Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-4577/2022 по результатам рассмотрения жал... от 6 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

03 октября 2022г. г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены комиссии:

в отсутствие представителя, надлежащим образом уведомленного ООО «Снабженец-2» (далее — Заявитель), при участии, путем системы ВКС, представителя по доверенности (138 от 11.11.2021г.) К. О. О. и представителя по доверенности (№ 82 от 06.07.2022г.) М. И. В. АО «Международный аэропорт «Краснодар» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по съемке и монтажу документального фильма, посвященному юбилею аэропорта Краснодар (извещение № 32211693205 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатор торгов при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по съемке и монтажу документального фильма, посвященному юбилею аэропорта Краснодар (извещение № 32211693205 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 03.10.2022г. в 12:30 (МСК).

Заявитель считает, что Организатор торгов нарушил порядок проведения торгов, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/07/3-4577/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд АО «Международный аэропорт «Краснодар» (далее – Положение), утвержденным решением Совета директоров АО «Международный аэропорт «Краснодар» от 01.06.2021г. (протокол от 01.01.2021).

15.09.2022г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32211693205 о проведении запроса предложений в электронной форме проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по съемке и монтажу документального фильма, посвященному юбилею аэропорта Краснодар.

Начальная (максимальная) цена договора – 350 000,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок — 15.09.2022г. в 00:00 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок — 26.09.2022г. в 16:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Организатор торгов неправомерно установил требования к условиям договора в части предоставления «Заверения об обстоятельствах».

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно Обзору судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018г., Закон о закупках не содержит запрета устанавливать условия о соответствии услуг определенным нормативно — техническим документам, в которых содержатся необходимые требования к ним, а также качественные и технические характеристики этих услуг.

Сама по себе не возможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным требованиям, не означает, что действия Организатора торгов могли повлечь ограничению конкуренции.

Согласно пункту 6 Раздела 5 «Проект договора» исполнитель при подписании настоящего договора дает заверения об обстоятельствах согласно Приложение № 2 – Заверения об обстоятельствах.

При этом, на стадии подачи заявок наличие документа заверения об обстоятельствах не требуется.

В соответствии с Приложением № 3 «Заверения об обстоятельствах» содержатся положения, которые являются условиями исполнения уже заключенного договора, согласие и готовность исполнения которых участник подтверждает путем направления заявки, которая в силу пункта 2.1 Раздела 1 Закупочной документации имеет правовой статус оферты.

Вместе с тем, при формировании проекта договора на оказание услуг и приложений к нему, в частности, Приложения № 3 «Заверение об обстоятельствах» Организатор торгов исходил из необходимости соблюдения требований действующего законодательства.

Так, Заверения об обстоятельствах, являющиеся Приложением № 3 к проекту Договора на оказание услуг, включены в проект договора, в соответствии с законодательными требованиями, установленными статьей 54.1 Налогового Кодекса РФ (далее — НК РФ), с использованием рекомендаций по применению положений статьи 54.1 НК РФ, изложенных в Письмах ФНС России от 10.03.2021г. № БВ-4-7/3060@, от 31.10.2017г. № ЕД-4-9/22123@.

Согласно пункту 1 статьи 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ),  сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку.

Таким образом, вышеуказанные требования установлены в целях защиты прав заказчика по исполнению договора.

Комиссия Краснодарского УФАС приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Согласно доводу жалобы Заявителя, односторонний отказ Организатора торгов от исполнения договора может быть произведен без возмещения затрат Исполнителю.

В соответствии с пунктом 8.4 Раздела 5 «Проект договора» договор может быть расторгнут в одностороннем порядке:

- заказчиком, либо исполнителем в случае существенного нарушения Договора одной из сторон;

- заказчиком при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов при наличии документального подтверждения несения расходов.

Нарушение договора исполнителем предполагается существенным в случаях оказания услуг ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок.

Нарушение договора заказчиком предполагается существенным в случае нарушения сроков оплаты оказанных услуг.

Вместе с тем, право на односторонний отказ от исполнения договора реализуется исключительно по правилам статьи 782 ГК РФ.

В соответствии с данной нормой, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов


 

, и исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

 

Таким образом, указанное условие установлено в рамках требований статьи 782 ГК РФ, не влечет необоснованного ограничения круга участников.

Комиссия Краснодарского УФАС приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Организатор торгов ограничивает возможность привлечения субподрядных организаций.

В соответствии с Приложения № 3, условиями исполнения договора не ограничена возможность привлечения субподрядной организации по видам работ, наличию того или иного оборудования, договорных обязательств.

Вместе с тем, возможность привлечения субподрядной организации прямо предусмотрено в пункте 12 Раздела 2 Информационной карты Закупочной Документации.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что, согласно пункту 5.1 части 5 Приложения № 3 «Заверения об обстоятельствах», исполнитель вправе привлекать для оказания услуг субподрядчиков. Во всех случаях, когда исполнитель намерен заключить договор с субподрядной организацией, исполнитель должен уведомить заказчика о таком намерении и предварительно письменно согласовать с заказчиком субподрядную организацию, привлекаемую для оказания услуг в порядке, установленном пунктами 5.2. - 5.5. настоящих Заверений об обстоятельствах.

В соответствии с пунктом 7 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018г.), установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Таким образом, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Организатор торгов укрупняет предмет закупки на оказания услуг по договору с исполнителем и функции предъявления документов по налоговой отчетности, необоснованно пытаясь присвоить себе функции фискальных органов (ИФНС).

Заверения об обстоятельствах, перечисленные в Приложении № 3, не входят в рамки обязанностей контрагента, установленные законодательными нормативными актами.

В частности, действующим законодательством регламентированы порядок и сроки оформления первичной документации и сдачи в соответствующие органы бухгалтерской и налоговой отчетности, сроки и порядок уплаты налогов в бюджет.

Также следует отметить, что требования статьи 54.1 НК РФ распространяются на всех хозяйствующих субъектов, в связи с чем, они должны быть соблюдены и контрагентом.

Таким образом, указанное требование предполагает предоставление участникам дополнительных документов, не предусмотренных законодательством.

В соответствии с подпунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018г.), принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Заверения об обстоятельствах в Приложении № 3 являются общими для всех контрагентов налогоплательщика, поэтому в зависимости от деятельности контрагента отдельные пункты могут не применяться к исполнению конкретным контрагентом.

Обязанности, предусмотренные в том числе, налоговым законодательством распространяются на всех контрагентов. Исполнение условий договора по предоставлению документов не является избыточным, не ограничивает конкуренцию и применяется в равной степени ко всем сторонам договора.

Закупочная документация, в том числе проект договора опубликованы и доступны всем участникам закупки, условия исполнения договора применяются ко всем в равной степени и не содержат дискриминационных условий.

Комиссия Краснодарского УФАС приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Снабженец-2» на действия АО «Международный аэропорт «Краснодар» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по съемке и монтажу документального фильма, посвященному юбилею аэропорта Краснодар (извещение № 32211693205 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

 

Заместитель председателя комиссии 

 

Члены Комиссии: 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Краснодарского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны