Решение б/н РЕШЕНИЕ № 187/2016 от 30 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края

 

ул. Рашпилевская, д. 36,

г. Краснодар, 350000

 

ООО «Экспоград»

 

ул. Дзержинского, д. 100,

г. Краснодар, 350019

 

Прокуратура Краснодарского края

 

ул. Советская, д. 39,

г. Краснодар, 350063

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2016 года          г. Краснодар

В полном объеме решение изготовлено 29 декабря 2016 года

 

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 187/2016 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Литовченко Л.А. – заместитель руководителя, начальник отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

Мурадян О.А. – начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

Богославский Е.А. – заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

в присутствии представителей министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края по доверенности от 13.07.2016 № <…>; по доверенности от 13.07.2016 № <…>; по доверенности от 11.01.2016 № <…>, представителя ООО «Экспоград» по доверенности от 01.10.2016 № <…>, в отсутствие надлежаще уведомленного заявителя, рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 187/2016 по признакам нарушения министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и ООО «Экспоград» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения при подготовке аукционной документации, создающей необоснованные преимущества ООО «Экспоград» при проведении электронного аукциона и оказании ООО «Экспоград» услуг по организации и проведению среди субъектов малых форм хозяйствования агропромышленной выставки «Кубанская ярмарка» - 2015, в том числе в отсутствие заключенного контракта, с последующим заключением контракта 30.11.2015,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю из прокуратуры Краснодарского края (эл./п. 1156 от 29.02.2016; вх. №2268 от 03.03.2016) поступили материалы проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о защите конкуренции при проведении министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края электронного аукциона: «Оказание услуг по организации и проведению среди субъектов малых форм хозяйствования агропромышленной выставки «Кубанская ярмарка» - 2015» (извещение № 0318200063915001558) (далее – Аукцион).

Из материалов прокуратуры Краснодарского края следует, что приложение № 2 «Схема расположения объектов агропромышленной выставки «Кубанская ярмарка – 2015» к описанию объекта закупки аукционной документации фактически дублирует схему расположения павильонов и объектов инфраструктуры выставочно-конгрессного комплекса «Экспоград Юг», принадлежащего ООО «Экспоград» (г. Краснодар, ул. им. Дзержинского, д. 100), которое признано победителем электронного аукциона, в том числе ввиду отсутствия правовых оснований у иных участников аукциона на распоряжение, владение и пользование названным комплексом.

Приказом от 27.05.2016 № 269 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 187/2016 по признакам нарушения министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и ООО «Экспоград» статьи 16 Закона о защите конкуренции и назначено к рассмотрению на 19.07.2016 определением от 10.06.2016 исх. № 12223/5. Определением от 19.07.2016 (исх. № 15445/5) рассмотрение дела отложено на 08.09.2016. Определением от 09.09.2016 (исх. № 19245/5) срок рассмотрения дела продлен до 10.03.2017, рассмотрение дела отложено на 05.10.2016 (определение от 08.09.2016 исх. № 19246/5). Определением от 05.10.2016 (исх. № 21391/5) рассмотрение дела отложено на 01.11.2016. Определением от 01.11.2016 (исх. № 23586/5) рассмотрение дела отложено на 24.11.2016. В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела № 187/2016, в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции определением Краснодарского УФАС России от 24.11.2016 исх. № 25464/5 рассмотрение дела отложено на 20.12.2016.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения осуществляется на основании анализа их поведения, с учетом принципа разумности и обоснованности.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Краснодарским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на Аукционе.

Комиссия рассмотрела материалы дела № 187/2016 и установила, что министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и ООО «Экспоград» до 06 августа 2015 года заключили соглашение (далее - Соглашение), которое предусматривало подготовку аукционной документации, создающей необоснованные преимущества ООО «Экспоград» при проведении электронного аукциона и оказании ООО «Экспоград» услуг по организации и проведению среди субъектов малых форм хозяйствования агропромышленной выставки «Кубанская ярмарка» - 2015, в том числе в отсутствие заключенного контракта, с последующим заключением контракта 30.11.2015 и участвовали в нем до 04 апреля 2016 года включительно.

В соответствии со ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Правоотношения в сфере обеспечения муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Извещение о проведении Аукциона опубликовано на официальном сайте в сети «Интернет» 10.08.2015. Указанное извещение содержит информацию, предусмотренную  ст. 63 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

П. 1, п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

В составе аукционной документации содержится раздел «Описание объекта закупки», устанавливающий требования как к самой услуге по организации и проведению среди малых форм хозяйствования агропромышленной выставки «Кубанская ярмарка» - 2015, так и требования к выставочным павильонам, прочим помещениям ярмарки, а также к оборудованию (мебели, выставочным стендам, мусорным корзинам, вешалкам настенным, звуковым колонкам, цифровым трансляционным усилителям и прочим), необходимому для использования при оказании услуг, являющихся объектом закупки. При этом, право собственности на указанные объекты не переходит к заказчику. Кроме того, аукционная документация содержит приложение № 2 «Схема расположения объектов агропромышленной выставки «Кубанская ярмарка 2015» к описанию объекта закупки, дублирующую схему расположения павильонов и объектов инфраструктуры выставочно-конгрессного комплекса «Экспоград Юг», принадлежащего ООО «Экспоград», которое протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме № 1836-2/0318200063915001558 от 21.09.29015 признано победителем электронного аукциона. Отсутствие иного объекта, соответствующего требованиям аукционной документации, также подтверждается тем, что все допущенные к участию в электронном аукционе участники предложили один адрес оказания услуг: г. Краснодар, ул. Конгрессная, д. 1. По указанному адресу располагается выставочно-конгрессный комплекс «Экспоград Юг». Согласно вышеуказанному протоколу заявка участника с порядковым номером 5, сделавшего лучшее предложение о цене контракта в рамках проведения аукциона, признана несоответствующей требованиям аукционной документации в связи с наличием в составе заявки недостоверной информации, а именно, согласно письму от 21.09.2015 № 21/1 право пользования имуществом, находящимся по адресу г. Краснодар ул. Конгрессная, д. 1, осуществляется только ООО «Экспоград». Заключение договоров, соглашений о предоставлении павильонов с иными хозяйствующими субъектами на период проведения мероприятия не предполагается. Указанное письмо подтверждает ведение переписки между министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и ООО «Экспоград» до определения победителя электронного аукциона.

19.08.2015 и 24.08.2015 были даны разъяснения положений аукционной документации, согласно которым Заказчик не требует никакой информации или документов, подтверждающих возможность потенциального исполнителя предоставить этот объект по указанному адресу, и, соответственно, не выставляет требований к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы, а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. Требование об указании точного адреса местонахождении объекта не является требованием к производителю товара, т.к. адрес – это не товар, а характеристика товара, использование которого предусмотрено описанием объекта закупки.

Кроме того, Закон о контрактной системе не предъявляет требования о наличии у участника закупки товара на момент проведения закупочных процедур.

Таким образом, отклонение заявки участника с порядковым номером 5, сделавшего лучшее предложение о цене контракта в рамках проведения аукциона, в связи с наличием в составе заявки недостоверной информации, а именно, согласно письму от 21.09.2015 № 21/1 право пользования имуществом, находящимся по адресу г. Краснодар ул. Конгрессная, д. 1, осуществляется только ООО «Экспоград», совершено по основаниям, не предусмотренным аукционной документацией.

18.09.2015 в 16:17:48 на официальном сайте министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края опубликована информация под заголовком «Подготовка к Кубанской ярмарке 2015 года вышла на финишную прямую», согласно которой в городе Краснодаре с 24 по 27 сентября 2015 года ярмарка пройдет на территории выставочно-конгрессного комплекса «Экспоград Юг» (подтверждается приложением № 5 к акту осмотра Интернет-сайта от 27.05.2016), не смотря на то, что победитель электронного аукциона был определен 21.09.2015.

Кроме того, 29.09.2015 в 13:37:55 на официальном сайте министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края опубликована информация под заголовком «За четыре дня «Кубанской ярмарки – 2015» было продано 840 тонн сельхозпродукции», подтверждающая оказание услуги (подтверждается приложением № 4 к акту осмотра Интернет-сайта от 27.05.2016).

Государственный контракт № 150 на оказание услуг по организации и проведению среди субъектов малых форм хозяйствования агропромышленной выставки «Кубанская ярмарка» - 2015, являющихся объектом закупки, заключен 30.11.2015, то есть после фактического оказания услуг.

В соответствии с возражениями на заключение об обстоятельствах дела, представленными Министерством, ООО «Экспоград» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края о понуждении Министерства к заключению контракта, что по мнению Министерства свидетельствует об отсутствии соглашения. Заключение контракта на оказание услуг по проведению агропромышленной выставки «Кубанская ярмарка – 2015» совершено с нарушением требований действующего законодательства в связи с тем, что заместитель министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края <…> попал в аварию и находился на больничном с 14.09.2015 по 18.11.2015. Таким образом, Министерство не подписало со своей стороны контракт по не зависящим от него обстоятельствам, что исключило возможность реализации соглашения в части своевременного заключения контракта и вынудило стороны к поиску иных возможностей заключения контракта.

Совокупность действий министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и ООО «Экспоград», выразившихся в утверждении аукционной документации, создающей необоснованные преимущества ООО «Экспоград», отклонении заявки по основаниям не предусмотренным аукционной документацией и оказание ООО «Экспоград» услуг по организации и проведению среди субъектов малых форм хозяйствования агропромышленной выставки «Кубанская ярмарка» - 2015 в отсутствие заключенного контракта, с последующим заключением контракта 30.11.2015, свидетельствует о наличии ограничивающего конкуренцию соглашения.

На основании вышеизложенного, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и ООО «Экспоград», выразившихся в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения при подготовке аукционной документации, создающей необоснованные преимущества ООО «Экспоград» при проведении электронного аукциона и оказании ООО «Экспоград» услуг по организации и проведению среди субъектов малых форм хозяйствования агропромышленной выставки «Кубанская ярмарка» - 2015, в том числе в отсутствие заключенного контракта, с последующим заключением контракта 30.11.2015, установлено нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, так как указанные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания услуг по проведению ярмарок.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и ООО «Экспоград», выразившихся в заключении соглашения, которое предусматривало подготовку аукционной документации, создающей необоснованные преимущества ООО «Экспоград» при проведении электронного аукциона и оказание ООО «Экспоград» услуг по организации и проведению среди субъектов малых форм хозяйствования агропромышленной выставки «Кубанская ярмарка» - 2015, в том числе в отсутствие заключенного контракта, с последующим заключением контракта 30.11.2015, факт нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с тем, что министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края с победителем электронного аукциона от 06.08.2015 № 0318200063915001558 ООО «Экспоград» заключен контракт, с учетом требований части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела № 187/2016 уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии                                                                     Л.А. Литовченко

 

Члены комиссии                                                                                       О.А. Мурадян

 

  Е.А. Богославский

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган  федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны