Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 2 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF02 августа 2023 г. Краснодар
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю В.Е.Г., в отсутствие надлежащим образом уведомленных АО «Газпром газораспределение Краснодар», потерпевшей стороны — <...>, Ростехнадзора, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 023/04/9.21-2197/2023, возбужденного в отношении АО «Газпром газораспределение Краснодар» (ИНН: 2308021656, КПП: 230801001, ОГРН 1022301189790, 350051, г. Краснодар, ул. Строителей, д.23) по ч. 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Между <...> (далее – Заявитель) и АО «Газпром газораспределение Краснодар» (далее – Общество, Исполнитель) заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 17.01.2021 № ТП-19/Ф/ДО-2Стр/430/21 (далее – Договор). Предметом Договора является обязанность Общества выполнить действия по подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Метелева, д. 23/2 на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0301011:169 (далее – Объект), в соответствии с выданными условиями подключения, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора, а Заявитель обязуется оплатить услуги Исполнителя. Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, установлен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила № 1314).
Согласно п. 59 Правил подключения № 1314, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. Договор о подключении содержит следующие существенные условия (п. 83 Правил № 1314):
а) перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий. В случае если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя, в перечень мероприятий включаются только мероприятия по подключению, выполняемые заявителем, мероприятия по мониторингу исполнителем выполнения заявителем технических условий и фактическому присоединению;
б) срок осуществления мероприятий по подключению;
в) порядок разграничения балансовой принадлежности сети газораспределения, сети газопотребления и эксплуатационной ответственности сторон;
г) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения;
д) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение;
е) стоимость разработки исполнителем проектной документации и проведения ее экспертизы (в случае, когда плата за технологическое присоединение определяется по индивидуальному проекту);
ж) положение об ответственности сторон за несоблюдение сроков исполнения обязательств, установленных договором о подключении и настоящими Правилами;
з) технические условия, включающие в том числе информацию, указанную в пункте 75 настоящих Правил;
и) дополнительное соглашение о размере платы за подключение, в том числе обязанность каждой стороны при нарушении ею сроков исполнения обязательств уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ключевой ставки Банка России, установленной на день заключения договора о подключении, и платы за технологическое присоединение по договору о подключении за каждый день просрочки, если договором о подключении не предусмотрен больший размер неустойки;
к) право заявителя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о подключении при нарушении исполнителем сроков исполнения обязательств, указанных в договоре о подключении;
л) обязанность исполнителя выполнить условия договора о подключении при необходимости осуществления строительства сетей газораспределения на земельном участке, находящемся в собственности третьих лиц, при условии оформления исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации права пользования таким земельным участком для целей строительства сетей газораспределения;
н) порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.
В соответствии с п. 3. Договора срок исполнения мероприятий составляет 713 дней с момента заключения договора.
Согласно п. 5 Договора, Исполнитель обязан осуществить действия по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее срока, предусмотренного пунктом 3 настоящего Договора.
Таким образом, мероприятия по подключению объекта Заявителя должны были быть выполнены АО «Газпром газораспределение Краснодар» до 31.12.2022.
В свою очередь, АО «Газпром газораспределение Краснодар» не соблюден срок, установленный в п. 3 Договора от 17.01.2021 № ТП-19/Ф/ДО-2Стр/430/21, для осуществления мероприятий по подключению, предусмотренных Договором, что привело к нарушению пп. «а» п. 85 Правил № 1314.
Правила № 1314 не регламентируют процедуру и порядок строительства газораспределительной организацией сети газораспределения, однако указанные вопросы урегулированы иными нормативными актами, ГОСТами и СНИПами. Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее -Закон № 116-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона № 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее-промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе № 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (часть 1 статьи 3 Закона № 116-ФЗ).
На основании статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения этого закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктами 92 - 98 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ 29.10.2010 № 870 (далее -Технический регламент), приемка сети газопотребления после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования.
Согласно п. 4 Технического регламента № 870, требования настоящего технического регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий. Приемка сетей газораспределения осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором (далее -приемочная комиссия), в состав которой входят представители:
а) застройщика;
б) строительной организации;
в) проектной организации;
г) эксплуатационной организации;
д) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
е) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора;
ж) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.
При необходимости в состав приемочной комиссии могут быть включены представители других заинтересованных организаций.
В процессе приемки построенных или реконструированных сети газораспределения приемочная комиссия проверяет соответствие построенного или реконструированного объекта требованиям, установленным пунктами 15-17 раздела III и разделом V настоящего технического регламента, а также требованиям, установленным иными техническими регламентами, к объектам технического регулирования настоящего технического регламента.
Документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии.
СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы» содержат технические требования, обязательные при проектировании и строительстве новых и реконструируемых газораспределительных систем, предназначенных для обеспечения природным и сжиженным углеводородными газами потребителей, использующих газ в качестве топлива, а также внутренних газопроводов, и устанавливают требования к их безопасности и эксплуатационным характеристикам. Согласно СНиП 42-01-2002 Газораспределительная сеть - система наружных газопроводов от источника до ввода газа потребителям, а также сооружения и технические устройства на них.
П. 10.6.1 СНиП 42-01-2002 для приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы заказчик создает приемочную комиссию. В состав приемочной комиссии включаются представители заказчика (председатель комиссии), проектной и эксплуатирующей организаций. Представители органов Госгортехнадзора России включаются в состав приемочной комиссии при приемке объектов, подконтрольных этим органам. Приемочная комиссия должна проверить соответствие смонтированной газораспределительной системы проекту и представленной исполнительной документации, требованиям настоящих строительных норм и правил (п. 10.6.3 СНиП 42-01-2002).
Согласно п. 10.6.4 СНиП 42-01-2002 приемка заказчиком законченного строительством объекта газораспределительной системы должна быть оформлена актом по форме обязательного приложения Б. Данный акт подтверждает факт создания объекта и его соответствие проекту и обязательным требованиям нормативных документов. Он является окончательным для отдельно возводимого объекта газораспределительной системы.
Для газораспределительной системы, входящей в состав здания или сооружения, он включается в состав приемосдаточной документации по этому зданию (сооружению).
Таким образом, акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы составляется после строительства газопровода газораспределительной организацией до фактического подключения сети газопотребления Объекта потребителя к сети газораспределения.
В связи с вышеизложенным, в целях проверки действия/бездействия АО «Газпром газораспределение Краснодар» по подготовке сети газораспределения к подключению Объектов капитального строительства Заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения, согласно пп. «в» п. 72 Правил № 1547, должностным лицом Управления в качестве свидетеля привлечено Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора для предоставления соответствующих пояснений и документов.
Северо-Кавказским Управлением Ростехнадзора направлена информация о том, что в адрес Управления заявление АО «Газпром газораспределение Краснодар» на вызов представителя, для участия в работе приемочной комиссии по приемки объекта газораспределения по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Метелева, д. 23/2 на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0301011:169 не поступало.
Исходя из информации, представленной Заявителем следует, что между Заявителем и АО «Газпром газораспределение Краснодар» не подписан акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
Из информации, представленной в Управление следует, что между АО «Газпром газораспределение Краснодар» и Заявителем не подписан акт о подключении (технологическом присоединении).
Заявителем и АО «Газпром газораспределение Краснодар» не представлены документы, свидетельствующие о наличии подписания дополнительных соглашений об изменении срока подключения (технологического присоединения) по Договору от 17.01.2021 № ТП-19/Ф/ДО-2Стр/430/21, о чем неоднократно было запрошено в определениях Краснодарского УФАС по данному делу.
АО «Газпром газораспределение Краснодар» является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам.
В соответствии с частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Ранее АО «Газпром газораспределение Краснодар» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ (постановление о наложении штрафа по делу № 023/04/9.21-497/2022 об административном правонарушении, оплачено АО «Газпром газораспределение Краснодар» 27.06.2022).
На основании вышеизложенного в действиях АО «Газпром газораспределение Краснодар» выразившихся в неосуществлении мероприятий по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения Объекта заявителя, предусмотренных договором о подключении, по подготовке сети газораспределения к подключению Объекта и пуску газа, в срок согласно Договору от 17.01.2021 № ТП-19/Ф/ДО-2Стр/430/21, нарушение порядка проведения мониторинга выполнения Заявителем технических условий, содержится нарушение Правил № 1314, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Местом совершения правонарушения является: место расположения АО «Газпром газораспределение Краснодар» - г. Краснодар, ул. Строителей, 23, 350051.
Время совершения правонарушения: 31.12.2022- это дата неисполнения АО «Газпром газораспределение Краснодар» мероприятий по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения Объекта заявителя, предусмотренных договором о подключении, по подготовке сети газораспределения к подключению Объекта и пуску газа.
В соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Определением о возбуждении дела об административном правонарушении <...> признана потерпевшей стороной по делу № 023/04/9.21-2197/2023.
Срок давности привлечения АО «Газпром газораспределение Краснодар» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истек.
В адрес АО «Газпром газораспределение Краснодар» посредством почтовой связи направлено определение от 26.04.2023 № ЕВ/11632/23 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 023/04/9.21-2197/2023, в котором указано, что рассмотрение дела об административном состоится 25.05.2023 в 11:00 часов (согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, 02.05.2023 АО «Газпром газораспределение Краснодар» получило определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 023/04/9.21- 2197/2023).
25.05.2023 в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и документов должностным лицом вынесено определение об отложении составления протокола об административном правонарушении на 21.06.2023, определение о продлении срока проведения административного расследования до 25.06.2023 (согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, 02.06.2023 АО «Газпром газораспределение Краснодар» получено определение об отложении составления протокола по делу № 023/04/9.21-2197/2023 об административном правонарушении и определение о продлении срока проведения административного расследования по делу № 023/04/9.21-2197/2023).
21.06.2023 в отсутствие надлежащим образом уведомленных АО «Газпром газораспределение Краснодар», а также потерпевшей стороны по делу <...> должностным лицом Краснодарского УФАС России составлен протокол по делу № 023/04/9.21-2197/2023 об административном правонарушении и вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 023/04/9.21-2197/2023 на 05.07.2023 в 11:00 ч. (согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, 26.06.2023 АО «Газпром газораспределение Краснодар» получен протокол и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 023/04/9.21- 2197/2023).
05.07.2023 в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и документов должностным лицом вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 02.08.2023, определение о продлении срока проведения административного расследования до 08.07.2023 (согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, 05.08.2023 АО «Газпром газораспределение Краснодар» получено определение об отложении рассмотрения дела № 023/04/9.21-2197/2023 об административном правонарушении и определение о продлении срока рассмотрения дела № 023/04/9.21-2197/2023).
При рассмотрении дела должностным лицом обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
02.08.2023 заместителем руководителя Краснодарского УФАС России В.Е.Г. по результатам рассмотрения материалов дела № 023/04/9.21-2197/2023 в отсутствие надлежащим образом уведомленных АО «Газпром газораспределение Краснодар», потерпевшей стороны по делу <...>, Ростехнадзора, вынесено постановление о наложении штрафа.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать АО «Газпром газораспределение Краснодар» (ИНН: 2308021656, КПП: 230801001, ОГРН 1022301189790, 350051, г. Краснодар, ул. Строителей, д.23) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф в размере 600 000 руб. должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП по форме квитанции, приложенной к Постановлению.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано