Решение б/н РЕШЕНИЕ № 204/2015 от 11 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю:

                                                                                   <…>

_______________________________

<…>

Ответчику:

 АО «НЭСК-электросети»

___________________________

350049, г. Краснодар,

ул. Северная, 247

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                    г. Краснодар

 

Резолютивная часть решения объявлена 30.10.2015

Полный текст решения изготовлен 09.11.2015

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 204/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,

Члены комиссии:

Цуканов-Лубяницкий Г.В. – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Тарасова С.П. – главный специалист - эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи.

рассмотрев дело № 204/2015 по признакам нарушения ОАО «НЭСК – электросети» (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247 (далее – АО «НЭСК-электросети» в связи с перерегистрацией) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Краснодарское УФАС России поступило обращение <…> (далее - Заявитель) на бездействие АО «НЭСК-электросети» (далее - Сетевая организация), выразившееся в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от  10.02.2014 № 1-38-14-75.

Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение ЭПУ, расположенного на земельном участке для <…>, расположенного по адресу: <…> (далее - Объект).

Согласно Техническим условиям, максимальная (разрешенная) нагрузка Объекта Заявителя составляет 15 кВт; III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 0,4 кВ. 

Указанные ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заказчиком (пункт 11).

Заявителем в связи с выполнением обязательств по оплате за технологическое присоединение (квитанция об оплате от 10.02.2014), а также в связи с  выполнением технических условий  в адрес Сетевой организации направлено уведомление, с приложением копий документов, подтверждающих выполнение мероприятий,  возложенных на Заказчика в соответствии с пунктом 11 ТУ, по объекту энергопотребления (вх. АО  «НЭСК–электросети» от 02.07.2014 № 2327).

29.08.2014 на Объекте сотрудниками АО «НЭСК-электросети» произведен осмотр электроустановки, о чем свидетельствует акт осмотра энергопринимающих устройств № 3919, в котором указано, что электроустановка соответствует требованиям ТУ.

На дату обращения Заявителя в антимонопольный орган, со стороны Сетевой организации, принятые на себя обязательства в соответствии с заключенным договором на технологическое присоединение, а также техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью Договора, не исполнены.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-Ф3 "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, регламентированы действия СО и Заявителя при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению.

В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения, договор должен содержать, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Для заявителей, присоединенная мощность которых составляет до 15 кВт., срок не должен превышать 6 месяцев.

В соответствии с п. 5 Договора на технологическое присоединение,  срок выполнения мероприятий составляет шесть месяцев со дня заключения  договора.

Однако в установленные законодательством сроки Сетевая организация не исполнила обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя.

В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Бездействие Сетевой организации по неосуществлению мероприятий по технологическому присоединению в рамках указанных договоров на технологическое присоединение, лишает Заявителя возможности в потреблении электроэнергии, поскольку в отсутствие надлежащего технологического присоединения невозможно заключение договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

АО «НЭСК-электросети» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

АО «НЭСК-электросети» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.

С учетом вышеизложенного в действиях АО «НЭСК-электросети» установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Приказом от 22.06.2015 № 255 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении АО «НЭСК-электросети» возбуждено дело № 204/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 204/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 24.06.2015, назначена дата рассмотрения дела – 03.08.2015.

03.08.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель АО «НЭСК-электросети» - <…> по доверенности от <…>, <…>.

На заседании, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела  № 204/2015. Датой рассмотрения назначено 17.09.2015.

17.09.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель АО «НЭСК-электросети» - <…>по доверенности от <…>, надлежаще уведомленный <…>. отсутствовал.

На заседании, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела до 23.12.2015, а также определение об отложении рассмотрения дела  № 204/2015. Датой рассмотрения назначено 30.10.2015.

30.10.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель АО «НЭСК-электросети» - <…>по доверенности от <…>, надлежаще уведомленный <…>. отсутствовал.

Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 204/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.

Между <…>. (Заявитель) и АО «НЭСК-электросети» (Сетевая организация) заключен договор на технологическое присоединение к электрической сети от 10.02.2014 № 1-38-14-75.

Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение ЭПУ, расположенного на земельном участке для <…>, расположенного по адресу: <…> (далее - Объект).

Пункт 6 Договора предусматривает, что в обязательства Сетевой организации включено надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению.

В соответствии с п. 8 Договора Заявитель обязан надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению и уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.

Пункт 5 Договора предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, т. е. до 10.08.2014.

Неотъемлемым приложением к Договору являются ТУ, которые включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заявителем (пункт 11).

Согласно Техническим условиям, максимальная (разрешенная) нагрузка Объекта Заявителя составляет 15 кВт; III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 0,4 кВ. 

Заявителем в связи с выполнением обязательств по оплате за технологическое присоединение (квитанция об оплате от 10.02.2014), а также в связи с  выполнением технических условий  в адрес Сетевой организации направлено уведомление, с приложением копий документов, подтверждающих выполнение мероприятий,  возложенных на Заказчика в соответствии с пунктом 11 ТУ, по объекту энергопотребления (вх. АО  «НЭСК–электросети» от 02.07.2014 № 2327).

29.08.2014 на Объекте сотрудниками АО «НЭСК-электросети» произведен осмотр электроустановки, о чем свидетельствует акт осмотра энергопринимающих устройств № 3919, в котором указано, что электроустановка соответствует требованиям ТУ.

Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или и на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 18 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий; б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии; е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки); ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

В соответствии с п.п. «б» п. 16 Правил технологического присоединения,  срок выполнения мероприятий,  для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, составляет шесть месяцев с момента подписания договора – для заявителей, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые будут использоваться для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в случае технологического присоединения к сетям классом напряжения до 20 кВт включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка Заявителя составляет не более 300 м. в городах и поселках городского типа и не более 500 м. в сельской местности.

         Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт)  объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»).

         Согласно п. 19 Правил технологического присоединения № 861 по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения.

         Однако в установленные законодательством сроки Сетевая организация не исполнила обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств <…>.

Исходя из сведений, представленных АО «НЭСК-электросети», на запрос Управления, следует, что мероприятия, предусмотренные ТУ выполнены подрядной организацией ООО «ИСК «Атлан». Однако строительство выполнено с рядом нарушений в области законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. 09.07.2015 техническая документация сдана в Ростехнадзор для получения разрешения на допуск в эксплуатацию. После осуществления проверки Ростехнадзором  составлен акт осмотра электроустановки от 14.07.2015 № 10-20/348 с зафиксированными недостатками.

На дату рассмотрения дела № 204/2015 (30.10.2015) стороны АО «НЭСК-электросети» не получен в Ростехнадзоре допуск в эксплуатацию построенных объектов электросетевого хозяйства.

Указанные доводы Краснодарским УФАС России рассмотрены и отклонены в виду следующего.

Указанные доводы АО «НЭСК-электросети» создают неопределенность в сроке фактического технологического присоединения объекта <…>, что ставит сетевую организацию в более выгодное положение по сравнению с Заявителем.

  Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является одним из существенных условий договора на технологическое присоединение (п. 16 Правил № 861).

Общество, заключив с потребителем публичный договор, возложило на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные Правилами N 861 сроки.

Таким образом, срок исполнения мероприятий по Договору на технологическое присоединение между АО «НЭСК-электросети» и <…> не может ставиться в зависимость от отношений АО «НЭСК-электросети» с третьими лицами (ООО «ИСК «Атлан»).

В ходе рассмотрения дела № 204/2015, Комиссией установлено, что у АО «НЭСК-электросети» отсутствовали объективные обстоятельства, препятствовавшие своевременному исполнению принятых на себя обязательств по исполнению мероприятий, предусмотренных разделом 10 ТУ № 1-38-14-75, в соответствии с условиями заключенного договора и Правилами технологического присоединения № 861 при соблюдении баланса интересов заказчика (<…>) и Сетевой организации (АО «НЭСК-электросети»).

         На основании вышеизложенного в действиях АО «НЭСК-электросети», ущемляющих интересы <…>, установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрическим сетям от 10.02.2014 № 1-38-14-75 в срок, предусмотренный пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения № 861 и п. 5 Договора об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям.

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях АО «НЭСК-электросети» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов <…> путем неисполнения Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств согласно договору на технологическое присоединение к электрической сети  от 10.02.2014 № 1-38-14-75 в срок, предусмотренный п. 16 Правил технологического присоединения № 861 и п. 5 договора об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сети.
  2.      Выдать АО «НЭСК-электросети» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий: в срок до 15.02.2016  АО «НЭСК-электросети» выполнить технические условия от 10.02.2014 № 1-38-14-75 в части обязательств, возложенных на АО «НЭСК-электросети», включая осуществление фактического присоединения Объекта <…>.
  3. Передать материалы дела № 204/2015  по факту нарушения АО «НЭСК-электросети» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                И.В. Иващенко

 

Члены комиссии:                                                                              Г.В. Цуканов-Лубяницкий

  С.П. Тарасова

 

 

Решение и предписание антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). 

АО «НЭСК-электросети» _____________________ 350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247 ПРЕДПИСАНИЕ № 48-204/2015 09.11.2015 г. Краснодар Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе: Председатель комиссии: Иващенко И. В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела в ТЭК и связи. Члены комиссии: Цуканов-Лубяницкий Г.В. – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Тарасова С.П. – главный специалист - эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 09.11.2015 по делу № 204/2015 о нарушении АО «НЭСК-электросети» (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. АО «НЭСК-электросети» в срок до 15.02.2016 прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов <…> путем неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств согласно договору на технологическое присоединение к электрической сети от 10.02.2014 № 1-38-14-75 в срок, предусмотренный п. 16 Правил технологического присоединения № 861 и п. 5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сети. 2. АО «НЭСК-электросети» в срок до 15.02.2016 выполнить технические условия от 10.02.2014 № 1-38-14-75 в части обязательств, возложенных на АО «НЭСК-электросети», включая осуществление фактического присоединения Объекта <…>. 3. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 19.02.2016, с приложением подтверждающих документов. Председатель Комиссии И.В. Иващенко Члены комиссии С.П. Тарасова Г.В. Цуканов-Лубяницкий Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны