Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ № 13-229/2017 от 19 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Заявитель:

ООО «КУБ-С»

_____________________

350058, г. Краснодар,

ул. Селезнева, 201

 

 

Ответчику:

 АО «НЭСК-электросети»

_____________________

350033, г. Краснодар,

пер. Переправный, 13

офис 103А

 

                                                                                        

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                    г. Краснодар

 

Резолютивная часть решения объявлена 12.10.2017

Полный текст решения изготовлен 19.10.2017

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 229/2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,

Члены комиссии:

Войченко Е.Г. – заместитель начальника отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи;

Коробкина О.Р. – главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,

рассмотрев дело № 229/2017 по признакам нарушения АО «НЭСК-электросети» (350033, г. Краснодар, пер. Переправный, 13) п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии  представителя ООО «КУБ-С» - «…», а также представителей АО «НЭСК-электросети» - «…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Краснодарское УФАС России поступило обращение ООО «КУБ-С» (вх. от 03.03.2017 № 1979), а также обращение ООО «КУБ-С», поступившее из прокуратуры Краснодарского края письмом от 02.02.2017 № 7/р-2017 (вх. от 03.03.2017 № 1949) на действия АО «НЭСК-электросети», выразившиеся в осуществлении действий по введению режима ограничения потребления электрической энергии на объекте ООО «КУБ-С» - ТП997п, посредством которого осуществляется энергоснабжение канализационно - насосной станции, водозабора, в нарушении требований п. 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

АО «НЭСК-электросети» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

АО «НЭСК-электросети» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г Краснодар, с долей 100%.

Согласно пункта 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе  экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

По итогам рассмотрения обращений ООО «КУБ-С», в действиях АО «НЭСК-электросети» установлены признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении действий по введению режима ограничения потребления электрической энергии на объекте ООО «КУБ-С» - ТП997п посредством которого осуществляется энергоснабжение канализационно - насосной станции, водозабора, в нарушении требований п. 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

Приказом от 02.06.2017 № 186 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» Краснодарским УФАС России в отношении АО «НЭСК-электросети» возбуждено дело № 229/2017 по признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 229/2017 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (от 13.06.2017 № 13013/6) назначена дата рассмотрения дела – 25.10.2016.

Комиссией 08.09.2017 в рамках дела было принято заключение об обстоятельствах дела № 229/2017 и определением об отложении рассмотрения дела № 229/2017 от 08.09.2017 дело отложено на 12.10.2017г.

Комиссия, в полном объеме изучив все фактические обстоятельства, установила следующее.

Согласно договору аренды № 24-15-А ООО «КУБ-С» является арендатором объектов водопроводно-канализационного хозяйства (водонапорная башня, НКС-2), электроснабжение которых осуществляется посредством ТП-997п, находящейся также в аренде Заявителя и расположенных в п. Пригородном г. Краснодара.

Водонапорная башня и КНС-2 являются единственным источником водоснабжения и приема сточных вод в п. Пригородном.

24.01.2017 в отношении потребителя ООО «КУБ-С» на объекте ТП-997п, ввиду отсутствия заключенного договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, АО «НЭСК-электросети» составлен акт о бездоговорном потреблении электрической энергии от 24.01.2017 № 010305.

13.02.2017 АО «НЭСК-электросети» введен режим ограничения потребления электрической энергии в отношении объекта – ТП-997п на основании заявки АО «НЭСК-электросети» от 09.02.2017 № 01БД/СТЭ.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ).

В пункте 4 статьи 37 Закона № 35-ФЗ определено, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

В соответствии с п. 54 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442 (далее - Постановление № 442), лицо, потребляющее электрическую энергию, в отношении которого в соответствии с Правилами оптового рынка принято решение о его исключении из реестра субъектов оптового рынка или о прекращении в отношении него поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке, обязано при наличии у него намерения продолжить потребление электрической энергии на розничном рынке до вступления в силу указанного решения заключить договор, обеспечивающий продажу ему электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и обеспечить урегулирование отношений, связанных с передачей ему электрической энергии. В случае если договор не заключен в указанный срок сетевая организация вводит в отношении данного лица полное ограничение режима потребления электрической энергии в соответствии с пунктом 121 настоящего документа в связи с выявлением факта бездоговорного потребления.

Согласно пункту 2 Постановления № 442 бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в связи с необходимостью введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций определяется в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

В связи с выявлением факта бездоговорного потребления электрической энергии сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, обязана обеспечить введение полного ограничения режима потребления такого лица в установленном настоящим пунктом порядке.

При выявлении факта бездоговорного потребления сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, составляет в присутствии такого лица или его представителя в соответствии с разделом X настоящего документа акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором указывает определяемые в соответствии с настоящим пунктом дату и время введения полного ограничения режима потребления в отношении такого лица, а также характеристики энергопринимающих устройств, в отношении которых вводится полное ограничение режима потребления.

При выявлении факта бездоговорного потребления полное ограничение режима потребления вводится незамедлительно, а при необходимости проведения дополнительных мероприятий - не позднее 3 дней со дня выявления такого факта. В случае если бездоговорное потребление выявлено в отношении лица, потребляющего электрическую энергию, которым или в интересах которого заключен и исполняется договор, обеспечивающий поставку ему электрической энергии (мощности), с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, у которой отсутствует право распоряжения электрической энергией, поставляемой такому лицу, то полное ограничение режима потребления вводится по истечении 30 дней со дня получения таким лицом уведомления сетевой организации, указанного в пункте 57 настоящего документа.

Отмена ограничения режима потребления электрической энергии, введенного в связи с выявлением бездоговорного потребления, выразившегося в потреблении электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии, осуществляется после заключения таким лицом в установленном порядке такого договора (п. 121 Постановления № 442).

Однако при введении АО «НЭСК-электросети» режима ограничения потребления энергии на Объекте ООО «КУБ-С» не учтено следующее.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных случаях, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Постановление № 442).

Пунктами 15, 17, 18 Постановлением № 442 установлены  порядки введения режима ограничения потребления электрической энергии, с учетом категории потребителей и наличия/отсутствия соответствующих обстоятельств.

В пункте 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, предусмотрено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно Приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается. К числу таких потребителей согласно перечню Приложения относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с п. 2 Приложения к Правилам ограничения № 442, к потребителям ограничения режима ниже уровня аварийной брони, относятся -  организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Из сведений, представленных  в материалы дела, следует, что ограничение электроснабжения ТП-997п привело к полному ограничению электроснабжения КНС-2 и водонапорной башни, расположенных в п. Пригородном г. Краснодара, что недопустимо в соответствии с нормами действующего законодательства.

 В свою очередь, Комиссией также установлено, что к объекту – ТП997п  технологически присоединены энергопринимающие устройства иных потребителей – объекты ПАО «Ростелеком» и ПАО «МТС», подтверждающие документы имеются в материалах дела № 229/2017.

При введении режима ограничения ввиду выявленного бездоговорного потребления электрической энергии на ТП-997п, также произошло отключение энергопринимающих устройств потребителей: ПАО «Ростелеком» и ПАО «МТС.

Согласно п. 8 Правил ограничения № 442, ограничение режима потребления, кроме вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "г" и "з" пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.

Если ограничение режима потребления, вводимое в отношении одного потребителя, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии другим потребителям, не имеющим задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющим иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, либо может повлечь за собой технологические нарушения на объектах электроэнергетики, то исполнитель обязан разработать дополнительные организационно-технические меры, позволяющие ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима потребления.

До реализации соответствующих организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления, ограничение режима потребления не вводится.

Документов, подтверждающих выполнение АО «НЭСК-электросети» требований по разработке данных мероприятий представлено не было.

До настоящего времени возобновление поставки электрической энергии на объект – ТП997п АО «НЭСК-электросети» не осуществлено.

  На основании вышеизложенного в действиях АО «НЭСК-электросети», ущемляющих интересы ООО «КУБ-С», установлен факт нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несоблюдении требований п. 8, 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, при введении режима ограничения потребления электрической энергии на Объекте ООО «КУБ-С» - ТП997п, посредством которого осуществляется энергоснабжение КНС-2 и водонапорной башни, а также энергоснабжение технологически присоединенных энергопринимающих устройств к ТП-997п иных потребителей – ПАО «Ростелеком» и ПАО «МТС».     

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3.4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях АО «НЭСК-электросети», ущемляющих интересы ООО «КУБ-С», факт нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несоблюдении требований п. 8, 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, при введении режима ограничения потребления электрической энергии на Объекте ООО «КУБ-С» - ТП997п, посредством которого осуществляется энергоснабжение КНС-2 и водонапорной башни, а также энергоснабжение технологически присоединенных энергопринимающих устройств к ТП-997п иных потребителей – ПАО «Ростелеком» и ПАО «МТС».  
  2.  Выдать АО «НЭСК-электросети» предписание: прекратить в срок до 20.11.2017 нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем осуществления действий по восстановлению энергоснабжения на объекте ООО «КУБ-С» - ТП-997п.
  3. Передать материалы дела № 229/2017 по факту нарушения АО «НЭСК-электросети» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии                                                                  И.В. Иващенко

 

Члены комиссии                                                                               Е.Г. Войченко

                                                                                                          О.Р. Коробкина

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

АО «НЭСК-электросети»

_____________________

350033, г. Краснодар,

пер. Переправный, 13

офис 103А
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 13-229/2017

 

19.10.2017 года                                                                                              г. Краснодар

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее  – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,

члены комиссии:

Войченко Е.Г. – заместитель начальника отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи;

Коробкина О.Р. – главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании  своего решения от 19.10.2017 по делу № 229/2017 о нарушении АО «НЭСК-электросети» (350033, г. Краснодар, пер. Переправный, 13) п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. АО «НЭСК-электросети» в срок до 20.12017 прекратить нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в несоблюдении требований п. 8, 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, при введении режима ограничения потребления электрической энергии на Объекте ООО «КУБ-С» - ТП997п, посредством которого осуществляется энергоснабжение КНС-2 и водонапорной башни, а также энергоснабжение технологически присоединенных энергопринимающих устройств к ТП-997п иных потребителей – ПАО «Ростелеком» и ПАО «МТС», что привело к ущемлению интересов ООО «КУБ-С», путем осуществления действий по восстановлению энергоснабжения на объекте ООО «КУБ-С» - ТП-997п.
  2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 24.11.2017г., с приложением соответствующих документов.

 

Председатель комиссии                                                                  И.В. Иващенко

 

Члены Комиссии                                                                         Е.Г. Войченко

 О.Р. Коробкина

 

            Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

            Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписание антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны