Решение б/н РЕШЕНИЕ № 236/2014 от 10 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

      Резолютивная часть оглашена 12 мая 2015 года                                                                                                   

      Полный текст решения изготовлен 25 мая 2015 года                                                г. Краснодар

 

Комиссия Краснодарского УФАС России (далее - Комиссия) по рассмотрению дела № 236/2014 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Дегтярева Р.В. –руководитель управления;

Члены Комиссии:

Тер-Осканов И.О. – начальник отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;

Морданева А.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;

Коробкина О.Р.  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;

Ивченкова Ю.Р.  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ,

рассмотрев дело № 236/2014 по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

В Краснодарское УФАС России поступила жалоба ООО «Южная нефтяная компания» (далее – ООО «ЮНК») на действия ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Общество) в лице филиала ОАО «РЖД» - Северо-Кавказской железной дороги  по Краснодарскому территориальному управлению (СКЖД по КТУ) Туапсинского центра организации работ железнодорожных станций (далее по тексту – Туапсинский ЦОРЖДС) по отказу в согласовании Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования и включения в технические условия от 21.01.2013 № 787 раздела 4 «Требования к развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования».

В ходе рассмотрения жалобы Краснодарским УФАС России установлено следующее.

В период с октября по ноябрь 2013 ООО «ЮНК» велось проектирование и строительство ж/д путей необщего пользования по адресу: г. Армавир, Северная промзона, для присоединения их к существующим ж/д путям № 20 и № 99 станции Армавир-Туапсинский СКЖД.

В связи с этим, ОАО «РЖД» выдало ООО «ЮНК» технические условия от 21.01.2013 г. № 787 и изменения к ним от 28.05.2013 № 8580 на развитие инфраструктуры общего и необщего пользования станции Армавир-Туапсинский СКЖД  в связи с планируемым увеличением грузооборота с 0,5 до 3,05 млн. тонн в год.

Разделом 4 технических условий установлены «Требования к развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования»:

- п. 4.1. по путевому хозяйству;

- п. 4.2. по хозяйству автоматики и телемеханики;

- п. 4.3. по хозяйству связи;

- п. 4.4. по хозяйству электрификации и электроснабжения;

- п. 4.5. по вагонному хозяйству.

ООО «ЮНК», посчитав включение условий Раздела 4 в Технические условия неправомерным, нарушающим распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 № 877-р, письмом от 14.04.2014 № 467 обратилось в ОАО «РЖД» об исключении из технических условий, выданных ООО «ЮНК» 21.03.2013 раздела 4, предусматривающего развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования.

В ответе от 30.04.2014 № исх. 6914 ОАО «РЖД» сообщило ООО «ЮНК», что Технические условия на примыкание новых железнодорожных путей необщего пользования для освоения дополнительного грузооборота выданы по обращению ООО «ЮНК» в соответствии с пунктом 5 приказа Минтранса России от 6 августа 2008 № 125 «Об утверждении порядка примыкания к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования», и что целесообразно рассмотреть возможность согласования новой Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «ЮНК», с учетом нового путевого развития для освоения дополнительного грузооборота, после выполнения в полном объеме технических условий от 21.01.2013 № 787. 

Данная позиция подтверждена и в ответе на запрос в Краснодарское УФАС России от 07.05.2014 № 5082/СКЖД.

Таким образом, ОАО «РЖД» отказало ООО «ЮНК» в исключении из Технических условий от 21.01.2013 № 787 раздела  4 «Требования к развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования», тем самым возложив бремя расходов по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования на ООО «ЮНК».

Согласно разделу IV «Основные принципы и направления координации развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования» Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р взаимодействие железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования в точках примыкания осуществляется исходя из того, что технические условия на примыкание железнодорожных путей необщего пользования (путей промышленных предприятий, грузовых терминалов, логистических центров и других) к железнодорожным путям общего пользования осуществляются с учетом того, что развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в районе примыкания железнодорожного пути необщего пользования производится за счет владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а строительство железнодорожных путей необщего пользования, в том числе оборудование точки примыкания (стрелочные переводы, средства сигнализации и связи и другое), - за счет владельца железнодорожных путей необщего пользования.

Владельцем инфраструктуры общего пользования является ОАО «РЖД».

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 N 435-т "О включении (исключении) организаций в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте" ОАО "РЖД" включено в раздел 1 "Железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 77/1/2.

ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии,  в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение общества на товарном рынке является доминирующим, следовательно, на него распространяются требования ст. 10 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

На основании вышеизложенного, Краснодарское УФАС России в действиях ОАО «РЖД» усмотрело признаки нарушения п. 3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося  в ущемлении интересов ООО «ЮНК» путем навязывания условий раздела 4 Технических условий от 21.01.2013 № 787, содержащего требование к развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования.

Краснодарское УФАС России, руководствуясь ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции» выдало ОАО «РЖД» предупреждение от 05.06.2014 № 9255/4 о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения п. 3 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции».

По мнению ОАО «РЖД», изложенном в ответе Управлению от 23.06.2014 № 6971/СКАВ, в действиях ОАО «РЖД» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Технические условия не являются договором. Выдача технических условий не является навязыванием невыгодных условий договора, а является мерой по соблюдению безопасности, которую Общество обязано соблюдать. Указанный довод подкреплен арбитражной практикой: постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2013 по делу № А 65-8955/2012; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.12.2010 по делу № А 53-4992/2010; определение ВАС РФ от 17.02.2010 по делу № А 82-3669/2009-35; постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 по делу № А 40-6002/10 и по делу № А 40-3957/10.

ОАО «РЖД» в установленный срок не исполнило предупреждение, в связи с чем, приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 24.06.2014 № 291 возбуждено дело в отношении ОАО «Российские железные дороги» по признакам нарушения п. 3 ч.1 ст.10  Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 08.07.2014 № 11498/4 рассмотрение дела № 236/2014 назначено на 31.07.2014 в 15-00 ч.

В целях получения дополнительных доказательств 31.07.2014 Комиссия по рассмотрению дела № 236/2014 отложила рассмотрение дела на 25.08.2014 г.

25.08.2014 г. на рассмотрение дела ОАО «РЖД» представлены документы свидетельствующие, что Арбитражным судом города Москвы рассматривается иск ООО «ЮНК» к ОАО «РЖД» об обязании ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» заключить с заявителем договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (Определение о принятии искового заявления к производству, подготовке и назначении предварительного судебного заседания от 31.07.2014 по делу № А 40-118560/14).

Исходя из того, что рассмотрение данного дела Арбитражным судом города Москвы имеет значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 236/2014, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия приостановила рассмотрение дела № 236/2014 о нарушении антимонопольного законодательства до вступления в законную силу судебного акта по делу № А 40-118560/14.

Пунктом 2 определения от 25.08.2014 о приостановлении рассмотрения дела № 236/2014 Комиссия определила сторонам по делу по окончании судебного разбирательства по делу № А 40-118560/14 представить надлежащим образом заверенную копию вступившего в законную силу судебного акта по данному делу.

05.02.2015 г. ОАО «РЖД» письмом в адрес Управления (вх. от 05.02.2015 № 1189) сообщило Комиссии, что судебное разбирательство по делу № А 40-118560/2014 окончено, решение Арбитражного суда г. Москвы вступило в законную силу 20.11.2014 г. Указанным решением в иске ООО «ЮНК» об обязании ОАО «РЖД» заключить договор на эксплуатацию ж/д пути необщего пользования отказано. 

Комиссия определением от 05.03.2015 возобновила рассмотрение дела № 236/2014 и назначила очередное заседание на 31.03.2015.

 31.03.2015 Комиссия на основании части 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции продлила рассмотрение дела № 236/2014 до 30.06.2015 и определением от 31.03.2015 отложила рассмотрение дела № 236/2014 на 12.05.2015 в целях получения дополнительных доказательств.

12.05.2015 Комиссия по рассмотрению дела № 236/2015 в отсутствии надлежаще уведомленного заявителя, в присутствии от ответчика представителей по доверенности: М. (<….>), С. (<….>), рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения представителей ОАО «РЖД», пришла к следующим выводам.

В соответствии с требованиями п. 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 № 26 (далее – Правила № 26) на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - инструкция).

В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования не принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь.

ООО «ЮНК» обратилось в Туапсинский ЦОРЖДС по вопросу согласования Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащих ООО «ЮНК», примыкающем к станции Армавир-Туапсинский Северо-Кавказской железной дороги (далее по тексту – Инструкция).

Туапсинский ЦОРЖДС неоднократно сообщал ООО «ЮНК» об отказе в согласовании Инструкции (письма № 67 от 07.03.2014, № 210 от 31.03.2014, № 538 от 22.04.2014), связывая невозможность согласования Инструкции с невыполнением ООО «ЮНК» раздела 4 технических условий от 21.01.2013 № 787.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» ж/д пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.

Строительство и реконструкция ж/д путей необщего пользования, устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов, контейнеров, определение мест примыкания ж/д путей необщего пользования к ж/д путям общего пользования осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области ж/д транспорта по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкают ж/д необщего пользования, и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

По заявке ООО «ЮНК» от 13.11.2012 г. № 37446, в соответствии с п. 5 приказа Минтранса России от 06.08.2008 № 125 «Об утверждении порядка примыкания к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования», выданы технические условия (ТУ) от 21.01.2013 № 787 на развитие инфраструктуры общего и необщего пользования станции Армавир-Туапсинский Северо-Кавказской железной дороги в связи с планируемым увеличением грузооборота с 0,5 до 3,05 млн. тонн в год.

ТУ на примыкание новых ж/д путей необщего пользования для освоения дополнительного грузооборота разработаны на основании Правил рассмотрения в ОАО «РЖД» проектов строительства, реконструкции и примыкания ж/д путей необщего пользования, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 22.08.2005 № 1328р.

В заявке на выдачу ТУ ООО «ЮНК» указало, что перевозка дополнительных объемов грузов планируется организованными маршрутами и групповыми отправками, а также гарантировало СКЖД подписание договора технологического присоединения до начала строительства.

В выданных ТУ определена перспективная технология работы, предусматривающая прием (отправление) маршрутов с грузами в адрес ООО «ЮНК» на пути приемо-отправочного «З» станции Армавир-Туапсинский, к которому примыкает ж/д путь необщего пользования ООО «ЮНК». С учетом унифицированной длины грузового поезда на прилегающем железнодорожном направлении (57 условных вагонов) в ТУ определена необходимость удлинения путей №№ 105, 106, 107 приемо-отправочного парка «З» до полезной длины 850 метров и соответствующего развития инфраструктуры по хозяйствам автоматики и телемеханики, связи, электрификации и электроснабжения.

15.07.2014 ООО «ЮНК» направило письмо (исх. № 973) старшему вице президенту ОАО «РЖД» по организации железнодорожных перевозок Краснощеку А.А. о корректировке ранее выданных ТУ № 787, исходя из объема грузооборота не более 0,495 млн. тонн в год.

28.07.2014 ОАО «РЖД» направило в адрес ООО «ЮНК» ТУ НТП-А-14/33.2 на указанный в заявлении объем грузооборота, где в разделе 4 ТУ предусмотрено лишь одно условие: произвести укладку нецентрализованных стрелочных переводов типа Р-65 марки не круче 1/9 на железобетонном подрельсовом основании, которое не обжаловалось заявителем и не уточнялось в заявленных требованиях согласно определению об отложении рассмотрения дела № 236/2014 от 01.04.2015 № 5874/4.

В письме от 07.08.2014 исх. № 12009 ОАО «РЖД» сообщило о том, что технические условия ОАО «РЖД» от 21.01.2013 № 787 считаются недействительными.

Комиссии представлена копия договора № 167/7т от 23.09.2014 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества с ограниченной ответственностью «Южная нефтяная компания» при станции Армавир-Туапсинский Северо-Кавказской железной дороги. Договор подписан сторонами без протокола разногласий.

Кроме этого, Комиссии представлена копия Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащие ООО «ЮНК», примыкающие к станции Армавир-Туапсинский Северо-Кавказской железной дороги, подписанная заместителем начальника Северо-Кавказской ж.д. по Краснодарскому территориальному управлению филиала «Северо-Кавказская железная дорога» ОАО «Российские железные дороги» Ю. и генеральным директором ООО «Южная нефтяная компания» М.

Таким образом, Комиссия считает, что вопрос утверждения Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащих ООО «ЮНК», примыкающем к станции Армавир-Туапсинский Северо-Кавказской железной дороги между ООО «Южная нефтяная компания» и ОАО «Российские железные дороги» урегулирован сторонами  в рамках гражданско-правовых отношений.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 23, частями 1, 2 статьи 39, пунктом 1 части 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, пунктом 1

части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»    

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 236/2014 ввиду отсутствия нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Российские железные дороги».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи (дата изготовления) в Арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    Р.В. Дегтярева

                

 

Члены Комиссии:                                                                                И.О. Тер-Осканов

 

                    А.С. Морданева

      

                    О.Р. Коробкина

 

                  Ю.Р. Ивченкова

 

 

                                                                                                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны