Решение б/н РЕШЕНИЕ от 30 апреля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть оглашена 9 апреля 2015 года
Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2015 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела № 2/2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Тер-Осканов И.О. - начальник отдела контроля на транспорте, строительстве и ЖКХ;
Коробкина О.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, строительстве и ЖКХ;
Ивченкова Ю.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, строительстве и ЖКХ,
рассмотрев дело № 2/2015 по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» («<….>») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – Управление) поступило обращение ОАО «Краснодарпромжелдортранс» (далее – ОАО «КПЖТ») на действия ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») в связи направлением телеграммы НР 3/1052 100 от 17.09.2014 отменяющее доступ порожних вагонов ОАО «Первая грузовая компания» (далее – ОАО «ПГК») к инфраструктуре частных компаний (собственников путей необщего пользования), что повлекло невозможность с их стороны выполнять принятые на себя договорные обязательства.
В ходе рассмотрения установлено следующее.
Приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т ОАО «РЖД» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в связи, с чем на него распространяются ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Между ОАО «КПЖТ» и ООО «РСК» 10.10.2013 заключен договор № 96-юр согласно которому ООО «РСК» размещает порожние вагоны на ж/д путях необщего пользования Общества не задействованных в перевозочном процессе.
В свою очередь между ООО «РСК» и ОАО «ПГК» заключен договор от 31.12.2013 на оказание услуг по накоплению и формированию на ж/д путях необщего пользования отправительстких маршрутов из порожних вагонов ОАО «ПГК».
17.09.2014 заместителем начальника дирекции – начальником управления движением филиала ОАО «РЖД» К. была направлена, в том числе и в адрес филиала ОАО «РЖД» Линейное агентство фирменного транспортного обслуживания станции Краснодар-1 (ЛАФТО Краснодар-1) телеграмма следующего содержания: «в связи с отсутствием технической возможности станции Краснодар-Сортировочный Северо-Кавказской ЖД и в целях исключения рисков нарушения технологии работы станции с момента получения отменяется формирование отправительских маршрутов из порожних собственных полувагонов и цистерн, находящихся в управлении ОАО «ПГК» на путях необщего пользования ст. Краснодар-Сортировочный. Исключите заадресовки вагонов на станцию Краснодар-Сортировочный для формирования маршрутов. Вагоны включать в поезда назначения в соответствии с действующим планом формирования».
Во исполнение указанного распоряжения телеграммой от 17.09.2014 начальника ст. Краснодар-Сортировочный контрагенту Общества ОАО «ПГК» было сообщено о прекращении отправления порожних вагонов в адрес ООО «РСК» в виду отсутствия договора на отстой вагонов на станции Краснодар-сортировочный СКжд.
13.10.2014 телеграммой заместителя начальника СКЖД Павлова установлен запрет на отправку порожних вагонов ОАО «ПГК» в отстой на пути необщего пользования.
Указанными распоряжениями установлены запреты на оказание сторонними организациями услуг по временному размещению порожних вагонов, что повлекло неисполнение договорных обязательств по выше указанным договорам ОАО «КПЖТ» и ООО «РСК», что в свою очередь повлекли дополнительные расходы отправителей составов и возникновению убытков.
В свою очередь, по мнению заявителя, в связи с данным запретом отстой порожних вагонов возможен только на путях необщего пользования ст. Краснодар-сортировочный СКжд собственником, которых является ОАО «РЖД», соответственно по тарифам ОАО «РЖД» превышающим тарифы предлагаемые собственниками путей необщего пользования, примыкающих к станции Краснодар-сортировочный СКжд.
В своем ответе на запрос Управления ОАО «РЖД» в лице филиала Центральной дирекции управления движением Северо-Кавказская дирекция управлением движением обосновала свои действия по направлению телеграммы отсутствием (на момент рассылки телеграммы) технической возможности ж/д ст. Краснодар-сортировочный СКжд формирования отправительских маршрутов в связи с превышением ежесуточного рабочего парка вагонов, что повлекло затруднение в эксплуатационной работе станции и всей СКЖД в целом.
Согласно ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В действиях ОАО «РЖД» выразившихся в ущемлении интересов ОАО «КПЖТ», ООО «РСК», ОАО «ПГК» путем отмены формирования отправительских маршрутов из порожних собственных полувагонов и цистерн, находящихся в управлении ОАО «ПГК», на путях необщего пользования ж/д станции Краснодар-сортировочный СКжд, согласно телеграмме ОАО «РЖД» от 17.09.2014 НР 3/1052 100, содержаться признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 19.01.2015 № 10 в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело № 2/2015.
Определением от 02.02.2015 № 1766/4 рассмотрение дела № 2/2015 назначено на 05.03.2015 в 10-00 ч.
В связи с необходимостью получением дополнительных доказательств Комиссия по рассмотрению дела № 2/2015 определением от 05.03.2015 № 4187/4 отложила рассмотрение дела № 2/2015 на 09.04.2015 в 10-00.
Комиссия 09.04.2015 в присутствии от ответчика представителей по доверенности Ч. («<….>»), Ф. («<….>»), в отсутствие надлежащим образом уведомленных ОАО «КПЖТ», ОАО «ПГК», ООО «РСК», рассмотрев представленные в дело материалы, заслушав пояснения ответчика, установила следующее.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, устанавливающие их права, обязанности и ответственность регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав).
Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг. Действие настоящего Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования
Статьей 13 Устава установлено, что перевозчики по договору с грузоотправителями и (или) владельцами железнодорожного пути необщего пользования могут осуществлять перевозки грузов поездом установленного веса или длины, сформированным на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с грузоотправителями и (или) владельцами инфраструктур на железнодорожной станции (отправительскими маршрутами) в соответствии с планом формирования поездов.
Основные условия и порядок организации перевозок грузов отправительскими маршрутами устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
План формирования грузовых поездов, следующих в пределах инфраструктуры, утверждается владельцем этой инфраструктуры.
Комиссией установлено, что между ОАО «КПЖТ» (Исполнитель) и ООО «РСК» (Заказчик) заключен договор от 10.10.2013 № 96-юр который регулирует взаимоотношения Сторон, связанные с оказанием услуг по временному размещению (отстою) на ж/д путях необщего пользования «Исполнителя» порожних вагонов, принадлежащих «Заказчику» на праве собственности или ином праве, временно не задействованных в перевозочном процессе. Разделом 3 договора определена стоимость услуг и порядок расчетов.
Договор на аналогичных условиях был заключен между ОАО «КПЖТ» и ОАО «ПГК» от 07.12.2009 № ДД/ФРст/ФГР-152/9.
Договор от 26.12.2013 № ДР/ФРст/ФГР-191/13 на тех же условиях заключен между ООО «РСК» и ОАО «ПГК».
Помимо этого между ООО «РСК» и ОАО «ПГК» заключен договор от 31.12.2013 № ДР/ФРст/ФГР-200/13 на оказание услуг по накоплению и формированию на ж/д путях необщего пользования ООО «РСК» (Исполнитель) отправительских маршрутов из порожних вагонов, принадлежащих ОАО «ПГК» (Заказчик) на праве собственности или ином праве.
Согласно приложению № 1 к договору формирование отправительских маршрутов из порожних собственных (арендованных) полувагонов собственности ОАО «ПГК» осуществляется на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих к ж/д ст. Краснодар-сортировочный СКжд.
Телеграммой ОАО «РЖД» Нр.3/455 от 04.04.2014 г. установлено формирование прямых отправительстких маршрутов из порожних собственных цистерн из под светлых (отдельно) и темных нефтепродуктов (отдельно) на путях необщего пользования с. Краснодар-сортировочный СКжд.
Вагоны, прибывающие на «отстой» в адрес ООО «РСК», формируются на ж/д пути необщего пользования целым составом в количестве 71 условный вагон и выводятся на пути станции № 15, № 16 парка «В» ж/д ст. Краснодар-сортировочный СКжд в соответствии с планом формирования поездов.
Как указывалось выше на основании телеграммы из ОАО «РЖД» № 3/1052 100 от 17.09.14 - отменяется формирование отправительских маршрутов из порожних «С/А» Полувагонов и Цистерн, находящихся в управлении ОАО «ПГК» на путях необщего пользования ж/д ст. Краснодар-сортировочный СКжд.
В обосновании действий по направлению указанной телеграммы ОАО «РЖД» представило Комиссии информацию, согласно которой в период с 1 по 15 сентября 2014 г. на ж/д ст. Краснодар-сортировочный СКжд:
- превышение рабочего парка вагонов ежесуточно составляло 411 вагонов, из них порожних 145;
- при установленном нормативе по отправлению поездов 38, фактически в среднем в сутки было отправлено 45 поездов;
- 71 поезд (4136 вагонов) назначением ст. Краснодар-сортировочный СКжд в указанный период отставлены от движения (отнесены к категории «брошенные»), из них 11 поездов (683 вагона) по вине грузополучателей, по причине неравномерной заадресовке 5 поездов (300 вагонов). В общем числе отставленных от движения поездов, в которые включены вагоны, находящиеся в оперативном управлении ОАО «ПГК», составило – 15% от общего количества;
- за указанный период вагонопоток собственности ОАО «ПГК» прибывшего в расформирование на ж/д ст. Краснодар-сортировочный СКжд в составе отправительских маршрутов составил – 980 вагонов (в среднем 90 вагонов в сутки).
Кроме этого в связи с изменениями в геополитической ситуации произошло изменение в корреспонденции грузов, а именно часть вагонопотока с нефтеналивными грузами ранее следовавшая со станций дорог Казахстана назначением станция Одесса-Пересыпь (Украина) переключена на станции назначения СКжд – Вышестеблиевская и Кавказ. Данные вагоны прибывали на дорогу в большей степени в составе разборочных поездов с последующей переработкой на ст. Краснодар-сортировочный СКжд.
Железнодорожные станции Вышестеблиевская и Кавказ расположены в непосредственной близости от порта и примыкающей к нему ж/д ст. Новороссийск. В связи с этим возник острый дефицит пропускной способности на участке Краснодар – Крымская, через который следует вагонопоток в порты и обратно. Объем прибывшего вагонопотока 80% составляют грузы в порты Новороссийск, Туапсе, Кавказ.
Количество оставленных без движения поездов вследствие не приема ст. Новороссийск за период с 1 по 13 сентября 2014 г. увеличилось на 482 поезда по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.
В результате после выгрузки со станций Новороссийск и Туапсе порожние полувагоны и цистерны, в том числе собственности ОАО «ПГК», прибывают в расформирование на ст. Краснодар-сортировочный СКжд при этом в ожидании расформирования поезда простаивают, что ведет к парализации перевозочного процесса и негативно влияет на бесперебойную и ритмичную работу СКжд.
В целях нормализации перевозочного процесса по приему груженного вагонопотока в порты Новороссийск, Туапсе, Кавказ и обеспечение своевременного вывода порожнего вагонопотока с припортовых станций и с полигона дороги сразу после выгрузки цистерны и полувагоны собственности ОАО «ПГК» включались в транзитные поезда назначением Новороссийск – им. М. Горький (в ср. 140 вагонов в сутки) и Туапсе - им. М. Горький (в ср. 150 вагонов в сутки).
Ответчиком к сведению Комиссии доведена информация, что 12.12.2014 Распоряжением ОАО «РЖД» № 2979р утвержден план формирования грузовых поездов на железных дорогах ОАО «РЖД» на 2014/2015 год в результате чего произошло снижение объемов перевозок на полигоне СКжд.
Также было заявлено, что в связи с восстановлением пропускной способностью участков Краснодар – Крымская – Новороссийск возобновлены перевозки вагонов собственности ОАО «ПГК» со станции отправления Краснодар-сортировочный СКждв в составе отправительстких маршрутов, сформированных на пути необщего пользования ОАО «Краснодарпромжилдортранс».
Учитывая приведенные доводы ОАО «РЖД», а также ходатайство заявителя от 20.03.2015 № 12/196, направленное в Краснодарское УФАС России, в котором оно просит возбужденное дело № 2/2015 в отношении ОАО «РЖД» прекратить в связи с отсутствием ограничений по формированию собственных порожних вагонов ОАО «ПГК» на путях ст. Краснодар-сортировочный СКжд, Комиссия на основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частями 1, 2 статьи 39, пунктом 1 части 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, пунктом 1 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела № 2/2015 ввиду отсутствия нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Российские железные дороги».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи (дата изготовления) в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии И.В. Иващенко
Члены Комиссии: И.О. Тер-Осканов
О.Р. Коробкина
Ю.Р. Ивченкова