Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 202/2019-КС от 6 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 202/2019-КС о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

06 февраля 2019 года                                                                                              г. Краснодар

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)

 

 рассмотрев жалобу ООО «КАПИТАЛ» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГКУ «Санаторий «Победа» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона № 0318100058618000503 «Капитальный ремонт Пляжных корпусов Литер 4, литер 15» в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что документация аукциона составлена с нарушением Закона о контрактной системе: инструкция заказчика утверждена таким образом, что заявка будет отклонена по любому из противоречивых пунктов.

Заказчик с доводами жалобы не согласился. Документация разработана в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ГКУ «Санаторий «Победа» в единой информационной системе размещены извещение и документация электронного аукциона № 0318100058618000503 «Капитальный ремонт Пляжных корпусов Литер 4, литер 15». Начальная (максимальная) цена контракта 49 517 900,00 рублей.

Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).

В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В аукционной документации содержится Инструкция по заполнению заявки. В Инструкции установлено, что представленные участниками закупки сведения в отношении товаров не должны носить предположительный характер (т.е. сведения не должны сопровождаться совами «должен», «может», «требуется», «необходимо»….

В соответствии с ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В связи с чем, указанное положение Инструкции не препятствует подачи заявок. Доказательства невозможности подготовить заявку в соответствии с выше обозначенным положением Инструкции не предоставлены. Довод не обоснован.

Заявитель указывает, что не понятны требования в отношении взаимоисключающих характеристик (например, позиция 26, 52). В позиции 26 «Болты с гайками и шайбами» требуется: «Номинальный диаметр резьбы болта, d, Требуется М20/М22/М24. В позиции 25 «Бетонная смесь»: группа бетонной смеси требуется жесткая/подвижная/растекающаяся.

В соответствии с Инструкцией если между взаимоисключающими значениями стоит символ «/», то участник должен выбрать и указать одно из разделенных таким образом взаимоисключающих значений, соответствующее предлагаемому товару; если характеристики не являются взаимоисключающими, то указываются в неизменном виде. Также в Инструкции указано, что взаимоисключающие характеристики (значения) товара – несколько значений, определяющих разнообразные варианты исполнения одного и того же товара, и не совместимые в одной единице товара друг с другом. В случае, если характеристики (значения) установленные заказчиком, одновременно могут присутствовать в одной единице товара (исполнении) товара (согласно государственным стандартам, например, в следствии конструктивного исполнения, физической природы или в виде смеси), то такие характеристики (значения) – не являются взаимоисключающими.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Изложенные подобным образом положения Инструкции вводят в заблуждение в отношении требуемых заказчику показателях.

В позиции 33 «Бетонная смесь» в графе 4 марка бетонной смеси по удобоукладываемости Ж, в графе 8 1÷4. Соответствие ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2015. С учетом положений Инструкции (если в графе №8 установлен требование к значению показателя в виде числовых значений с использованием символа «обелюс», при этом после наименования показателя не стоит знак «двоеточие», это означает, что  участнику необходимо выбрать одно конкретное значение. В связи с чем, довод Заявителя об отсутствии руководства по заполнению не обоснован.

Вместе с тем, в Инструкции заказчика также присутствие положение, согласно которому при установлении в графе 8 значения со знаком «обелюс», в графе 4 символ «:», что означает предоставление интервала значений. Таким образом,  в зависимости от орфографического знака меняется суть требований, что может вводить участников в заблуждение. Заказчик не лишен возможности указать конкретно требуемые значения без использования знака «обелюс».

Заявитель считает, что установлены требования к расходным материалам (электроды), что нарушает правила описания объекта закупки. Данный довод не обоснован. Ведомостью ресурсов предусмотрено использование товаров.

В позиции 26 «Болты с гайками и шайбами» в графе 4 диапазон размера под ключ гайки, S, в графе 8 не шире 31-41.

            В соответствии с Инструкцией в случае, если в №4 применяется слово «диапазон» и в№8 установлены слова «от» и «до», или графический знак «-»…участник также обязательно указывает диапазон с такими же нижней (х) и верхней  (у) границами. Если диапазон сопровождается словами «не шире» участник должен предложить диапазон не шире. Таким образом, участник должен предложить диапазонное значение, у которого нижняя граница не менее 31, а верхняя не более 41. Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 5915-70 размер под ключ не является диапазонным значением и зависит от номинального диаметра резьбы. Кроме того, в Инструкции присутствует положение, согласно которому в случае, если №8 или №7 или на изображении заказчиком установлены требования к значению с применением слов, определяющих максимальный допустимый предел: «не шире»….это означает, что значение, указанное заказчиком, в предел допустимых входит, участник указывает одно конкретное значение равное или менее (ниже) установленного заказчиком без сопровождения указанными в настоящем пункте словами, определяющими допустимый предел.

Согласно Письму ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применении ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок. Разработанная заказчиком Инструкция не отвечает принципам Закона о контрактной системе.

По результатам проведения внеплановой проверки установлено.

Согласно ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Проектная документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, при этом сметы являются частью проектной документации.

В соответствии с ч.1 ст.743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Состав проектно-сметной документации определен ст.48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.

В п.5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, слуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017), в котором указано, что при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в ЕИС.

Согласно п.1.2 проекта контракта состав, содержание и сроки работ, а также результаты работ определяются Техническим заданием, проектной документацией (приложение № 2 к контракту)…. Заказчиком размещена проектная документация.

В соответствии с ч.6 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объект капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «КАПИТАЛ» обоснованной в части нарушения п.2) ч.1 ст.64, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.

          2.Признать в действиях Заказчика -  ГКУ «Санаторий «Победа» нарушение п.2) ч.1 ст.64, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику (аукционной комиссии) – ГКУ «Санаторий «Победа» выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4.Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №59

по делу №202/2019-КС о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

06 февраля 2019 года                                                                                    г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

на основании своего решения по делу № 202/2019-КС от  06.02.2019, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «КАПИТАЛ» на действия заказчика – ГКУ «Санаторий «Победа» при проведении электронного аукциона № 0318100058618000503 «Капитальный ремонт Пляжных корпусов Литер 4, литер 15» в части нарушения законодательства о контрактной системе,  руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), предписывает заказчику (аукционной комиссии) – ГКУ «Санаторий «Победа» устранить нарушение  п.2) ч.1 ст.64, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, а именно:

- аукционной комиссии рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 06.02.2019г. по делу №202/2019-КС: при рассмотрении первых частей заявок участников не учитывать показатели, по всем позициям раздела «Требования к техническим и качественным характеристикам товарам (материалов), используемых при выполнении работ».

2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 2-х рабочих дней с момента его размещения в ЕИС.

3. В срок до 28.02.2019 представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

                                                                                                                     

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны