Решение б/н рассмотрев дело № 023/05/7-4827/2021, возбуждённое по призна... от 23 декабря 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 10.12.2021 г. г. Краснодар

Решение изготовлено в полном объеме 23.12.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии – «…» – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Члены комиссии:

«…»– главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

«…» – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

рассмотрев дело № 023/05/7-4827/2021, возбуждённое по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе», при распространении рекламы табака, табачных изделий, курительных принадлежностей следующего содержания: «Лучшая цена…Brusko, HQD, CITY, FUMARI, ELF BAR, SHARON…; Электронные сигареты, вейпы, всё для кальяна…», на фасаде магазина «Табак № 1», расположенного по адресу: г. Краснодар, «…», с признаками нарушения п. 8 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), а также вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в связи с использованием утверждения «ЛУЧШАЯ ЦЕНА»,

 

УСТАНОВИЛА:

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. № 1073 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы» (вместе с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы), в соответствии с письмом ФАС России (исх.№ КТ/79853/21 от 21.09.2021 г.) «О реализации плана мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотиносодержащей продукции в Российской Федерации», а также в связи с заданием заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – Краснодарское УФАС России), сотрудниками отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Краснодарского УФАС России проведены контрольные (надзорные) мероприятия на предмет выявления нарушения рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий, никотиносодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотиносодержащей продукции, кальянов.

Сотрудниками отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Краснодарского УФАС России 06.10.2021 проведено выездное обследование, в ходе которого установлено, что на фасаде магазина «Табак № 1», расположенного по адресу«…» на фасаде магазина размещен размещена реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, следующего содержания: «ЛУЧШАЯ ЦЕНА Brusko, HQD, CITY, FUMARI, ELF BAR, SHARON…; Электронные сигареты, вейпы, всё для кальяна…».

Реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей размещена на фасаде магазина «Табак № 1», расположенного по адресу: «…», что подтверждено фотоматериалами (в деле).

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама; под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из способа и формы размещения, рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к нему и его продвижению на рынке, то есть соответствует всем признакам рекламы, установленным пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 38-ФЗ. Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой.

В рекламе вышеуказанного содержания используются конкретные объекты рекламирования: «Brusko, HQD, CITY, FUMARI, ELF BAR, SHARON…; Электронные сигареты, вейпы, всё для кальяна…» среди однородных объектов, находящихся в продаже в данном магазине, привлечение внимания обращено к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке, о чем свидетельствует реклама на фасаде магазина. Кроме того, в том случае, если данная реклама сработала и у проходящего мимо магазина человека, сформировался интерес к вышеперечисленной продукции, то он имеет возможность узнать все подробности об этом товаре и способы его приобретения - у продавца.

Таким образом, в вышеуказанной рекламе объектами рекламирования являются табак, табачная продукция, табачных изделия, курительные принадлежности и устройства для потребления никотинсодержащей продукции, конкретных производителей товаров, а именно: «Brusko, HQD, CITY, FUMARI, ELF BAR, SHARON…».

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона «О рекламе» ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В указанной рекламе ни критерия, ни подтверждения сравнения не содержится. Утверждение «ЛУЧШАЯ ЦЕНА» ничем не подтверждается, отсутствуют конкретные сравнительные характеристики, свидетельствующие о «лучшей цене».

Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: в том числе о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

При этом, согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» устройства для потребления никотинсодержащей продукции - электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий).

В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 г. №15-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.

Таким образом, в рекламе не допускается демонстрация табачной продукции, процессов курения табака или потребления никотиносодержащей продукции.

В соответствии с п. 8 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Реклама табачной продукции на фасаде магазина «Табак № 1», расположенного по адресу: расположенного по адресу: «…», направлена на привлечение внимания граждан, что является нарушением Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

Из документов, представленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю (вх. № 123 от 07.10.2021 г.) по запросу Краснодарского УФАС России (исх. № 28441/7 от 07.10.2021 г.) следует, что деятельность в магазине «Табак № 1» по вышеуказанному адресу осуществляет ИП Цытович Ольга Сергеевна «…»

Согласно пункту 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем и рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП Цытович О.С.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за размещение рекламы с нарушением требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных п. 8 ст. 7 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, в действиях рекламораспространителя и рекламодателя ИП Цытович О.С. при распространении рекламы табака, табачных изделий, курительных принадлежностей установлены признаки нарушения требований п. 8 ст. 7 Федерального закона «О рекламе», поскольку реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов не допускается, а также вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в связи с использованием утверждения «ЛУЧШАЯ ЦЕНА», которое ничем не подтверждено.

На рассмотрение дела № 023/05/7-4827/2021 назначенного на 08.11.2021 г. в 11 часов 30 минут ИП Цытович Ольга Сергеевна (ОГРНИП: 320237500080074) не явилась, документы, запрошенные определением о возбуждении дела не представила. В материалах дела отсутствует подтверждение надлежащего уведомления лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

В связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств по делу, рассмотрение дела было продлено до 08.01.2022 г. и отложено на 10.12.2021 г. в 11 часов 00 минут.

К рассмотрению дела, назначенного на 10.12.2021 г. ИП Цытович Ольга Сергеевна не явилась, документы, запрошенные определением о возбуждении дела, а также определением об отложении рассмотрения дела не представила.

В соответствии информацией, предоставленной ООО «НПС-Сибирь», статус отправления «…»– «Доставлено, курьерской службой 11.11.2021 г.», что является надлежащим уведомлением.

На основании изложенного, в действиях рекламораспространителя и рекламодателя ИП Цытович Ольги Сергеевны «…» при распространении рекламы табака, табачных изделий, курительных принадлежностей следующего содержания: «Лучшая цена…Brusko, HQD, CITY, FUMARI, ELF BAR, SHARON…; Электронные сигареты, вейпы, всё для кальяна…», на фасаде магазина «Табак № 1», расположенного по адресу: «…» установлены нарушения требований п. 8 ст. 7 и п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу табака, табачных изделий, курительных принадлежностей следующего содержания: «Лучшая цена…Brusko, HQD, CITY, FUMARI, ELF BAR, SHARON…; Электронные сигареты, вейпы, всё для кальяна…», на фасаде магазина «Табак № 1«…»поскольку в ней нарушены требования п. 8 ст. 7 и п. 1 ч. 3 ст. 5Федерального закона «О рекламе».

2.Выдать ИП Цытович Ольге Сергеевне «…»предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии ___________________«…»

 

Члены Комиссии _________________«…»

________________ «…»

Связанные организации

ИП Цытович Ольга Сергеевна
ИНН 230810776318, ОГРН 320237500080074