Решение б/н Решение по делу № 190/2016 от 9 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ГАОУ КК «Кубанский учебный

центр ЖКХ»

ул. Минская, 122, г. Краснодар, 350004

 

 

 

 

АНОДПО «Кубанский учебный центр»

ул. Пушкина, д. 71, корпус 2,

г. Ейск, Краснодарский край, 353680

 

 

                       

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» января 2017 г.                                 г. Краснодар В полном объеме решение изготовлено «07» февраля 2017 г.

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

     Председатель Комиссии:

     …

     рассмотрев дело № 190/2016 возбужденное по признакам нарушения АНОДПО «Кубанский учебный центр» (…ОГРН 1152300001336; ИНН 2361012858) статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федерального закона «О защите конкуренции»),

     в присутствии представителей:

     - от заявителя ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ»  -  по доверенности ...,

     - от ответчика АНОДПО «Кубанский учебный центр» - директора …., представителей по доверенности …

 

УСТАНОВИЛА:

    

     В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило заявление ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» от 24.02.2016г. (вх. № 2304 от 03.03.2015г.) на действия АНОДПО «Кубанский учебный центр» (г. Ейск) (…ОГРН 1152300001336, ИНН 2361012858) с признаками недобросовестной конкуренции, выразившейся в незаконном использовании АНОДПО «Кубанский учебный центр» части фирменного наименования ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» при оказании услуг по обучению в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, сходного, по мнению заявителя до степени смешения с фирменным наименованием ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ», которое зарегистрировано в качестве юридического лица раннее регистрации АНОДПО «Кубанский учебный центр».

     К заявлению были приложены устав ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ», положение о Ейском филиале ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ», договоры аренды нежилого помещения ...,  ., трудовой договор ..., трудовой договор ….,  копия выписки из ЕГРЮЛ ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ», копия протокола обеспечения доказательств нотариуса … 23.03.2016г., копия свидетельства о регистрации ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ», копия уведомления о постановке на налоговый учет обособленного подразделения «Ейский учебный пункт», копия приказа об утверждении штатного расписания ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» ...

     По запросу Краснодарского УФАС России АНОДПО «Кубанский учебный центр» представлены копия устава АНОДПО «Кубанский учебный центр», копия выписки из ЕГРЮЛ АНОДПО «Кубанский учебный центр», копия свидетельства о регистрации АНОДПО «Кубанский учебный центр», копия приказа …о вступлении в должность директора ...

     Из заявления следует, что ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» является автономным образовательным некоммерческим учреждением Краснодарского края, осуществляет свою деятельность, в том числе на территории г. Ейска посредством Ейского филиала (учебного пункта) по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Пушкина, 71/2. Руководителем Ейского филиала с 01.02.2015г. является работник ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» - заведующая учебным центром ...

     … является учредителем и директором автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Кубанский учебный центр» (ОГРН 1152300001336, ИНН 2361012858), зарегистрированного в ЕГРЮЛ 02.06.2015г. Юридический адрес АНОДПО «Кубанский учебный центр»: 353680, Краснодарский край, г. Ейск, ул. Пушкина, 71/2.

     Заявитель считает, что в нарушение ст. 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» ... зарегистрирована организация с аналогичным наименованием АНОДПО «Кубанский учебный центр», основным видом деятельности которой является тот же вид деятельности, что и ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» - обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование (ОКВЭД 80.22.22).

     Изучив представленные заявителем документы и материалы, Краснодарское УФАС России установило следующее.

     По результатам рассмотрения заявления ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» приказом Краснодарского УФАС России от 01.06.2016г. № 274 в отношении АНОДПО «Кубанский учебный центр» возбуждено дело № 190/2016 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

     Определением Краснодарского УФАС России от 15.06.2016г. о назначении дела № 190/2016 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, дело было назначено к рассмотрению на 20.07.2016г. в 11.00 часов.

     Определением Краснодарского УФАС России от 20.07.2016г. (исх. № 15319/7) об отложении рассмотрения дела № 190/2016 рассмотрение дела было назначено на 02.09.2016г. в 11.00 часов.

     Определением Краснодарского УФАС России от 02.09.2016г. (исх. № 18640/7) об отложении рассмотрения дела № 190/2016 рассмотрение дела было назначено на 20.10.2016г. в 11.00 часов.

     Определением Краснодарского УФАС России от 20.10.2016г. (исх. № 22447/7) об отложении рассмотрения дела № 190/2016 рассмотрение дела было назначено на 08.12.2016г. в 11.00 часов.

     Определением Краснодарского УФАС России от 08.12.2016г. (исх. № 26425/7) об отложении рассмотрения дела № 190/2016 рассмотрение дела было назначено на 25.01.2017г. в 11.00 часов.

     При рассмотрении дела № 190/2016 ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» также были представлены копии следующих документов и материалов: пояснения, лицензии, выданной ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» на осуществление образовательной деятельности № 04481 от 20.07.2012г. с приложениями, приказа о прекращении трудового договора ..., приказа о назначении директора ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» ..., письма ООО «Техада» от 29.08.2016г., бухгалтерской справки от 01.09.2016г., сведения о количестве договоров, заключенных по Тихорецкому учебному пункту за период с 02.06.2015г. по 01.06.2016г. и за период 01.06.2014г. по 01.06.2015г., сведения о количестве договоров, заключенных по Ейскому учебному пункту за период с 01.06.2014г. по 01.06.2015г. и за период с 02.06.2015г. по 01.06.2016г., типовых договоров на обучение и повышение квалификации кадров (вх. № 12178 от 05.12.2016г., вх. № 10698 от 20.10.2016г., вх. № 8922 от 01.09.2016г., вх. № 7311 от 14.07.2016г.).

     При рассмотрении дела № 190/2016 АНОДПО «Кубанский учебный центр» также были представлены копии следующих документов и материалов: пояснения, возражения, приказа о назначении директора ..., договора аренды нежилого помещения ... с приложениями, лицензии выданной АНОДПО «Кубанский учебный центр» на осуществление образовательной деятельности № 07565 от 14.01.2016г. с приложениями, типового договора на оказание платных образовательных услуг, письма Минобрнауки Краснодарского края от 16.06.2016г., предписания от 29.10.2013г., договора аренды нежилого помещения …., уведомления о расторжении договора …., договора аренды нежилого помещения … (вх. № 12162 от 02.12.2016г., вх. № 8849 от 31.08.2016г., 8418 от 18.08.2016г.).

     Также в связи с удовлетворением  ходатайства представителя по доверенности ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» ... в материалы дела № 190/2016 МИФНС России № 2 по Краснодарскому краю были представлены налоговые декларации АНОДПО «Кубанский учебный центр» (вх. № 8489 от 22.08.2016г.).

     По мнению ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ», в действиях АНОДПО «Кубанский учебный центр» содержится нарушение ст. 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку организация с аналогичным наименованием осуществляет аналогичные виды деятельности на одном товарном рынке, что приводит к смешению с деятельностью конкурента,    поскольку в фирменном наименовании АНОДПО «Кубанский учебный центр» используется часть фирменного наименования ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ».

     При рассмотрении дела № 190/2016 ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» были уточнены требования в части нарушения АНОДПО «Кубанский учебный центр» ст. 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» (вх. № 10698 от 20.10.2016г.).

     ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» считает, что поскольку ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» и АНОДПО «Кубанский учебный центр» являются некоммерческими организациями, то положения ст. 14.6 Федерального закона  «О защите конкуренции» распространяется и на данные организации. Таким образом, по мнению заявителя, действия АНОДПО «Кубанский учебный центр», выразившиеся в создании некоммерческой организации со сходным наименованием с ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ», противоречат требованиям ст. 14.6 Федерального закона  «О защите конкуренции», так как своими действиями АНОДПО «Кубанский учебный центр» осуществило смешение наименований некоммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность в одинаковых направлениях обучения, что привело к введению в заблуждение контрагентов заявителя, что является недобросовестной конкуренции.

     Заявитель считает, что поскольку согласно п. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования, то при рассмотрении дела № 190/2016 необходимо применить аналогию закона, в котором правовой режим наименований некоммерческих юридических лиц, может быть определен по правилам, регулирующим отношения, связанные с фирменными наименованиями коммерческих организаций.

     Согласно п. 1 ст. 6 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

     АНОДПО «Кубанский учебный центр» не согласно с требованиями ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» и при рассмотрении дела представило свои возражения (вх. № 8849 от 31.08.2016г.).

     Изучив материалы дела № 190/2016, уточненные требования заявителя, возражения ответчика Комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

     Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (от 25.03.2016г.) ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» (заявитель) является некоммерческой организацией, зарегистрировано в качестве юридического лица 23.06.2003г. Основным видом деятельности учреждения является обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование (ОКВЭД 80.22.22).

     Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (от 28.02.2016г.) АНОДПО «Кубанский учебный центр» (ответчик) является некоммерческой организацией и зарегистрировано в качестве юридического лица 02.06.2015 г. Основным видом деятельности организации является обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование (ОКВЭД 80.22.22).

     В материалы дела представлены документы, свидетельствующие о том, что ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» осуществляло образовательную деятельность, в том числе на территории г. Ейска посредством Ейского филиала (учебного пункта) по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Пушкина, 71/2 в 2014, в 2015, в 2016 году.

     Согласно лицензии на осуществление образовательной деятельности № 04481 от 20.07.2012г. ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» должно осуществлять образовательную деятельность по месту нахождения филиала по адресу: 353660, г. Ейск, ул. Мира, 63. Однако, как пояснил представитель заявителя … в ходе рассмотрения дела, деятельность по вышеуказанному в лицензии адресу ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» не осуществляло и не осуществляет.

     Однако, из материалов дела следует, что ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» фактически осуществляло образовательную деятельность по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Пушкина, 71/2 (устав учреждения, договор аренды нежилого помещения ..., сведения о количестве договоров, заключенных ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ» по Ейскому учебному пункту за период с 01.06.2014г. по 01.06.2015г. и за период с 02.06.2015г. по 01.06.2016г.).

     Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии до переоформления лицензии.

     Согласно письму Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 16.06.2016г. .., которое проводило проверку ГАОУ КК «Кубанский учебный центр ЖКХ», в период с 2015 года по февраль 2016 года незаконно осуществлялась образовательная деятельность по адресу: г. Ейск, ул. Пушкина, 71/2, не указанному в приложении к лицензии.

     АНОДПО «Кубанский учебный центр» осуществляет образовательную деятельность по юридическому адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Пушкина, 71/2 с момента выдачи лицензии на образовательную деятельность № 07565 – с 14.01.2016г.

     В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческой организацией является юридическое лицо, которое не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

     Осуществление некоммерческой организацией предпринимательской деятельности является исключением из общего порядка функционирования данного юридического лица.

     В силу п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ.

     В соответствии с п. 1 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

     Согласно п. 1 ст. 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

     Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения единый государственный реестр юридических лиц.

     Таким образом, право на фирменное наименование принадлежит только коммерческой организации, для некоммерческих организаций фирменное наименование не предусмотрено. При этом фирменное наименование для коммерческой организации выступает средством индивидуализации его деятельности в гражданском обороте при осуществлении предпринимательской деятельности.

     Наименование некоммерческой организации такой индивидуализирующей функции не несѐт, в связи с чем, к нему по аналогии не подлежат применению нормы права, регламентирующие использование фирменного наименования.

     В соответствии с п. 58.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», в силу п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 1473 ГК РФ право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией.

     Наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, на них не распространяется правовая охрана, установленная параграфом 1 главы 76 КК РФ.

     Ввиду этого положения, предусмотренные ст. 1473 ГК РФ, в том числе запреты, содержащиеся в пункте 4 этой статьи, на некоммерческие организации не распространяются.

     Нормы действующего законодательства Российской Федерации не предусматривают правовой защиты наименования некоммерческой организации как средства индивидуализации юридического лица (так как оно таковым не является).

     В соответствии со статьей 10.bis [Недобросовестная конкуренция] Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883, ред. от 02.10.1979) (2) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

     (3) В частности, подлежат запрету:

     1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

     Согласно статье 8 [Фирменные наименования] Конвенции фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

     Пунктом 2 статьи 1 Парижской конвенции об охране промышленной собственности определяется перечень объектов охраны промышленной собственности, согласно которому, таковыми являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

     Понятие «фирменное наименование» по своему правовому содержанию не совпадает с понятием «наименование некоммерческой организации». Из положений п.п. 2, 3 ст. 1 Конвенции следует, что еѐ действие распространяется исключительно на правоотношения, связанные с функционированием промышленной собственности (т.е. деятельностью, направленной на создание товаров (работ, услуг) и их гражданский оборот на конкурирующем рынке).      

     Ввиду того, что некоммерческие организации не имеют своей целью непосредственное участие в коммерческом (предпринимательском) обороте, и их наименование не имеет индивидуализирующего значения для них, как для субъектов данного оборота, положения Конвенции, регламентирующие вопросы фирменного наименования и иных средств индивидуализации коммерческих юридических лиц, в том числе, положения статьи 10bis, не подлежат применению при рассмотрении дела № 190/2016.

     Данная правовая позиция также подтверждена судебной практикой - дело № А32-28116/2011.

     В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

     Согласно статье 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:

     1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;

     2) копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

     Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции необходимо, что бы лицо, совершившее данные действия, являлось хозяйствующим субъектом; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли причинить убытки либо нанести вред деловой репутации другого хозяйствующего субъекта. В случае отсутствия хотя бы одного из вышеуказанных признаков действия хозяйствующего субъекта не могут быть квалифицированы как акт недобросовестной конкуренция.

     Рассмотрев имеющиеся в деле документы и материалы, комиссия Краснодарского УФАС России считает, что действия некоммерческой организации АНОДПО «Кубанский учебный центр», связанные с использованием наименования данной организации при осуществлении образовательной деятельности, не могут быть квалифицированы как акт недобросовестной конкуренции, поскольку не содержат всех признаков, необходимых и достаточных для квалификации их в качестве недобросовестной конкуренции, а именно: не противоречат законодательству Российской Федерации, не направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; не причинили убытки другому хозяйствующему субъекту.

     Таким образом, в действиях АНОДПО «Кубанский учебный центр», связанных с использованием наименования данной организации при осуществлении образовательной деятельности комиссия Краснодарского УФАС России установила отсутствие нарушения статьи 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции».

     На основании изложенного, дело № 190/2016, возбужденное в отношении АНОДПО «Кубанский учебный центр» по признакам нарушения статьи 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции», подлежит прекращению.

     Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 - 3 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ст. 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

     РЕШИЛА:

 

     1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях, производство по делу № 190/2016 по признакам нарушения ст. 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении АНОДПО «Кубанский учебный центр» прекратить.

 

 

     Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны