Решение №33426/23 Решение по делу №023/07/3-5495/2023 Солуданов на ООО Черномо... от 17 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Заявитель:

ИП

 

Заказчик:

ООО

 

 

 

Оператор электронной площадки:

АО «ЭТП»

 

 

 

Решение

по делу №023/07/3-5495/2023 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

02 ноября 2023 года г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее — Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов №2 (далее – Комиссия) в составе:

председатель комиссии:

. – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии:

 - начальник отдела контроля органов власти Управления;

- специалист 1 разряда отдела контроля органов власти Управления,

в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя ИП  и представителя общества с ограниченной ответственностью 

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя  (вх. 38237-ЭП/23 от 26.10.2023) на действия (бездействие) Заказчика - ООО  при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку картриджей и расходных материалов к оргтехнике для нужд ООО (извещение №32312875173 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

Комиссией Краснодарского УФАС России рассмотрена жалоба индивидуального предпринимателя  (вх. № 38237- ЭП/23 от 26.10.2023) на действия (бездействие) заказчика — ООО  при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку картриджей и расходных материалов к оргтехнике для нужд ООО  (извещение №32312875173 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи (далее — ВКС) 02 ноября 2023 года в 09 часов 30 минут по мск.

Заявитель считает, что заказчик нарушает правила описания предмета закупки, установленных ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».

Заказчик, возражает доводом жалобы, считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО  утвержденным решением единственного участника ООО  от «27» декабря 2022 № 297 (далее – Положение о закупке).

19.10.2023 заказчик разместил на сайте электронной торговой площадки АО «ЭТП» по адресу: www.roseltorg.ru, а также в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32312875173 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме для заключения договора на поставку картриджей и расходных материалов к оргтехнике для нужд ООО 

Дата начала срока подачи заявок: 19 октября 2023 года.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 27 октября 2023 года в 10 часов 00 минут по мск.

Дата рассмотрения и сопоставления заявок: не позднее 03 ноября 2023 года.

Как следует из протокола заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок, сопоставлению и оценке заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 27.10.2023, на участие поступило 3 заявки. На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе победителем запроса котировок признано ООО «Бит».

Между тем, по мнению заявителя, направившего жалобу в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, положения документации составленным с существенными нарушениями требований законодательства и приводят к необоснованному сужению круга потенциальных участников закупки.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в пункте 5 раздела 3 Извещения «Техническая часть» заказчиком установлено следующее требование к закупаемым товарам: «Картриджи и расходные материалы должны быть заводского производства, выпущенные (изготовленные) не ранее 2023 года, должны иметь маркировку/линейку ТМ NV PRINT, выполненную заводским способом (а также соответствовать указанному наименованию и в полном объеме соответствовать техническим характеристикам товара в столбце II таблицы технического задания)».

Согласно столбцу II таблицы Технического задания (раздел 3. Техническая часть) по позициям 1-4 и 10-14 требуется к поставке товары с товарным знаком NV PRINT, по позициям 4-9 — с товарным знаком Cactus, по позициям 15 — с товарным знаком Kyocera.

В то же время согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

В соответствии частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупки предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального договора;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Таким образом, статья 3 Закона о закупках содержит перечень случаев, когда заказчик имеет право установить требования к товару конкретного производителя без возможности поставки эквивалентной продукции, в том числе в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

При этом следует отметить, что в каждом конкретном случае заказчику необходимо иметь документальное подтверждение «необходимости обеспечения совместимости» и/или «обеспечения взаимодействия с уже используемыми товарами».

В ходе рассмотрения жалобы ООО заказчик пояснил, что требования к конкретному производителю товара установлены в связи с опытом использования и рекомендациями.

Вместе с тем, из анализа представленных материалов (проект договора, составленный по результатам закупочной процедуры) невозможно сделать вывод о какой-либо совместимости закупаемых струйных картриджей и Тонер-картриджей конкретных товарных марок.

Дополнительных документов, подтверждающих необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком (наличие соответствующего оборудования, программного обеспечения и т.д.), Заказчик в рамках рассмотрения жалобы не представил.

Таким образом, заказчик в нарушение требований пункта 2 части 1 и части 6.1 Закона о закупках безосновательно отдал предпочтение одному совместимому с его оборудованию товару перед другими, эквивалентными товарами, поставив производителей и поставщиков данных товаров в преимущественное положение по сравнению производителями и поставщиками взаимозаменяемых товаров.

В то же время закупочная документация (пункт 5 Извещения «Техническая часть» и таблица Технического задания раздела 3. Техническая часть по позициям 5-9 и 15) могут ввести участников закупки в заблуждение относительно потребностей заказчика, поскольку содержит противоречивые сведения относительно товарных знаков закупаемых товаров.

На основании вышеизложенного, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком установленного порядка проведения торгов. Доводы заявителя обоснованы.

С учетом установленных нарушений, комиссия Краснодарского УФАС России на основании пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя  на действия (бездействие) заказчика — общество с ограниченной ответственностью  при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку картриджей и расходных материалов к оргтехнике для нужд ООО  (извещение №32312875173 размещенное на сайте www.zakupki.gov.ru), обоснованной.

2. Заказчику - ООО выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

Члены комиссии

 

 

 

 


 

 

 

 

2023-34281

 

 

Связанные организации

ИП Солуданов Юрий Дмитриевич
ИНН 890508077034, ОГРН 320237500083291
ООО "Черноморские круизы"
ИНН 2320245645, ОГРН 1172375005703
АО "ЕЭТП" ("Росэлторг")
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353