Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-5158/2021 по результатам рассмотрения жал... от 11 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-5158/2021

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11 ноября 2021г.                                                                                 г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

в отсутствие, надлежащим образом уведомленного, ООО «ПромТехСтрой» (далее – Заявитель), при участии, путем систем ВКС, представителей МАОУ МО г. Краснодар СОШ № 84 им. Героя Российской Федерации Яцкова И.В. (далее – Организатор торгов) рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки технических средств обучения (извещение № 32110704804 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки технических средств обучения (извещение № 32110704804 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 11.11.2021г. в 10:00.

Заявитель считает, что Организатор торгов установил требования в Документации с нарушением норм Федерального закона от 18.07.2011г.                      № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видим юридических лиц», в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/07/3-5158/2021, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров работ, услуг МАОУ МО г. Краснодар СОШ № 84 им. Героя Российской Федерации Яцкова И.В. (далее – Положение), утвержденным протоколом наблюдательного совета МАОУ МО г. Краснодар СОШ № 84 им. Героя Российской Федерации Яцкова И.В. от 15.09.2021г. № 37.

06.10.2021г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32110704804 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки технических средств обучения.

Начальная (максимальная) цена договора – 23 168 960,62 руб.

Дата начала срока подачи заявок – 06.10.2021г.

Дата и время окончания подачи заявок - 22.10.2021 в 18:40 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Документация о закупке содержит разночтения, не позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.

В соответствии с пунктом 11 Технического задания, в отношении предмета закупки «Информационный сенсорный киоск» установлено следующее требование: «окрашивание корпуса в черный цвет (RAL: 9022)».

Вместе с тем, согласно информации официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети интернет www.ral.ru, коду RAL 9022 соответствует цвет жемчужный светло-серый.

Согласно пункту 11 Технического задания, установлено требование к оперативной памяти предмета закупки по позиции 11 - не менее 4G RAM. При этом, единицей измерения оперативной памяти является гигабайт (бит, байт, килобайт).

Таким образом, Организатором торгов установлено неисполнимое требования в отношении предмета закупки.

В соответствии с пояснениями Организатора торгов, указанные неточности являются техническими опечатками и не могут влиять на результаты закупочной процедуры.

Согласно пункту 8 Технического задания, интерактивная сенсорная книга на стойке должна иметь жесткий диск, не содержащий движущих частей и механизмов.

Накопителем на жёстких магнитных дисках (HDD) является запоминающее устройство (устройство хранения информации, накопитель) произвольного доступа, основанное на принципе магнитной записи.

В соответствии с государственным стандартом СССР «Накопители на жестких несменных магнитных дисках с подвижными головками» ГОСТ 27830-88, настоящий стандарт распространяется на накопители на жестких несменных магнитных дисках с подвижными головками, предназначенные для применения в качестве внешних запоминающих устройств стационарных цифровых электронных вычислительных машин (ЦЭВМ) общего назначения, включая персональные электронные вычислительные машины (ПЭВМ).

На основании изложенного, принцип работы указанного накопителя предусматривает вращение поверхности диска относительно считывающей головки, в связи с чем, оспариваемое требование является невыполнимым.

В соответствии с пунктами 24, 25 Технического задания, приводится следующее описание предмета закупки: «2 × Кронштейн 120° 3×3 не менее 2 шт.; Кронштейны (угловые 3*3 120°, 3*3, U-образные) не менее 15шт.».

Из приведенного описания невозможно определить точные показатели качественных и количественных характеристик предмета закупки.

Вместе с тем, согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего закона (при необходимости).

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 1 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения в том числе об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.

Отсутствие полной и достоверной информации и невозможность ее установления нарушают положения частей 9 и 10 статьи 4 Закона о закупках, что создает препятствия для оценки участниками закупки экономической целесообразности их участия, формирования ценового предложения.

Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов Заявителя.

В соответствии с пунктом 7 Технического задания, программное обеспечение должно иметь международный и русскоязычный сайты поддержки.

Согласно доводу Заявителя, данное требование является избыточным и необоснованно ограничивает возможность поставки российского программного обеспечения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Установленные требования не относятся к техническим или функциональным характеристикам товара либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия поставляемого товара.

Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Вместе с тем, Организатором торгов не представлено обоснования установления требования о наличии международного сайта поддержки.

Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя.

Согласно пункту 6 Технического задания, к поставке требуется интерактивный стол, обеспечивающий возможность работы в любом положении от 0 до 90 градусов (от полностью горизонтального положения до полностью вертикального).

Согласно пункту 9 Технического задания, информационная система должна иметь угол наклона от 0 до 12 градусов.

Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, в случае если значения показателя сопровождаются словами «от», «до», «не менее», «не более», «менее», «более», «уже», «шире», «не уже», «не шире», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «свыше», «короче», «не короче», «максимальное значение», «минимальное значение», «min», «max», символом «-» и аналогичными по смыслу терминами, участник должен указать одно точное значение параметра товара.

Термины «от», «до», «менее», «более», «свыше», «превышать», «выше», «ниже», «уже», «шире» значат, что характеристика, указываемая участником, должна быть более (менее) указанной Заказчиком.

Так как часть показателей по своей сути имеют диапазонное значение, уточнению участником они не подлежат. Такие показатели могут быть выделены графическими знаками «≥», «≤», «<», «>». При описании характеристик товара в соответствии с КТРУ, значения с данными графическими символами подлежат конкретизации.

В случае, если показатель сопровождается термином «в диапазоне» либо символом «÷», участник также указывает диапазонное значение, причем в случае, если указанный термин или символ сопровождается словами «не менее», «не более», «не шире», «не уже», «более», «менее», «шире», «уже», участник должен предложить значение диапазона с учетом значений этих терминов, описанных в данной инструкции. В иных случаях указанные Заказчиком значения диапазона изменению не подлежат.

Участник вправе указать диапазонное значение показателя также в случае, если присутствует фраза – «допускается указание диапазонного значения показателя» и должен указать диапазонное значение, если об этом прямо указано.

Вместе с тем, описание позиций 6 и 9 Технического задания не содержит указанных графических знаков, а также слова «диапазон».

Не соответствие описания предмета закупки указаниям инструкции, влекут обязанность участника закупки указать в своем предложении конкретный показатель, тогда как, исходя из положений Технического задания, к поставке требуется товар, соответствующий диапазонным показателям.

На основании изложенного, приведенное описание предмета закупки не позволяет потенциальному участнику закупочной процедуры сформировать свое предложение, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя.

Согласно пункту 8 Технического задания, приведено следующее требование к предмету закупки: «Технология матрицы IPS или аналогичная, обеспечивающая стабильность изображения экрана под разными углами зрения с разных сторон стола. Тип определения точки касания - Емкостный (или эквивалентный)».

По мнению Заявителя, исходя из положений инструкции, в описании указанных позиций, по характеристике «технология матрицы», участнику закупки необходимо указать показатель «IPS», либо, в случае поставки техники, содержащий матрицу иного типа, указать показатель «аналогичная»; в описании характеристики «тип определения точки касания», участнику закупки необходимо указать показатель «ёмкостный», либо в случае предложения к поставке товара, имеющего иной тип определения точки касания, указать «эквивалентный».

В соответствии с инструкцией, в случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований, товарных знаков или характеристик товара, участник обязан выбрать и указать один товар, одну конкретную характеристику. Такие характеристики сопровождаются символом «\», союзом «или».

Вместе с тем, приведенное описание позиции 8 не содержит указаний на несколько наименований или характеристик, а лишь указывает на возможность поставки эквивалентных показателей названых характеристик.

Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Организатор торгов неправомерно установил требование о наличии в системе для проведения видеоконференций cсертификации для Microsoft Cortana.

Microsoft Cortana является виртуальным голосовым помощником с элементами искусственного интеллекта от Microsoft для Windows Phone 8.1, Microsoft Band, Windows 10, Windows 11 и Xbox One.

Согласно данным официального сайта производителя указанного программного обеспечения в информационно-телекоммуникационной сети интернет https://www.support.microsoft.com/, голосовой помощник Microsoft Cortana не доступен в Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 12 Технического задания, система для видеоконференций представляет собой: камеру, устройство громкой связи, пульт дистанционного управления, два кабеля длиной не менее 4,5 м для подключения устройства громкой связи и камеры к концентратору, один кабель длиной не менее 2 м для подключения концентратора к компьютеру стяжка для сматывания кабелей, стяжка для фиксации концентратора на столе, концентратор с питанием, блок питания и кабель длиной 3 м, крепление.

На основании изложенного, система для видеоконференций не содержит технических средств, поддерживающих требуемое программное обеспечение.

Согласно доводу Заявителя, Организатор торгов неправомерно установил требование о наличии встроенного приложения PocketBookSync, вместе с тем, данное программное обеспечение имеется только на электронных устройствах производителя PocketBook International S.A.

В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Вместе с тем, Организатором торгов на рассмотрение Комиссии Краснодарского УФАС России не представлено обоснование указания конкретных знаков.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях Организатора торгов установлено нарушение пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ПромТехСтрой» на действия Организатора торгов – МАОУ МО г. Краснодар СОШ № 84 им. Героя Российской Федерации Яцкова И.В. при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки технических средств обучения (извещение № 32110704804 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать Организатору торгов – МАОУ МО г. Краснодар СОШ № 84 им. Героя Российской Федерации Яцкова И.В. предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения аукциона в электронной форме.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по нарушению, установленному решением, в отношении МАОУ МО г. Краснодар СОШ № 84 им. Героя Российской Федерации Яцкова И.В.

 

Заместитель председателя комиссии                                   

 

Члены Комиссии:                                                             

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны