Решение б/н РЕШЕНИЕ №191/2015 от 7 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заявитель: Филиал ОАО «РЖД»

Центральная дирекция по

тепловодоснабжению

Северо-Кавказская дирекция

по тепловодоснабжению

_____________________________

ул. Текучева, д. 237, 

 г. Ростов-на-Дону,  344029

 

 

Ответчик: МУП «Водоканал

 города Новороссийска»

_____________________________

ул. Мысхакское шоссе, д.48,

г. Новороссийск, 353919

                                                                             

 

 

РЕШЕНИЕ 

Резолютивная часть оглашена  25.10. 2016 года                                                                                                    

Полный текст решения изготовлен  03.11. 2016 года                           г. Краснодар

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Иващенко И.В. – заместитель руководитель управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи;

Члены Комиссии:

Коробкина О.Р. – главный специалист – эксперт  отдела контроля в ТЭК и связи;

Майсеева А.В. – главный специалист – эксперт  отдела контроля в ТЭК и связи,

рассмотрев дело №191/2015 по признакам нарушения МУП «Водоканал города Новороссийска» (353919, г. Новороссийск, ул. Мысхакское шоссе, 48) п.5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителя МУП «Водоканал города Новороссийска» <…>., действующей по доверенности от<…> №<…>, в присутствии представителя филиала ОАО «РЖД» центральной дирекции по тепловодоснабжению Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению» <…>., действующей по доверенности от <…>,  

УСТАНОВИЛА:

 В  Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – Управление) поступило обращение из Краснодарского территориального участка Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции по тепловодоснабжению на действия МУП «Водоканал города Новороссийска» по вопросу отказа в заключении договора по транспортировке сточных вод.

 В действиях МУП «Водоканал города Новороссийска», выразившихся в уклонении от заключения договора по транспортировке сточных вод с Краснодарским территориальным участком Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции по тепловодоснабжению, установлены признаки нарушения п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции».

 В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О естественных монополиях» МУП «Водоканал города Новороссийска» осуществляет деятельность в условиях естественной монополии (водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры), в связи с этим на него распространяются запреты, предусмотренные ст.10 Федерального закона  от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 Таким образом, МУП «Водоканал города Новороссийска» занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в границах эксплуатируемых сетей на территории МО г. Новороссийск с долей равной 100%.

В соответствии с п. 5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 Руководствуясь ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции», Краснодарское УФАС России выдало МУП «Водоканал города Новороссийска» предупреждение от 11.05.2016 №9618/6 о прекращении действий, содержащих признаки нарушения п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», совершив следующие действия:

 - в срок до 30.05.2016 рассмотреть предложение со стороны Краснодарского территориального участка Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции по тепловодоснабжению о заключении договора по транспортировке сточных вод;

 За исполнение вышеуказанного предупреждения МУП «Водоканал города Новороссийска» необходимо отчитаться в срок до 01.06.2016 г.

 МУП «Водоканал города Новороссийска» письмом от 24.05.2016 №01.10/2038 сообщило о невозможности выполнения предупреждения ввиду того, что тарифы, установленные для Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» согласно Приказу РЭК-ДЦиТ КК от 05.08.2015 №23/2015-окк «Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод» действуют до 31.12.2015г.

 Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 01.06.2016 №275 в отношении МУП «Водоканал города Новороссийска» возбуждено дело №191/2016  по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ООО «Объединенный Водоканал» путем отказа филиалу ОАО «РЖД» Центральной дирекции по тепловодоснабжению Северо-Кавказская дирекция по тепловодоснабжению в заключении договора по транспортировке сточных вод, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

 Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 15.06.2015 №12403/6 назначена дата рассмотрения дела №191/2016.

Определением об отложении рассмотрения дела №191/2016 о нарушении антимонопольного законодательства от 28.09.2016 №20540/6,   в связи с принятием заключения  об обстоятельствах дела,  дело №191/2016  отложено на 25.10.2016. 

25.10.2016 на заседании Комиссии по делу №191/2016 со стороны МУП «Водоканал города Новороссийска» были представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела от 24.10.2016 б/н (вх. от 25.10.2016 №10906).

Данное возражение рассмотрено Комиссией и не установлено оснований для изменения заключения об обстоятельствах дела от 28.09.2016 (исх. от 04.10.2016 №21007/6).

  В ходе рассмотрения дела №191/2016, с учетом представленных пояснений и документов сторонами по делу №191/2016, Комиссией установлено следующее.

 

 Приказом Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее – РЭК-ДЦ и Т КК) от 05.08.2015 №23/2015-ок «Об утверждении тарифов на транспортировку питьевой воды и сточных вод, подвоз питьевой воды» для Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД»  установлен тариф на транспортировку питьевой воды и сточных вод.

 Утвержденный тариф для Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» вступил в силу с 15.08.2015, в связи с чем, Краснодарским территориальным участком Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции по тепловодоснабжению в адрес гарантирующих организаций, в том числе в адрес МУП «Водоканал города Новороссийска» были направлены уведомления, с приложением списков сторонних абонентов, подключенных к централизованной системе водоотведения, находящейся в собственности ОАО «РЖД», посредством которой осуществляется транспортировка сточных вод от точки присоединения абонента до точки присоединения к централизованной системе водоотведения гарантирующей организации.

19.08.2015 Краснодарский территориальный участок Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции по тепловодоснабжению в адрес МУП «Водоканал города Новороссийска» направил письмо (исх. №555/4/ср) в целях заключения договора по транспортировке сточных вод.

 Согласно отметке, письмо от 19.08.2015 №555/4/ср поступило в адрес МУП «Водоканал города Новороссийска» 01.09.2015 №7966.

 МУП «Водоканал города Новороссийска» письмом от 02.11.2015 №08.1/5190 в адрес  Краснодарского территориального участка Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции по тепловодоснабжению отказало в заключении договора по транспортировке сточных вод ввиду невозможности определения принадлежности применения тарифа в муниципальном образовании г. Новороссийск, утвержденного РЭК-ДЦ и Т КК от 05.08.2015 №23/2015-ок.

 Согласно письму РЭК – ДЦ и Т КК от 07.10.2015 №57-8632/15-07 при формировании тарифа на транспортировку сточных вод, утвержденного приказом РЭК –ДЦ и Т КК от 05.08.2015 №23/2015-окк «Об утверждении тарифов на транспортировку питьевой воды и сточных вод, подвоз питьевой воды», учтены объемы реализации транспортировки сточных вод в размере 581,96 тыс. м3 по муниципальным образованиям, в том числе и городской округ – г. Новороссийск в объеме – 133,93 тыс. м3.

 В ходе рассмотрения дела №191/2016 Комиссией установлено, что по результатам рассмотрения заявки Краснодарского территориального участка Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции по тепловодоснабжению от 19.08.2015 №555/4/ср,  МУП «Водоканал города Новороссийска» письмом от 04.09.2015 №01.5/4141 сообщено о необходимости предоставления надлежащим образом оформленной заявки на заключение договора по транспортировке сточных вод, а также предоставления полного пакета документов, предусмотренных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства от 29.07.2013 №644 (далее – Правила №644).

 Исходя из представленного письма от 04.09.2015 №01.5/4141, Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что содержащаяся в письме информация относится не к порядку заключения договоров транспортировки сточных вод, а к порядку заключения договоров холодного водоснабжения.

 В рамках дела №191/2016 представитель  Краснодарского территориального участка Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции по тепловодоснабжению пояснил, что письмо от 04.09.2015 №01.5/4141 в их адрес не поступало.

 Также, в ходе рассмотрения  дела №191/2016 со стороны МУП «Водоканала города Новороссийска» не представлено документов, подтверждающих направление в адрес Краснодарского территориального участка Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции по тепловодоснабжению указанного письма от 04.09.2015 №01.5/4141.

 Исходя из вышеизложенного, Комиссией Краснодарского УФАС России сделан вывод о том, что МУП «Водоканал города Новороссийска» был нарушен порядок рассмотрения заявки на заключение договора по транспортировке сточных вод с Краснодарским территориальным участком Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции по тепловодоснабжению, что привело к ущемлению интересов Краснодарского территориального участка Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции по тепловодоснабжению путем отказа в заключении договора по транспортировке сточных вод, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

 В соответствии с п. 45, п. 46 Правил №644 договор по транспортировке сточных вод заключается между транзитной организацией и  организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) в соответствии с типовым договором по транспортировке сточных вод.

 Заключение гарантирующей организацией и транзитной организацией договора по транспортировке сточных вод является обязательным.

  Договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

 Согласно ч.1,2 ст. 11 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416), установлено, что в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

 Указанные в части 1 настоящей статьи договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статей 16 и 17 настоящего Федерального закона.

 В соответствии со ст. 17 Закона №416 договор по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями настоящего Федерального закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.

 Местом исполнения обязательств организации, эксплуатирующей канализационные сети, является точка на границе эксплуатационной ответственности такой организации, если иное не предусмотрено договором по транспортировке сточных вод.

 В соответствии с  пунктом 2  Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»  «граница эксплуатационной ответственности» - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.

  Действующее законодательство относит договоры по транспортировке холодной воды и сточных вод к публичным договорам.

 В соответствии  со ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

 Согласно п.3 ст. 11 Закона №416 собственники и иные законные владельцы водопроводных и  (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

 В соответствии с п. 5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На заседании Комиссии филиалом ОАО «РЖД» Центральной дирекции по тепловодоснабжению Северо-Кавказская дирекция по тепловодоснабжению представлено ходатайство от 25.10.2016 б/н о выдаче предписания МУП «Водоканал города Новороссийска» на заключение прямых договоров по водоотведению со сторонними субабонентами ОАО «РЖД» (вх. от 25.10.2016 № 10916).

Данное ходатайство было рассмотрено Комиссией и отклонено.

 На основании вышеизложенного, с учетом всех обстоятельств по делу №191/2016 Комиссия Краснодарского УФАС России в действиях МУП «Водоканал города Новороссийска», выразившихся в ущемлении интересов Краснодарского территориального участка Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции по тепловодоснабжению путем уклонения от заключения договора по транспортировке сточных вод, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», установила нарушение п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч.2 ст.39.1, ч. 1 ст. 39,  ч. 1-3 ст. 41, п.1 ч.1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать в действиях МУП «Водоканал города Новороссийска» факт нарушения пункта 5 части 1 стати 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
 «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции по тепловодоснабжению Северо-Кавказская дирекция по тепловодоснабжению путем отказа в заключении договора по транспортировке сточных вод, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

 

  2. Предписание МУП «Водоканал города Новороссийска» не выдавать ввиду того, что тарифы, установленные для Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД» согласно Приказу РЭК-ДЦиТ КК от 05.08.2015 №23/2015-окк «Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод» действуют до 31.12.2015г.

 

  3. Передать материалы дела № 191/2016  по факту нарушения МУП «Водоканал города Новороссийска» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель комиссии                                                               И.В. Иващенко

Члены комиссии                                                                                   О.Р. Коробкина

                                                                                              А.В. Майсеева

                                                              

         Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

          В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны