Решение №023/06/64-553/2020 / от 3 февраля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 136/2020 - КС
по делу № 023/06/64-553/2020 о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
03 февраля 2020 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО «Вымпел» (далее – Заявитель) на действия управления ЖКХ закупок АМО город-курорт Анапа при проведении электронного аукциона: «Ручная уборка» (извещение № 0318300537420000006) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Заказчиком неправомерно установлено требование в п.23 «Информационной карты» аукционной документации о наличии у Участника аукциона действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности виды работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: - сбор отходов I-IV классов опасности.
Согласно представленным пояснениям, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласился. Аукционная документации соответствует Закону о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением закупок АМО город-курорт Анапа проводился электронный аукцион: «Ручная уборка» (извещение № 0318300537420000006).
Заказчик - управления ЖКХ закупок АМО город-курорт Анапа.
Начальная (максимальная) цена контракта – 10 570 629, 97 руб.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 1 «Информационная карта», где в п.23 Заказчиком установлено:
Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, установленные в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ |
Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: - сбор отходов IV класса опасности; - транспортирование отходов IV класса опасности. |
На основании п.6) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2) ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 1) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) указано, что сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
В извещении о проведении электронного аукциона от 17.01.2020 №0318300537420000006 указано:
Преимущества и требования к участникам |
|
Преимущества |
Субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) 1.Требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ-44 к лицам, осуществляющим поставку товаров, являющихся объектом закупки и перечень предоставляемых документов (или копий таких документов): Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: - сбор отходов IV класса опасности; - транспортирование отходов IV класса опасности (Копия или оригинал). 2. Установлены единые требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 44-ФЗ ( п. 8 части 1 статьи 31 44-ФЗ требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности установлено, только если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма). 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ |
В Разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлено:
Наименование закупаемых услуг, работ, входящих в объект закупки |
Требования, установленные к функциональным, техническим характеристикам закупаемых услуг, работ, |
Ручная уборка |
Выполнение работ по ручной уборке от отходов IV (код ФККО: 7 31 200 01 72 4 «Мусор и смет уличный») класса опасности, согласно раздела 1 тома 2 генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования город-курорт Анапа (утв. постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 31.05.2016 года № 2101). Работы выполняются в соответствии с Ведомостью объемов работ (Приложение № 1 к Разделу 2. Описание объекта закупки), выполнение работ в соответствии со следующими критериями: - производится уборка мусора, смёта уличного на прилегающих территориях, по периметру и внутри закрепленных территорий; - при ручной чистке лотка обеспечивается отсутствие грязевых наносов в прибордюрной части дороги. Уборку мусора необходимо производить в полиэтиленовые мешки. Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: - сбор отходов IV класса опасности; - транспортирование отходов IV класса опасности. Работы выполнять в соответствии с санитарными правилами и нормами, Правилами благоустройства территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденных Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 06 декабря 2017 года №265, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности». Обеспечение необходимых мероприятий по технике безопасности, правил дорожного движения, рациональному использованию территории при проведении работ. Выполнять весь комплекс по обращению с отходами. |
Однако, указанные Заказчиком виды работ в Приложении № 1 Раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации в ведомости работ не предполагают сбор отходов.
Таким образом, включение требований к поставщику о наличии лицензии видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: сбор отходов IV класса опасности, является избыточным.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указывает, что в п.1.3 проекта контракта срок исполнения контракта предусмотрен 60 дней с момента заключения контракта, что противоречит п.12.1 проекта контракта аукционной документации.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В п.1.3 «Проекта контракта» аукционной документации Заказчиком установлено:
Срок выполнения работ: в течение 60 дней с момента заключения муниципального контракта, но не ранее 06.03.2020 года.
В п. 12.1 «Проекта контракта» аукционной документации Заказчиком установлено:
Срок действия Муниципального контракта: с момента заключения муниципального контракта по 31.12.2020 года.
Однако в п.4.1 «Проекта контракта» аукционной документации Заказчиком установлено:
Оплата, принятых Заказчиком в соответствии с Муниципальным контрактом, Работ производится в рублях безналичным расчетом, по факту выполненных работ после подписания сторонами акта приемки выполненных работ в течение пятнадцати рабочих дней.
Окончание срока действия муниципального контракта 31.12.2020 г. влечет прекращение обязательств обеих сторон.
Срок выполнения работ и срок действия контракта не являются равнозначными понятиями.
Заявитель обжалует п.5.5, 5.2 «Проекта контракта» аукционной документации, что указанные требования нарушают ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В п.5.2, 5.5 «Проекта контракта» аукционной документации Заказчиком установлено:
5.2. Все используемые при выполнении Работ материалы и оборудование должны иметь соответствующие техническим регламентам, стандартам и иным требованиям, предусмотренным действующим законодательством о техническом регулировании, Описанием объекта Закупки (Приложение №1 к Муниципальному контракту) и Муниципальному контракту сертификаты, технические паспорта и (или) другие документы, удостоверяющие качество данных материалов и оборудования, а также права на них. Копии этих документов Подрядчик обязан предоставить по требованию Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней.
5.5. Подрядчик обязуется использовать для выполнения Работ только то предусмотренное настоящим разделом Муниципального контракта оборудование, которое принадлежит Подрядчику на праве собственности, подтверждённом.
Требование к оборудованию принадлежащему Исполнителю контракта на праве собственности противоречит нормам ст.33 закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком нарушена норма ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указывает, что требование установленное Заказчиком в п.7.5 «Проекта контракта» аукционной документации – незаконно.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
В п.7.5 «Проекта контракта» аукционной документации Заказчиком установлено:
Организовать за свой счёт уборку и вывоз мусора, образовавшегося в результате выполнения Работ по Контракту.
Однако, согласно п.2.1.2 «Проекта контракта» аукционной документации установлено:
Цена Муниципального контракта включает в себя все расходы (в том числе налоги и другие обязательные платежи), которые Подрядчик может понести при оказании полного объёма Работ.
Таким образом, данный довод необоснован.
Заявитель указывает, что в п.7.9 «Проекта контракта» составлен с нарушением Закона о контрактной системе.
В п.7.9 «Проекта контракта» аукционной документации Заказчиком установлено:
Подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с Муниципальным контрактом и по заявкам Заказчика в пределах объемов указанных в Ведомости объемов работ (Приложение №2 к Муниципальному контракту). Заявка на выполнение работ направляется Подрядчику по указанному в Муниципальном контракте адресу электронной почты, телефону или факсу, а также устно ответственному лицу. Прием таких заявок осуществляется круглосуточно.
Согласно условиям Раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлено, что работы необходимо выполнять в соответствии с Правилами благоустройства территории МО город-курорт Анапа утвержденным Решением Совета МО город-курорт Анапа от 06.12.2017 г. № 265, где определена периодичность уборки территорий.
Виды работ, указанные в документации электронного аукциона прописаны Заказчиком. Периодичность выполнения работ оказывается Исполнителем контракта по заявкам Заказчика.
Законом о контрактной системе не определена обязанность по установлению в аукционной документации периодичность выполнения работ.
Таким образом, данный довод необоснован.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Вымпел» обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7, ч.6 ст.31, ч.3 ст.33, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика – управления ЖКХ закупок АМО город-курорт Анапа нарушение ч.3 ст.7, ч.6 ст.31, ч.3 ст.33, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу - управлению закупок АМО город-курорт Анапа (отраслевой комиссии), Заказчику – управлению ЖКХ закупок АМО город-курорт Анапа выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 52
по делу № 023/06/64-553/2020 (136/2020-КС) о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
03 февраля 2020 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:
на основании решения по делу № 023/06/64-553/2020 (136/2020-КС) от 03.02.2020 г., принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Вымпел» на действия управления ЖКХ закупок АМО город-курорт Анапа при проведении электронного аукциона: «Ручная уборка» (извещение № 0318300537420000006) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе), предписывает:
- Уполномоченному органу - управлению закупок АМО город-курорт Анапа (отраслевой комиссии), Заказчику – управлению ЖКХ закупок АМО город-курорт Анапа устранить нарушение ч.3 ст.7, ч.6 ст.31, ч.3 ст.33, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу № 023/06/64-553/2020 (136/2020-КС) от 03.02.2020 г.
- Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10-ти рабочих дней со дня его размещения в ЕИС.
4. В срок до 28.02.2020 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.