Методики относятся к первичным сметным документам и разрабатываются на конструктивные решения и (или) комплексы (виды) работ в соответствии с технологической последовательностью выполнения работ и с учетом условий их выполнения, в то время как сводный сметный расчет стоимости строительства (в соответствии с п. 40 Методики) разрабатывается на объект строительства и (или) этап строительства на основании итоговых стоимостных показателей объектных и (или) локальных сметных расчетов (смет), а также сметных расчетов на отдельные виды затрат.

Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что сводный сметный расчет стоимости строительства, объединяющий в своем составе данные из локальных смет, относятся к документам, на основе которых формируется договорная цена на объект (Глава IX Методики; в рассматриваемом случае - начальная (максимальная) цена), следовательно, наличие сводного сметного расчета в составе документации достоверно устанавливает требования Заказчика к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, и не лишает участника закупочной процедуры возможности обоснованно сформировать свое предложение.

Техническая часть конкурсной документации рассматриваемой закупочной процедуры содержит сводную таблицу стоимости работ по объекту (сводный сметный расчет стоимости строительства), что является достаточным условием формирования участником своего предложения. Аналогичная позиция содержится в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2015 г. N 05АП-10494/15, решении Комиссии ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров от 24.04.2013 №Т-58/13.

Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

        

Признать жалобу ООО «Кубаньстройсервис» на действия АО «Энергосервис Кубани» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ, услуг по строительству и реконструкции объекта: «ПС 110 кВ Кудепста с заменой трансформаторов 2х16 МВА на 2х25 МВА» (инвестиционная программа) в филиале ПАО «Россети Кубань» Сочинские электрические сети (извещение  № 32110303989 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.  

 

Заместитель председателя Комиссии:                                           

        

 

Члены Комиссии:                                                                        

                                                                                                                

                                                                                                                

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания

Связанные организации

Связанные организации не указаны