Решение №023/06/64-3206/2019 / от 19 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №1925/2019-КС

по делу № 023/06/64-3206/2019-КС о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

         19 декабря 2019 года                                                                            г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 рассмотрев жалобу ООО «МедСнабСервис» (далее – Заявитель) на действия ГУ – Краснодарское региональное отделение ФСС РФ при проведении электронного аукциона: «Оказание услуг по обеспечению в 2020 году инвалидов Краснодарского края слуховыми аппаратами цифровыми с ушными вкладышами и ушными вкладышами индивидуального изготовления» (извещение № 0218100003719000206) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Раздел III «Описание объекта закупки» составлен с нарушением ст.33 Закона о контрактной системе.       

Представителями Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласились.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ГУ – Краснодарское региональное отделение ФСС РФ проводился электронный аукцион: «Оказание услуг по обеспечению в 2020 году инвалидов Краснодарского края слуховыми аппаратами цифровыми с ушными вкладышами и ушными вкладышами индивидуального изготовления» (извещение № 0218100003719000206).

Начальная (максимальная) цена контракта – 15 167 223,70 руб.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Документация электронного аукциона содержит Раздел III «Описание объекта закупки», где Заказчиком установлены требования к функциональным и техническим характеристикам товара, а также требования к содержанию и качеству услуг.

№ п/п

Наименование товара, работ, услуг

Описание объекта закупки

1.

Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности

Слуховой аппарат программируемый, предоставляемый в рамках услуги, должен иметь диапазон частот не более 0,1 – не менее 6,2 кГц.

Максимальный ВУЗД 90 слухового аппарата должен быть не более 128 дБ. Максимальное усиление не менее 61 дБ. Количество каналов цифровой обработки звука не менее 6-ти и программ прослушивания не менее 3-х.

В слуховом аппарате должны быть:

Система направленных микрофонов - наличие

Регулировка (ограничение) ВУЗД в каждом канале - наличие

Раздельная регулировка усиления тихих, средней громкости и громких звуков в каждом канале – наличие.

Адаптивная система подавления акустической обратной связи - наличие

Система шумоподавления - наличие

Система снижения шумов микрофона и окружающих шумов низкого уровня - наличие

Верификация порогов аудиограммы (in-situ аудиометрия) - наличие

Дневник регистрации данных пользования слуховым аппаратом (применения программ и регулятора громкости) – наличие.      Индукционная катушка - наличие

Автоматическое переключение в программу разговора по телефону - наличие

Аудиовход - наличие

- Программируемые   опции: звуковая индикация разряда батарейки и переключения программ.    - Умный старт.    - Система защиты аппарата от воды и загрязнений.

Все слуховые аппараты должны поставляться в стандартной комплектации:

- стандартный вкладыш – 1 шт.,

- элемент питания (батарейка) – 2 шт.

2.

Слуховой аппарат цифровой заушный мощный

Слуховой аппарат программируемый, предоставляемый в рамках услуги, должен иметь диапазон частот не более 0,1 – не менее 6,12 кГц.

Максимальный ВУЗД 90 слухового аппарата должен быть не более 136 дБ. Максимальное усиление не менее 65 дБ.

Количество каналов цифровой обработки звука не менее 6-ти и программ прослушивания не менее 3-х.

В слуховом аппарате должны быть:

Система направленных микрофонов - наличие

Регулировка (ограничение) ВУЗД в каждом канале - наличие

Раздельная регулировка усиления тихих, средней громкости и громких звуков в каждом канале - наличие

Адаптивная система подавления акустической обратной связи - наличие

Система шумоподавления - наличие

Система снижения шумов микрофона и окружающих шумов низкого уровня - наличие

Верификация порогов аудиограммы (in-situ аудиометрия) - наличие

Дневник регистрации данных пользования слуховым аппаратом (применения программ и регулятора громкости) - наличие

Индукционная катушка - наличие

Автоматическое переключение в программу разговора по телефону - наличие

Аудиовход - наличие

- Программируемые   опции: звуковая индикация разряда батарейки и переключения программ.

- Умный старт

- Система защиты аппарата от воды и загрязнений.

Все слуховые аппараты должны поставляться в стандартной комплектации:

- стандартный вкладыш – 1 шт.,

- элемент питания (батарейка) – 2 шт.

3.

Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный

Слуховой аппарат программируемый, предоставляемый в рамках услуги, должен иметь границы диапазона частот не более 0,1 и не менее 4,8 кГц, Максимальный ВУЗД 90 слуховых аппаратов должен быть не более 140 дБ.

Максимальное усиление должно быть не менее 81 дБ.

Количество каналов цифровой обработки звука должно быть не менее 6 и программ прослушивания - не менее 3-х.

Должны иметь следующие дополнительные функции:

- Система направленных микрофонов с фиксированной направленностью – наличие

- Двойное подавление обратной связи без снижения усиления с контролем свиста – наличие

- Система шумоподавления, выявляющая и устраняющая фоновые шумы – наличие

- компрессия широкого динамического диапазона – наличие

- возможность переконфигурации СА в линейный режим – наличие

- дневник регистрации данных по результатам ношения СА – наличие, -  In-situ аудиометрия – наличие,

- аудиовход – наличие

- автоматическое переключение в режим разговора по телефону – наличие.   

 - умный старт – наличие.

- нанопокрытие корпуса и внутренних элементов, предохраняющее СА от воздействия факторов внешней среды – наличие 

- вкл\ выкл с помощью батарейного отсека – наличие

- аналоговый регулятор громкости – наличие

- не менее 4-х независимых частотных регулировок (ограничения) ВУЗД - наличие

- раздельное усиление тихих, средней громкости и громких звуков – наличие;                                    

- значение компрессии - наличие

- диапазон регулятора громкости - наличие

- режим телефонной катушки - наличие

- звуковой мультитональный индикатор разряда батареи и переключения программ - наличие

Все слуховые аппараты должны поставляться в стандартной комплектации:

- стандартный вкладыш – 1 шт.,

- элемент питания (батарейка) – 2 шт.

4.

Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный

Слуховой аппарат, программируемый многоканальный, предоставляемый в рамках услуги, должен иметь: максимальный ВУЗД 90 не более 139 дБ, максимальное усиление не менее 78 дБ,

- диапазон частот не более 0,1 – не менее 6,0 кГц, количество каналов цифровой обработки звука не менее 8-ми и программ прослушивания не менее 4-х, специальную детскую настройку аппарата в зависимости от возраста ребёнка,

- бинауральную двойную систему подавления обратной связи (включая динамическое подавления обратной связи без снижения усиления),

- технологию защиты речи, обеспечивающую отличное звучание и сохраняющую важные временные характеристики речи;

- систему направленных микрофонов с многополосной трёхрежимной направленностью (в любой программе по предпочтениям пользователя может быть настроен один из 5-ти режимов направленности)

- трехуровневую систему цифрового шумоподавления,

- FM-совместимость,   

- аудиовход.  

- Бинауральную координацию кнопки-переключателя

- Аналоговый регулятор громкости с функцией заглушения.

- защиту от шума ветра;

- регулировку (ограничение) ВУЗД в каждом канале;

- раздельное усиление тихих, средней громкости и громких звуков;

-  значение компрессии в каждом канале;

- диапазон регулятора громкости, режим телефонной катушки,

- световой индикатор состояния работы аппарата,

- звуковой индикатор разряда батареи и переключения программ.

- регистрацию данных о ношении слухового аппарата;

- программу авто-телефона; - in-situ аудиометрия.

- беспроводное соединение с внешними источниками (ТV&PC) и возможность управлять СА с пульта ДУ

- возможность беспроводной настройки

- нанопокрытие корпуса и внутренних элементов предохраняет СА от воздействия факторов внешней среды

Все слуховые аппараты должны поставляться в стандартной комплектации:

- стандартный вкладыш – 1 шт., - элемент питания (батарейка) – 2 шт.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

5.

Вкладыш ушной, изготовленный индивидуально

Ушной вкладыш индивидуального изготовления, предоставляемый в рамках услуги, по форме и размеру должен полностью соответствовать анатомии уха и способствовать улучшению разборчивости речи по сравнению со стандартным слуховым вкладышем.

Ушной вкладыш индивидуального изготовления:

-должен осуществлять проведение звука от заушного слухового аппарата в ухо;

- изготавливаться со слепка слухового прохода;

- быть прочным (не откалываться в случае изготовления из твердого материала и не растрескиваться в случае изготовления из мягкого материала);

- иметь форму и необходимые технологические отверстия, обеспечивающие требуемое акустическое воздействие на параметры слухового аппарата;

- быть устойчивым к воздействию влаги и ушной серы;

- быть комфортным в эксплуатации;

- не иметь акустической обратной связи (отсутствие свиста слухового аппарата); - соответствовать токсикологическим и гигиеническим требованиям.

Материал, используемый для изготовления ушного вкладыша, должен отвечать требованиям безопасности. Материал не должен образовывать воздушных пузырьков и не должен вызывать аллергических реакций.

Должно быть предусмотрено использование различных материалов (твердых, мягких). Выбор материала должен зависеть от степени снижения слуха, особенностей строения слухового прохода и модели используемого слухового аппарата.

- соответствовать токсикологическим и гигиеническим требованиям.

Государственным стандартом, устанавливающим требования к слуховым аппаратам, является ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний».

Заявитель считает, что Заказчиком в Описании объекта закупки использованы дополнительные требования к товару, не предусмотренные ГОСТ Р 51024-2012. При этом, документация электронного аукциона не содержит обоснования необходимости использования таких характеристик. 

Согласно п. 4.6 ГОСТ Р 51024-2012 в технических условиях на СА конкретных типов дополнительно к перечисленным должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением СА.

В связи с вышеизложенным, Заказчик указал при описании объекта закупки иные требования к поставляемому товару, которые, по его мнению, обеспечат максимально эффективное достижение конечной задачи - компенсацию потерь слуха пациентов.

На рассмотрении Комиссии представителями Заказчика пояснено, что перечисленные технические характеристики свойственны современным моделям слуховых аппаратов и их указание в техническом задании обусловлено, в том числе необходимостью не допустить к поставке получателям морально устаревших образцов медтехники. Пользователи слуховыми аппаратами имеют потребность в наличии в аппаратах функций, которые не указаны в ГОСТах. Поставка менее функционально наполненных аппаратов лишает специалиста (врача-сурдолога) инструментария для индивидуального подбора и настройки аппарата под медицинские показания и особенности восприятия звуковой информации получателя.

Кроме того, в разделе 3 «Описания объекта закупки» аукционной документации содержится следующее обоснование:

«Оказание услуг по обеспечению инвалидов Краснодарского края слуховыми аппаратами цифровыми с ушными вкладышами и ушными вкладышами индивидуального изготовления является смешанным договором, включающим элементы поставки и оказание услуг, и осуществляется во исполнение требований ст. 3, 9, 10, 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», Распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», в рамках реализации гарантированной государством системы экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Заявитель в своей жалобе также указывает, что под технические характеристики слуховых аппаратов подходит лишь товар единственного производителя.

Вместе с тем, представителями Заказчика пояснено, что слуховых аппаратов производится огромное множество, и они классифицируются: по разным мощностям; по способу обработки сигнала; по конструктивности; по методу звукопроведения; по наличию дополнительных функций и характеристик.

Под требования по позиции 1 подходят такие аппараты, как: «Мастер 68» (ООО «Ритм»), «Лира 2М» (ОАО «ИАИ»), «Vea VE 270 DVI» («Рисаунд», Дания), «Atom z 8 DM w В312» (ООО «Аурика»), «Orion 2 RIC 312 (P) («Сивантос», Германия), «Trive w50 В ТЕ Bd6 (MicroTech) (США);

  • поз. 2 «Мастер 68» (ООО «Ритм»), «Vea VE 280 DVI» («Рисаунд», Дания), «Bolero Q 50-SP» («Фонак», Швейцария), «Intuis 2Р» («Сивантос», Германия), «Лира 2Р» (ОАО «ИАИ»);
  • поз. 3 «Оникс 2 SP» (ОАО «ИАИ»), «Magna MG 290 DVI» («Рисаунд», Дания), «Naida V30-SP» («Фонак», Швейцария), «Atom z 16 DSP w В13» (ООО «Аурика»), «Motion SP 1рх» («Сивантос», Германия), «Гранд 1» (ООО «Ритм»);
  • поз. 4 «Supremia SR7SP» («Бернафон», Швейцария), «Super 440-S4- VSD-SP» («Видекс», Дания), «Барс» (ОАО «ИАИ»), «Safari 600 SP ВТЕ 13 SP» («Отикон», Дания); «Фарос 7SP» (ООО «Ритм»).

Слуховые аппараты (как российского производства, так и импортные) являются продукцией, не ограниченной в гражданском товарообороте, соответственно, приобрести и предложить к поставке Заказчику их может любой желающий.

Согласно проведенному заказчиком исследованию рынка установлено наличие достаточного количества хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказать требуемые услуги. Совокупным требованиям, установленным в документации о закупке, по каждой позиции технического задания соответствует продукция разных производителей.

Кроме того, согласно Письма Министерства экономического развития РФ от 07.11.2016 г. № ОГ-Д28-12643 Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара (материалам), которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики закупки, поскольку в силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. В целях эффективного использования бюджетных средств при проведении закупок заказчики при планировании и осуществлении закупки должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Таким образом, требования сформированы с учетом потребностей заказчика. Характеристики не являются эксклюзивными и не ограничивают количество участников закупки.

В данном случае, при описании объекта закупки в документации заказчиком указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. Описание объекта закупки составлено с учетом потребностей Заказчика.

Заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные свойства объекта закупки исходя из собственных нужд, в наибольшей степени удовлетворяющих своим потребностям.

Аналогичная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу №А63-1485/2015 от 15.10.2015, определении Верховного суда Российской Федерации от 24.05.2016 по делу №310-КГ16-4354 (А32-10818/2014).

С учетом изложенных обстоятельств, требования Описания объекта закупки аукционной документации установлены с учетом потребностей Заказчика и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.

Участником размещения заказа может выступать любое юридическое, физическое лицо (индивидуальный предприниматель), в том числе и не являющееся производителем товаров, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе. Таким образом, ограничение количества участников отсутствует.

Доказательств того, что какие-либо положения документации о закупке влекут за собой ограничение количества участников закупки, заявителем не представлено.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «МедСнабСервис» необоснованной.
  2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0218100003719000206).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны