Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1698/2022 по результатам рассмотрения жал... от 11 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1698/2022

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11 мая 2022г.                                                                                         г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

в отсутствие, надлежащим образом уведомленного, ООО ЧОО «Родина», при участии, путем систем ВКС, представителя ПАО «ТНС энерго Кубань» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг физической охраны в отношении объекта (объектов) заказчика и находящегося в нем имущества (извещение № 32211331120 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг физической охраны в отношении объекта (объектов) заказчика и находящегося в нем имущества (извещение № 32211331120 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 11.05.2022г. в 11:00.

Заявитель считает, что Организатор торгов установил требования, противоречащие требованиям законодательства, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/07/3-1698/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «ТНС энерго Кубань» (далее – Положение), утвержденным Советом директоров ПАО «ТНС энерго Кубань» протокол от 21.06.2021г. № 20.15.

20.04.2022г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32211331120 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг физической охраны в отношении объекта (объектов) заказчика и находящегося в нем имущества.

Начальная (максимальная) цена договора – 17 273 864,88 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 20.04.2022г.

Дата и время окончания подачи заявок - 28.04.2022г. 09:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Организатором торгов неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки не менее 7 обособленных региональных подразделений, в местах расположения объектов охраны ПАО «ТНС энерго Кубань».

По мнению Заявителя указанное требование противоречит абзацу 4 статьи 15.1 Закона от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также необоснованно ограничивает круг участников закупки.

В соответствии с пунктом 17 Информационной карты, оценка заявок производится с использованием 3 критериев: «Цена договора», с коэффициентом значимости 60%, «Наличие у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для оказания услуг» с коэффициентом критерия 30 % и «Квалификация участника закупки», с коэффициентом значимости 10%.

Кроме того, подпунктом 2.1 пункта 17 Информационной карты, установлен подкритерий: Наличие не менее 7 обособленных региональных подразделений, в местах расположения объектов охраны ПАО «ТНС энерго Кубань»: филиалы и производственные участки в:

1) г. Краснодаре,

2) г. Армавире,

3) г. Майкопе,

4) г. Сочи,

5) г. Новороссийске,

6) г. Ейске,

7) г. Тимашевске.

Подтверждается копией уведомления постановки на налоговый учет.

Сведения отражаются по Форме 4 «Технико-коммерческое предложение».

В соответствии с абзацем 4 статьи 15.1 Закона от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», филиалы частной охранной организации могут создаваться только в том субъекте Российской Федерации, на территории которого частная охранная организация зарегистрирована.

Согласно частям 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», филиалом общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительством общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества, представляющее интересы общества и осуществляющее их защиту.

Таким образом, согласно доводу жалобы, Заявитель ограничен в праве участвовать в оспариваемой закупочной процедуре, так как находится в Краснодарском крае и не может иметь подразделений в Краснодарском крае.

Вместе с тем, выводы Заявителя не подтверждаются указанными нормами Закона от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

При этом, согласно подпункту 2.1 пункта 17 информационной карты, если участник не представил копии уведомлений постановки на налоговый учет, подтверждающих указанные в Форме 4 «Технико-коммерческое предложение» сведения, такой заявке по показателю будет присвоена оценка «0» баллов.

При наличии менее 7 обособленных региональных подразделений в местах расположения объектов охраны ПАО «ТНС энерго Кубань», указанных в данном пункте, такой заявке по показателю будет присвоена оценка «0» баллов.

При отсутствии обособленного регионального подразделения хотя бы в одном из мест расположения объектов охраны ПАО «ТНС энерго Кубань», такой заявке по показателю будет присвоена оценка «0» баллов.

Подразделения, не подтвержденные копиями уведомлений постановки на налоговый учет, в расчет не принимаются.

На основании изложенного, оспариваемое положение Документации является критерием оценки заявок участников, отсутствие у участника закупки подразделений, в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 17 Информационной карты не влечет отклонение заявки такого участника.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и Положением, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Таким образом, Организатору торгов предоставлено право сформировать свою Документацию в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Организатора торгов в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно пункту 5.9.8 Положения, критериями оценки заявок на участие в закупке могут быть:

1) цена;

2) качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;

3) расходы на эксплуатацию товара;

4) расходы на техническое обслуживание товара;

5) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

6) срок, на который предоставляются гарантии качества товара, работ, услуг;

7) деловая репутация участника закупок;

8) наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

9) квалификация участника закупки;

10) квалификация работников участника закупки;

11) Иные критерии, установленные документацией по закупке.

Вместе с тем, согласно пояснениям Организатор торгов, критерии оценки установлены с учетом специфики оказания услуг физической охраны, места расположения охраняемых объектов и направлены на исключение риска неисполнения договора.

При этом, субъективный фактор при оценке заявок исключается посредством установления критериев объективности (обоснованности) и измеримости, описанных в Документации. Формулировки критериев оценки заявок носят определенный (измеримый) характер, критерии являются четкими, понятными и применяются в равной мере ко всем участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях Организатора торгов не установлено нарушения требований части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО ЧОО «Родина» на действия ПАО «ТНС энерго Кубань» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг физической охраны в отношении объекта (объектов) заказчика и находящегося в нем имущества (извещение № 32211331120 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Заместитель председателя комиссии                                  

 

Члены Комиссии:                                                               

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны