Решение б/н РЕШЕНИЕ № 240/2017 от 6 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

          Заявитель:

ООО «Мясоптицекомбинат

«Каневской»

ул. Комсомольская, д. 31,

ст. Стародеревянковская,

Краснодарский край, 353720

 

 

Ответчик:

ОАО «Сочинский Мясокомбинат»

ул. Донская, д. 5,

г. Сочи, Краснодарский край,

          354068

 

 

          Заинтересованное лицо:

          ЗАО «Мясокомбинат  

          «Тихорецкий»

ул. Ударников, д.16, г. Тихорецк, Краснодарский край, 352121

             

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» марта 2018 г.                              г. Краснодар В полном объеме решение изготовлено «6» апреля 2018 г.

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

     …

     рассмотрев дело № 240/2017 по признакам нарушения ОАО «Сочинский мясокомбинат» (юридический адрес: 354068, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Донская, д. 5; ИНН 2320019558; ОГРН 1022302934554) части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»),          

     в присутствии представителя заявителя ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» по доверенности ...;

     в присутствии представителя ответчика ОАО «Сочинский мясокомбинат» по доверенности ...;

     в отсутствие представителя заинтересованного лица ЗАО «Мясокомбинат «Тихорецкий» надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 240/2017,

 

УСТАНОВИЛА:

    

     В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило заявление ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» (ст. Стародеревянковская) (вх. № 2329 от 15.03.2017г.) на действия ОАО «Сочинский мясокомбинат» (юридический адрес: 354068, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Донская, д. 5, ИНН 2320019558; ОГРН 1022302934554) с признаками недобросовестной конкуренции, выразившейся в приобретении и использовании исключительных прав на товарный знак № 476066 («салями Министерская») в отношении 29 класса МКТУ (изделия колбасные, а именно: салями), сходного до степени смешения с обозначением «салями Министерская», используемого ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» на продукции при производстве и реализации колбасных изделий ранее приобретения исключительных прав на вышеуказанный товарный знак.

     Из заявления ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» следует, что на дату подачи ОАО «Сочинский мясокомбинат» заявки на регистрацию товарного знака № 476066 27.10.2011 г. (дата регистрации 04.12.2012г.) ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» уже производило и реализовывало колбасные изделия под наименованием «салями Министерская», сходным с товарным знаком № 476066, а также использовало указанное обозначение в документации, при этом ОАО «Сочинский мясокомбинат» после регистрации товарного знака по свидетельству на товарный знак № 476066 были предприняты действия, направленные на запрещение использования данного обозначения хозяйствующим субъектом-конкурентом. Данные действия, по мнению заявителя, являются недобросовестной конкуренцией.

     По данному факту приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 15.06.2017 г. № 194 в отношении ОАО «Сочинский мясокомбинат» было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции».

     В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.6 указанного Порядка.

     Целью проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке является установление конкурентных отношений между ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ОАО «Сочинский мясокомбинат» на товарном рынке по производству и реализации мясной продукции (колбасных изделий).

     Для анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходных данных использованы материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 240/2017, информация, размещенная на федеральном информационном ресурсе egrul.nalog.ru.

     Временной интервал исследования товарного рынка был определен с момента регистрации ОАО «Сочинский мясокомбинат» товарного знака по свидетельству на товарный знак № 476066 -  с 04.12.2012г. по IV квартал 2017 года.

     Продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются производство и реализация мясной продукции (колбасных изделий) на территории Российской Федерации.

     Географические границы исследуемого товарного рынка - территория Российской Федерации, в том числе Краснодарский край, Республика Крым, Ростовская области, Ставропольский край, Волгоградская область.

     В рамках дела № 240/2017 состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке по производству и реализации мясной продукции (колбасных изделий), устанавливается фактическими конкурентными отношениями между заявителем ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ОАО «Сочинский мясокомбинат».

     Определением Краснодарского УФАС России от 29.06.2017г. о назначении дела № 240/2017 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, дело № 240/2017 было назначено к рассмотрению на 02.08.2017г. в 11.00 часов.

     Определением Краснодарского УФАС России от 02.08.2017г. (исх. № 18764/7) об отложении рассмотрения дела № 240/2017 рассмотрение дела было назначено на 21.09.2017г. в 11.00 часов.

     Определением Краснодарского УФАС России от 21.09.2017г. (исх. № 24219/7) об отложении рассмотрения дела № 240/2017 рассмотрение дела было назначено на 31.10.2017г. в 11.00 часов.

     Определением Краснодарского УФАС России от 31.10.2017г. (исх. № 29310/7) об отложении рассмотрения дела № 240/2017 рассмотрение дела было назначено на 06.12.2017г. в 11.00 часов.

     Определением Краснодарского УФАС России от 06.12.2017г. (исх. № 32765/7) об отложении рассмотрения дела № 240/2017 рассмотрение дела было назначено на 05.02.2018г. в 15.00 часов.

     Определением Краснодарского УФАС России от 05.02.2018г. (исх. № 2386/7) об отложении рассмотрения дела № 240/2017 рассмотрение дела было назначено на 12.02.2018г. в 15.00 часов.

     В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

     Согласно п. 3 ч. 1.1 ст. 47 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае принятия заключения об обстоятельствах дела.

     12.02.2018г. в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела № 240/2017 комиссией было вынесено определение об отложении рассмотрения дела и назначении рассмотрения дела № 240/2017 на 26.03.2018г. в 15.00 часов.

     В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела № 240/2017 в порядке ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» на момент вынесения решения по делу № 240/2017 20.03.2018г. ОАО «Мясокомбинат «Сочинский» были представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела № 240/2017 (вх. № 2727), из которых следует, что ответчик не согласен с выводами комиссии об установлении в действиях ответчика нарушения ч. 1 ст. 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку претензии ОАО «Сочинский мясокомбинат» в отношении использования товарного знака «салями Министерская» были заявлены в отношении изделия колбасного варено-копченого из мяса птицы весовое «салями Министерская», изготовленного по ТУ 9213-001-00422020-2014, в состав которого входит мясо птицы кусковое, шпик, мясо птицы механической обвалки и т.д., а не в отношении колбасы варено-копченой мясной, изготовленной по ТУ 9213-002-17352-2460-09, в состав которой входит говядина, шпик, соль, перец, тмин, чеснок, мускат и т.д. При этом ответчик считает, что ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» должен доказать факт производства и реализации колбасного изделия «салями Министерская» по ТУ 9213-001-00422020-2014 до даты регистрации ответчиком товарного знака по свидетельству № 476066.

     Рассмотрев материалы дела № 240/2017, а также дополнения, возражения, представленные сторонами и документы Комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

     ОАО «Сочинский мясокомбинат» является правообладателем товарного знака по свидетельству № 476066 от 04.12.2012г. (дата подачи заявки 27.10.2011г.) в отношении 29 класса МКТУ (изделия колбасные, а именно: салями).

     ОАО «Сочинский мясокомбинат» (ответчик) зарегистрировано в качестве юридического лица 04.11.1992г. Основным видом деятельности общества является производство соленого, вареного, запеченного, копченого, вяленого и прочего мяса (ОКВЭД 10.13.1), дополнительным видом деятельности общества является производство колбасных изделий (ОКВЭД 10.13.2).

     ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» (заявитель) зарегистрировано в качестве юридического лица 15.10.2004г. Основным видом деятельности общества является производство мяса в охлажденном виде (ОКВЭД 10.11.1), дополнительным видом деятельности общества является производство колбасных изделий (ОКВЭД 10.13.2).

     ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ОАО «Сочинский мясокомбинат» являются хозяйствующими субъектами-конкурентами, поскольку осуществляют деятельность на одном товарном рынке по производству и реализации мясной продукции (колбасных изделий, в том числе салями) на территории Российской Федерации, в том числе на территории Краснодарского края, Республики Крым, Ростовской области, Ставропольского края, Волгоградской области, что подтверждается представленными документами (вх. № 1243 от 08.02.2018г., вх. № 1399 от 12.02.2018г., вх. № 1400 от 12.02.2018г.) и выписками из ЕГРЮЛ.

     По мнению заявителя, ОАО «Сочинский мясокомбинат» не является лицом, которое впервые разработало рецептуру и ввело в гражданский оборот товары 29 класса МКТУ и впервые индивидуализировавшим этикетки продукции с таким наименованием от аналогичных товаров, выпускаемых другими производителями. ТУ на данное колбасное изделие были разработаны ранее и применялись неограниченным кругом производителей. Большое количество производителей свободно и открыто использовало словесный термин «салями Министерская» в качестве наименования производимых и реализуемых ими колбасных изделий. Словесное обозначение «салями Министерская» в настоящее время, а также на дату приоритета товарного знака вошло во всеобщее употребление среди производителей, продавцов и потребителей как наименование варено-копченых колбас, поэтому не обладало и не обладает различительной способностью. Обозначение «салями Министерская» как наименование вида колбас, производимого и реализуемого различными предприятиями на территории Российской Федерации, не может быть использовано для индивидуализации товаров какого-либо конкретного производителя. Недобросовестное поведение ОАО «Сочинский мясокомбинат», зарегистрировавшего в качестве своей интеллектуальной собственности в виде товарного знака обозначение «салями Министерская», которое ранее использовалось им наравне с иными производителями в отношении 29 класса МКТУ, содержит действия по вытеснению конкурентов с рынка мясной продукции по производству колбасных изделий под таким наименованием.

     Заявитель ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» считает, что действия ОАО «Сочинский мясокомбинат», выразившиеся в приобретении и использовании исключительных прав на товарный знак по свидетельству № 476066 в отношении 29 класса МКТУ (колбасные изделия), нарушают ч. 1 ст. 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку обозначение «салями Министерская», используемое ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» при производстве и реализации колбасных изделий (салями), сходное до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 476066, использовалось заявителем ранее даты приобретения ОАО «Сочинский мясокомбинат» исключительных прав на товарных знак по свидетельству № 476066 04.12.2012г.

     Для квалификации действий лица по регистрации обозначения в качестве товарного знака как акта недобросовестной конкуренции, в качестве критерия недобросовестности лица может быть принято во внимание последующее (после регистрации) поведение правообладателя, с том числе, связанное с действиями по вытеснению конкурентов с товарного рынка путем предъявления в суд требований о пресечении использования спорного обозначения.

     В качестве доказательств использования ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» обозначения «салями Министерская» при производстве и реализации колбасных изделий до даты регистрации ОАО «Сочинский мясокомбинат» товарного знака по свидетельству № 476066 заявителем представлены копии следующих документов: декларации о соответствии, в том числе, колбасы варено-копченой первого сорта «Салями Министерская» СанПиН и ГОСТ от 26.03.2010г., диплома победителя Регионального этапа Всероссийского конкурса Программы «100 лучших товаров России 2010 года» за высокое качество производимой продукции: Колбасы полукопченые и варено-копченые «Салями Министерская», ТУ 9213-002-17352460-09 на колбасы полукопченые и варено-копченые, утвержденные ООО «Интергео» от 15.02.2010г., диплома 8-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень» о награждении серебряной медалью, выданной ОАО «Мясокомбинат Новочерксасский» за колбасу варено-копченую «Салями Министерская» 2006г., договора поставки мясопродуктов и колбасной продукции № 106 от 02.02.2010г., заключенного между ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ООО «Станица», товарной накладной № 1925 от 10.01.2011г., накладной-пропуска № 1925.0 от 10.01.2011г., товарной накладной № 1924.0 от 10.01.2011г., накладной-пропуска № 1924.0 от 10.01.2011г., товарной накладной № 33967.0 от 14.03.2011г., накладной-пропуска № 33967 от 14.03.2011г., товарной накладной № 59860.0 от 29.04.2011г., накладной-пропуска № 59860 от 29.04.2011г., товарной накладной № 121816.0 от 16.08.2011г., накладной-пропуска № 121816 от 16.08.2011г., товарной накладной № 141729.0 от 17.09.2011г., накладной-пропуска № 141729 от 17.09.2011г., договора поставки мясопродуктов и колбасных изделий № 17/1 от 01.01.2008г., заключенного между ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ИП Григорян А.Р., товарной накладной № 66014.0 от 12.05.2011г., накладной-пропуска № 66014 от 12.05.2011г., приходно-кассового ордера № 16328.0 от 12.05.2011г., договора поставки мясопродуктов и колбасных изделий № 11/1 от 01.01.2010г., заключенного между ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ООО «ТД «Каневские колбасы», товарной накладной № 59854.0 от 29.04.2011г., накладной-пропуска № 59854 от 29.04.2011г., договора поставки мясопродуктов и колбасных изделий № 1769 от 26.10.2007г., заключенного между ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ЗАО «Племзавод «Воля» товарной накладной № 25764.0 от 25.02.2011г., накладной-пропуска № 25764 от 25.02.2011г., товарной накладной № 84281.0 от 14.06.2011г., накладной-пропуска № 84281 от 14.06.2011г., товарной накладной № 84250.0 от 14.06.2011г., накладной-пропуска № 84250 от 14.06.2011г., товарной накладной № 25874.0 от 25.02.2011г., накладной-пропуска № 25874 от 25.02.2011г., приходно-кассового ордера № 7125 от 04.03.2011г., фотоматериалов с изображением колбасы «Салями Министерская» Сочинского МК, писем ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» в адрес руководителей мясоперерабатывающих предприятий от 21.02.2017г. и от 28.02.2017г., распечатки страниц Интернет сайтов с рекламой производителей колбасных изделий под наименованием «Салями Министерская», каталоги продукции ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской», прайс-листа, утвержденного генеральным директором ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» с ценами на колбасные изделия с 09.04.2010г., в том числе на «Салями Министерская» в/к 215-00, прайс-листа с ценами на колбасные изделия с 19.05.2010г., с 01.06.2010г., с 19.07.2010г., с 01.01.2010г., с 07.09.2010г., с 01.12.2010г. с 03.12.2010г., с 25.12.2010г., с 21.04.2011г., с 06.05.2011г., с 17.05.2011г., с 13.06.2011г., с 11.07.2011г., распоряжения от 14.12.2010г. об установлении цен на продукцию для ООО «Солнечный круг», распоряжения от 25.03.2011г. об отпускных ценах, распоряжения от 20.06.2011г., договора поставки мясопродуктов и колбасной продукции № 1140/0808 от 22.06.2007г., платежных поручений № 681 от 28.02.2011г., № 2204 от 17.08.2011г., № 3324 от 03.05.2011г., № 4652 от 29.07.2011г., № 5134 от 01.09.2011г., № 5092 от 01.09.2011г., № 537 от 28.09.2011г, № 6151 от 14.11.2011г., договора поставки мясопродуктов и колбасной продукции № 444 от 18.03.2008г., товарных накладных № 28140 от 02.03.2011г., № 49258 от 11.04.2011г., № 9065 от 24.01.2011г., № 62188 от 04.05.2011г., договора поставки мясопродуктов и колбасной продукции № 1245 от 03.09.2007г., товарной накладной № 45344 от 02.04.2011г., № 5182 от 15.01.2011г., № 94901 от 01.07.2011г., № 75654 от 30.05.2011г., № 83755 от 13.06.2011г., приходно-кассового ордера от 20.01.2011г., от 07.07.2011г., от 02.06.2011г., фотоматериалы продукции, договора поставки № 1140/08.08 от 22.06.2007г, заключенного между ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ООО «Торговый дом ЗАО Племзавод «Воля» с приложениями, п/п № 3324 от 03.05.2011г., № 4652 от 29.07.2011г., № 5134 от 01.09.2011г., договора поставки мясопродуктов и колбасной продукции от 18.03.2008г., заключенного между ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ООО «Интер» с приложениями, договора поставки № 1245 от 03.09.2007г. заключенного между ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ООО «Арго» с приложениями, каталоги продукции ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» 2009-2016 год, этикетки колбасной продукции с обозначением «Салями министерская», копия макета упаковки колбасной продукции, сертификата соответствия РОСС RU.АЯ09.Н05037, выданную ООО «Увинский мясокомбинат» от 02.02.2011г. на продукцию «салями Министерская», диплома  № 2011180100803 за 2011 год, ТУ 9213-001-00422020-2014 на колбасы полукопченые и варено-копченые, утвержденные ЗАО Мясокомбинат «Тихорецкий» от 18.08.2014г., соглашения о передаче во временное пользование технических условий от 01.04.2016г., заключенного между ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ЗАО «Мясокомбинат «Тихорецкий» (вх. № 4103 от 22.04.2017г., вх. № 26.04.2017г., вх. № 5275 от 30.05.2017г., вх. № 5683 от 08.06.2017г.).

     Также заявителем представлены копии аннотированного каталога нормативной документации № 4 за 2015 год (НИИ Мичуринского филиала АНООВО Центросоюза Российской Федерации (стр. 75 - ТУ 274-12, стр. 83 - ТУ 324-08), аннотированного каталога выпуск № 2 за 2011 год (стр. 26 - ТУ 324-08), аннотированного каталога выпуск № 1 за 2012 год (стр. 34), заключения о соответствии вида деятельности ОАО «Казанский мясокомбинат» (на стр. 2 указана колбаса салями «Министерская», производимая по ТУ 9213-003-45575838-98 распечатка из сети Интернет от 20.10.2017г.), реестр санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию (распечатка из Интернета от 25.10.2017г.) (вх. № 11358 от 25.10.2017г.), из которых следует, что обозначение «Салями Министерская» использовалось разными производителями в наименовании колбасной продукции при разработке технических условий на указанную продукцию еще задолго до даты регистрации ОАО «Сочинский мясокомбинат» товарного знака по свидетельству № 476066.

     Также заявителем представлены копии претензии ОАО «Мясокомбинат «Сочинский» от 07.02.2017г. и письма ОАО «Сочинский мясокомбинат» от 27.02.2017г. с требованием о прекращении использования товарного знака по свидетельству № 476066 при производстве и реализации колбасных изделий.

     Из представленных ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» документов следует, что еще до даты приобретения ОАО «Сочинский мясокомбинат» исключительных прав на товарный знак по свидетельству № 476066 (04.12.2012г.) заявитель законно и открыто использовал в своей деятельности обозначение «салями Министерская» при производстве и реализации колбасной продукции.

     После регистрации ОАО «Сочинский мясокомбинат» товарного знака по свидетельству № 476066 общество, заведомо зная об использовании ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» обозначения «салями Министерская» при производстве и реализации колбасных изделий, направило в адрес ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» претензию о незаконном использовании ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» указанного обозначения при производстве мясной продукции, сходного до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 476066, с требованием прекратить использование зарегистрированного товарного знака.

     По запросам Краснодарского УФАС России (исх. № 5944/7 от 27.03.2017г., исх. № 7638/7 от 13.04.2017г.) ОАО «Сочинский мясокомбинат» представил копии следующих документов и материалов (вх. № 3351 от 10.04.2017г., вх. № 4075 от 25.04.2017г.): свидетельства на товарный знак № 476066, свидетельства о регистрации ОАО «Сочинский мясокомбинат» от 04.11.1992г., устава ОАО «Сочинский мясокомбинат», ТУ 9213-006-00422072-99 на колбасы варено-копченые, утвержденные ОАО «Мясокомбинат «Сочинский» 31.08.1999г., сертификат соответствия № РОСС RU.AE15.B16142 с 15.05.2009г. по 14.05.2012г., декларации о соответствии ОАО «Сочинский мясокомбинат» от 01.02.2012г., 2-х страниц стандарта организации СТО 00422072-006-2015 колбасы варено-копченые ТУ утвержденные 01.09.2015г., декларации о соответствии от 15.09.2015г., справки-заключения о проверке охраноспособности товарного знака исх. № 05997 от 08.07.2010г., договора поручения № 08363-11 от 09.12.2008г. о приобретении и защите исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, дополнительных соглашений к договору поручения № 13 от 24.10.2011г., № 15 от 07.11.2012г. о регистрации ТЗ «Салями Министерская», договора на поставку мясопродуктов № 1302/530 от 02.07.2010г., заключенного между ОАО «Сочинский мясокомбинат» и ФГУП «Объединенный санаторий «Русь», спецификации к договору № 1302/530 от 02.07.2010г., договора на поставку мясопродуктов от 21.10.2010г., заключенного между ОАО «Сочинский мясокомбинат» и ИП ..., товарной накладной № СЧ-0061739 от 01.06.2013г., квитанции от 01.06.2013г., договора на поставку мясопродуктов от 23.06.2010г. № 1847П, товарной накладной № СЧ-0026966 от 13.03.2012г., платежного поручения № 170 от 22.03.2012г., договора на поставку колбасных изделий № 504 П от 01.09.2011г., договора на поставку мясопродуктов № 2098Н от 01.11.2011г., спецификации к договору № 2098Н от 01.11.2011г., договора на поставку мясопродуктов № 18П от 13.01.2011г., платежного поручения № 161 от 30.12.2013г., товарной накладной № СЧ-0164077 от 26.12.2013г., договора на поставку мясопродуктов № 50П от 25.01.2011г., товарной накладной № СЧ-0011109 от 01.02.2012г., квитанции № Кв-008107 от 01.02.2012г., договора на поставку мясопродуктов № 277П от 06.08.2012г., товарной накладной № СЧ000031176 от 25.03.2016г., кассового ордера № СЧ000021318 от 25.03.2016г., договора № 483П от 21.11.2012г., товарной накладной № СЧ-0074575 от 11.07.2014г., квитанция № Кв-0050597 от 11.07.2014г., договора № 190П от 31.05.2013г., товарной накладной № СЧ000000193 от 03.01.2017г., платежного поручения № 172 от 10.01.2017г., договора № 379Н от 25.11.2013г., товарной накладной № СЧ-0137879 от 12.12.2014г., платежного поручения № 304 от 26.12.2014г., договора № 353н от 28.11.2013г., товарной накладной СЧ000019094 от 23.02.2016г., платежного поручения № 315 от 29.02.2016г., договора № 121П от 16.02.2015г., спецификации к договору № 121П от 16.02.2015г., товарной накладной № СЧ-0016700 от 24.02.2015г., платежного поручения № 134 от 26.02.2015г., договора № 70н от 24.02.2015г., товарной накладной № СЧ-0038786 от 01.05.2015г., квитанции № Кв-0025988 от 01.05.2015г., договора № 136П от 20.04.2016г., кассового ордера № СЧ- 000109035 от 06.01.2017г., товарной накладной № СЧ000001190 от 01.01.2017г., каталог продукции 2013 года.

     При рассмотрении дела № 240/2017 ОАО «Сочинский мясокомбинат» представило письменные пояснения (вх. № 7898 от 01.08.2017г.), из которых следует, что заявленные требования ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» о недобросовестной конкуренции в действиях ОАО «Сочинский мясокомбинат» являются необоснованными, поскольку претензии ОАО «Сочинский мясокомбинат» в отношении использования товарного знака «Салями Министерская» были заявлены в отношении изделия колбасного варено-копченого из мяса птицы весовое «салями Министерская», изготовленного по ТУ 9213-001-00422020-2014, в состав которого входит мясо птицы кусковое, шпик, мясо птицы механической обвалки и т.д., а не в отношении колбасы варено-копченой мясной, изготовленной по ТУ 9213-002-17352-2460-09, в состав которой входит говядина, шпик, соль, перец, тмин, чеснок, мускат и т.д. При этом ответчик считает, что ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» должен доказать факт производства и реализации колбасного изделия «салями Министерская» по ТУ 9213-001-00422020-2014 до даты регистрации ответчиком товарного знака по свидетельству № 476066.

      Изучив указанный довод ответчика, а также документы, представленные в дело, комиссия Краснодарского УФАС России считает его необоснованным на основании следующего.

     ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» осуществляет производство и реализацию колбасного изделия под наименованием «Салями Министерская» в течение длительного периода времени – в материалы дела представлены документы в период, начиная с 2007 года по 2017 год.

     07.02.2017г. ОАО «Мясокомбинат «Сочинский» направило ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» претензию с требованием о прекращении использования товарного знака по свидетельству № 476066 («салями Министерская») при производстве и реализации колбасных изделий в названии продукции.

     Указанная претензия ОАО «Мясокомбинат «Сочинский» не содержит требование о прекращении использования ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» товарного знака по свидетельству № 476066 («салями Министерская») при производстве и реализации колбасных изделий в названии продукции только в отношении продукции производимой по ТУ 9213-001-00422020-2014, а содержит требование о прекращении использования товарного знака по свидетельству № 476066 («салями Министерская») в названии продукции.

     Кроме того, для установления факта недобросовестной конкуренции при приобретении и использовании исключительных прав на средство индивидуализации товара не требуется доказывать факт использования спорного обозначения по каким-либо специальным критериям до момента подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве товарного знака (например, по составу продукции).

     Одним из обстоятельств, которые могут свидетельствовать о недобросовестном поведении лица, зарегистрировавшего товарный знак, может быть то, что это лицо знало или должно было знать о том, что третьи лица на момент подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве товарного знака законно использовали соответствующее обозначение для индивидуализации производимых ими товаров или оказываемых услуг без регистрации в качестве товарного знака, а также то, что такое обозначение приобрело известность среди потребителей.

     С целью установления наличия либо отсутствия сходства до степени смешения обозначения «салями Министерская», используемого ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской»  при производстве и реализации колбасных изделий с товарным знаком по свидетельству № 476066, 30.05.2017 г., Краснодарским УФАС России в адрес Федеральной службы по интеллектуальной собственности было направлено письмо о даче письменной консультации о наличии сходства до степени обозначения «салями Министерская», используемого ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» при производстве/реализации продукции под наименованием «салями Министерская» на упаковке товара, в документации с товарным знаком по свидетельству на товарный знак № 476066.

     13.07.2017г. (вх. № 7088) в Краснодарское УФАС России поступило письмо ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС) (исх. № 41-5772-12 от 03.07.2017г.) с приложением справки (в деле).

     Согласно справке, представленной ФИПС, в результате проведенного исследования установлено, что представленные обозначения 1 - 3 являются сходными до степени смешения с указанным товарным знаком по свидетельству № 476066, поскольку ассоциируется с ним в целом в силу фонетического и семантического тождества и графического сходства общих словесных элементов «Салями Министерская»/ «САЛЯМИ МИНИСТЕРКАЯ» и «Салями Министерская».

     Учитывая данное обстоятельство, комиссией был сделан вывод о том, что обозначение, которое ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» использует при производстве/реализации колбасной продукции, сходно с товарным знаком по свидетельству № 476066.

     В соответствии со статьей 10.bis [Недобросовестная конкуренция] Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883, ред. от 02.10.1979) (2) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

     (3) В частности, подлежат запрету:

     1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

     Согласно смыслу статьи 10.bis Парижской конвенции для квалификации регистрации товарного знака как акта недобросовестной конкуренции оценке подлежит честность такой регистрации, которая не может быть установлена без учета цели регистрации товарного знака. В связи с этим при рассмотрении вопроса о добросовестности регистрации товарного знака исследованию могут подлежать как обстоятельства, связанные с самой регистрацией, так и последующее поведение правообладателя, из которого может быть установлена цель такой регистрации.

     Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

     В соответствии с частью 1 статьи 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

     В соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 1512 ГК РФ предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если действия правообладателя, связанные с предоставлением правовой охраны товарному знаку или сходному с ним до степени смешения другому товарному знаку, признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией.

     Одним из обстоятельств, которые могут свидетельствовать о недобросовестном поведении лица, зарегистрировавшего товарный знак, может быть то, что это лицо знало или должно было знать о том, что третьи лица на момент подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве товарного знака законно использовали соответствующее обозначение для индивидуализации производимых ими товаров или оказываемых услуг без регистрации в качестве товарного знака, а также то, что такое обозначение приобрело известность среди потребителей.

     Кроме того, если до даты приоритета товарного знака спорное обозначение использовалось третьими лицами (например, конкурентном, в том числе наравне с последующим правообладателем), регистрация товарного знака могла быть произведена исключительно с целью устранения присутствия третьих лиц на рынке определенного товара. Такая регистрация не соответствует основной функции товарного знака по индивидуализации товаров правообладателя.

     В соответствии с п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

     Из материалов дела № 240/2017 следует, что ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» на момент подачи заявки на регистрацию обозначения «салями Министерская» в качестве товарного знака законно использовало указанное обозначение при производстве и реализации колбасной продукции (салями).

     Обозначение «салями Министерская» приобрело известность среди потребителей не в результате деятельности ОАО «Мясокомбинат «Сочинский», поскольку указанное обозначение использовалось в наименовании колбасной продукции, в документации, а также при разработке технических условий разными производителями на протяжении длительного периода времени ещё до даты подачи заявки на регистрацию товарного знака по свидетельству на товарный знак № 476066 (ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской», ООО «Увинский мясокомбинат», ОАО «Казанский мясокомбинат»).

     Также при рассмотрении дела № 240/2017 комиссией установлено, что ОАО «Сочинский мясокомбинат» не является лицом, которое впервые ввело в оборот спорное обозначение. В материалах дела № 240/2017 имеются доказательства, подтверждающие факт регистрации обозначения сходного до степени смешения со спорным обозначением в качестве товарного знака 29.10.2002 г. ООО «Мясной дворъ-ВН», а именно: товарный знак по свидетельству на товарный знак № 226265 («МИНИСТЕРСКАЯ») в отношении 29 класса МКТУ. Срок действия исключительного права на товарный знак по свидетельству № 226265 истек 20.04.2011г.

     Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что спорное обозначение разработано и введено в оборот именно ОАО «Сочинский Мясокомбинат» и ранее никем, кроме ответчика не использовалось.

     В материалы дела № 240/2017 ОАО «Сочинский мясокомбинат» не представлены документы, свидетельствующие о незаконном использовании ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» вышеуказанного обозначения.

     Для квалификации действий лица по регистрации обозначения в качестве товарного знака как акта недобросовестной конкуренции, в качестве критерия недобросовестности лица может быть принято во внимание последующее (после регистрации) поведение правообладателя, с том числе, связанное с действиями по вытеснению конкурентов с товарного рынка путем предъявления в суд требований о пресечении использования спорного обозначения.

     Из представленных заявителем и ответчиком документов следует, что после регистрации ОАО «Сочинский мясокомбинат» товарного знака по свидетельству № 476066 общество, заведомо зная об использовании ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» обозначения «салями Министерская» при производстве и реализации колбасных изделий в течение длительного периода времени, направило в адрес ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» претензию о незаконном использовании ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» указанного обозначения при производстве мясной продукции, сходного до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 476066, с требованием прекратить использование зарегистрированного товарного знака.

     Указанные действия ОАО «Сочинский мясокомбинат» следует рассматривать как устранение присутствия конкурента ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» на товарном рынке по производству и реализации колбасных изделий, что свидетельствует о недобросовестности поведения ОАО «Сочинский мясокомбинат» при осуществлении предпринимательской деятельности.

     Таким образом, в силу п. 1 ст. 10 ГК РФ действия ОАО «Сочинский мясокомбинат» по регистрации товарного знака по свидетельству на товарный знак № 476066 от 04.12.2012г г. являются недобросовестными, направленными исключительно на устранение присутствия третьих лиц на рынке определенного товара и подтверждают злоупотребление правом.

     Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что действия ОАО «Сочинский мясокомбинат» по приобретению и использованию исключительного права на товарный знак по свидетельству № 476066 от 04.12.2012 г. с датой приоритета от 27.10.2011 г., направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, могут причинить убытки хозяйствующему субъекту-конкуренту, нанести вред его деловой репутации, совершены ОАО «Сочинский мясокомбинат» с намерением воспользоваться репутацией конкурентов, а также с целью устранения присутствия конкурента ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» на рынке определенного товара.

     Следовательно, все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», присутствуют в действиях ответчика.

     Доводы ОАО «Сочинский мясокомбинат», содержащиеся в возражениях на заключение об обстоятельствах дела № 240/2017, комиссия считает необоснованными, поскольку факт использования спорного обозначения заявителем до момента подачи заявки на регистрацию товарного знака по свидетельству № 476066 установлен материалами дела. Документы, свидетельствующие о незаконном использовании ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» вышеуказанного обозначения ответчиком не представлены.

     На основании изложенного, действия ОАО «Сочинский мясокомбинат» по регистрации товарного знака по свидетельству № 476066 не следуют основной функции товарного знака по индивидуализации товаров правообладателя, что согласно пункту 5 Справки по вопросам недобросовестного поведения, в том числе конкуренции, по приобретению и использованию средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, утвержденной постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 21.03.2014 г. № СП-21/2, рассматривается в правоприменительной практике как недобросовестная конкуренция, запрещенная статьей 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции».

     Таким образом, действия ОАО «Сочинский мясокомбинат», связанные с приобретением и использованием исключительных прав на товарный знак по свидетельству 476066 в отношении товаров 29 МКТУ, являются недобросовестной конкуренцией и нарушают часть 1 статьи 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции».

     Руководствуясь статьей 4, частью 1 статьи 14.4, частью 1 статьи 39 и статьей 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,    

 

     РЕШИЛА:

 

     Признать действия ОАО «Сочинский мясокомбинат», связанные с приобретением и использованием исключительных прав на товарный знак по свидетельству на товарный знак 476066 в отношении товаров 29 класса МКТУ актом недобросовестной конкуренции, противоречащим части 1 статьи 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

 

 

     Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны