Решение б/н РЕШЕНИЕ № 221/2015 от 3 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                      

Резолютивная часть решения объявлена 21.10.2015 г.

Полный текст решения изготовлен 03.11.2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Дегтярева Р.В. – руководитель управления,

Члены Комиссии:

Крамаренко Е.В. – начальник отдела контроля органов власти;

Левит Н.В. – заместитель начальника отдела контроля органов власти;

Еременко С.Г. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 221/2015 от 30.06.2015 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии Заявителя, в отсутствие представителя надлежаще уведомленной Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район,

 

УСТАНОВИЛА:

Краснодарским УФАС России рассмотрено обращение гр. М.Ю.Г. на действия администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район (далее – Администрация) по предоставлению гр. Л.А.В. в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № 23:25:0803000:14, № 23:25:0605000:272 и № 23:25:0203000:48 без проведения торгов и без предварительной публикации сообщения о наличии предлагаемых к предоставлению земельных участков, путем издания постановлений администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 31.07.2014 № 1166, № 1167, и № 1168.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В действиях Администрации установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в предоставлении гр. Л.А.В. в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № 23:25:0803000:14, № 23:25:0605000:272 и № 23:25:0203000:48 без проведения торгов и без предварительной публикации сообщения о наличии предлагаемых к предоставлению земельных участков, путем издания постановлений администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 31.07.2014 № 1166, № 1167, и № 1168.

Приказом Врио. руководителя Краснодарского УФАС России от 30.06.2015 № 279 возбуждено дело № 221/2015 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Определением от 14.07.2015 рассмотрение дела назначено на 14.08.2015 на 11-00.

Определением от 14.08.2015 в связи с необходимостью в получении дополнительных доказательств рассмотрение дела отложено на 24.09.2015 на 11-00.

Определением от 24.09.2015 в связи с необходимостью получения дополнительной информации срок рассмотрения дела продлен до 31.12.2015.

Определением от 24.09.2015 в связи с отсутствием кворума на заседании Комиссии рассмотрение дела отложено на 21.10.2015 на 14-30.

В ходе рассмотрения дела № 221/2015 установлено следующее.

На основании постановлений администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 31.07.2014 № 1166, № 1167, и № 1168 главе КФХ Л.А.В. предоставлены 3 земельных участка сельскохозяйственного назначения:

1. земельный участок, площадью 9 745 799,79 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, Ахтарский сельский округ (20 км от ориентира по направлению на юго-восток), с кадастровым номером № 23:25:0203000:48;

2. земельный участок, площадью 750 214 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах землепользования АО «Кавказ», с кадастровым номером № 23:25:0605000:272;

3. земельный участок, площадью 10 506 041,40 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, Свободный сельский округ (30 км от ориентира по направлению на юго-восток), с кадастровым номером № 23:25:0803000:14.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

На основании п. 2 ст. 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Согласно п. 3 ст. 10 Закона N 101-ФЗ организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 ЗК РФ.

Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 81 Земельного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Согласно указанной норме граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления граждан или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду на основании порядка, установленного специальным федеральным законом.

Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения и субъектный состав предопределяют необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду. Нормы Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон N 74-ФЗ), предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые в связи с этим не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянским хозяйством.

Нормы Земельного кодекса Российской Федерации в отношении правил предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения имеют отсылочный характер к нормам Закона N 74-ФЗ, которые устанавливают специальные правила предоставления таких земельных участков для крестьянского (фермерского) хозяйства.

В связи с чем, земельный участок должен быть предоставлен органом местного самоуправления в аренду крестьянскому хозяйству с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», то есть без торгов и без предварительной публикации.

Данная позиция также подтверждается судебной практикой.

Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30.10.2013 N А46-30052/2012 указывается, что при предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения следует руководствоваться специальным законом, а именно – Законом N 74-ФЗ, которым не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления публиковать сведения о земельном участке, предоставляемом для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Аналогичная позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.10.2011 № ВАС-12331/11 по делу № А06-4865/2010, постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.07.2009 по делу N А32-22125/2008, постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 21.06.2012 по делу № А63-6436/2011, постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2012 по делу № А32-16049/2010, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.12.2009 по делу № А15-434/2009, от 24.08.2009 по делу № А32-12204/2008, от 31.07.2009 по делу № А32-22127/2008, от 19.07.2010 по делу № А32-21991/2009, от 05.02.2010 по делу  № А63-6672/2009, от 14.01.2011 по делу № А22-251/2010, от 02.03.2011 по  делу № А14-2093/2009, постановление Федерального арбитражного суда  Центрального округа от 02.09.2010 по делу № А14-5420/2009, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.04.2011 по  делу № А45-27864/2009), постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.12.2010 № А12-5210/2010).

Кроме того, на запрос Управления Администрация представила информацию, из которой следует, что на дату предоставления в аренду главе КФХ Л.А.В. вышеуказанных земельных участков, заявлений от иных лиц в администрацию не поступало. Доказательств наличия на момент обращения главы хозяйства заявлений иных лиц (в том числе М.Ю.Г.) в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах крестьянское хозяйство имело право на получение в аренду земельного участка в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В рассматриваемой ситуации муниципальным органом не были нарушены нормы Земельного Кодекса Российской Федерации и Закона N 101-ФЗ, так как к спорным правоотношениям необходимо применять нормы Закона N 74-ФЗ, которые, в свою очередь, не предусматривают обязанности муниципального образования опубликовывать сведения о предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и принадлежащего к категории земель сельскохозяйственного назначения.

На основании изложенного, в действиях администрации  муниципального образования Приморско-Ахтарский район по предоставлению гр. Л.А.В. в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № 23:25:0803000:14, № 23:25:0605000:272 и № 23:25:0203000:48 без проведения торгов и без предварительной публикации сообщения о наличии предлагаемых к предоставлению земельных участков, путем издания постановлений администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 31.07.2014 № 1166, № 1167, и № 1168, не установлено факта нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 47, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

В связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях администрации  муниципального образования Приморско-Ахтарский район по предоставлению гр. Л.А.В. в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № 23:25:0803000:14, № 23:25:0605000:272 и № 23:25:0203000:48 без проведения торгов и без предварительной публикации сообщения о наличии предлагаемых к предоставлению земельных участков, путем издания постановлений администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 31.07.2014 № 1166, № 1167, и № 1168, дело № 221/2015 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                        Р.В. Дегтярева

Члены Комиссии:                                                          Е.В. Крамаренко

                                                                                       Н.В. Левит                                                                                                        С.Г. Еременко

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны