Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 023/05/5-4081/2023 К РАССМОТ... от 14 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЛицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО «АДВ-сервис»
196006, г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, д. 16, литера П, пом. 4,6
………..
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 023/05/5-4081/2023 К РАССМОТРЕНИЮ
14 августа 2023 г. г. Краснодар
Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ………., рассмотрев заявление физического лица (вх. № 25164-ИП/23 от 21.07.2023 г.) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения 21.07.2023 г. в сервисе «Яндекс Директ» на странице «Яндекс Почта» в виде всплывающего баннера недостоверной рекламы следующего содержания: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.», перенаправляющей на интернет-страницу: «………..», с признаками нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»,
УСТАНОВИЛ:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и в связи с рассмотрением заявления физического лица (вх. № 25022-ИП/23 от 20.07.2023 г.) о признаках нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») при распространении 21.07.2023 г. в сервисе «Яндекс Директ» на странице «Яндекс Почта» в виде всплывающего баннера недостоверной рекламы следующего содержания: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.», перенаправляющей на интернет-страницу: «…………….
Как следует из обращения, в рекламе вышеуказанного содержания отсутствует отсылка на основании чего сделан вывод о том, что МРТ-центр в данной организации является лучшим, нет подтверждений данного факта, в связи с чем вводит в заблуждение.
К заявлению приложены фотоматериалы (скриншоты), на которых зафиксировано распространение рекламы следующего содержания:
- «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.».
Согласно п. 1 ст. 3 Федеральный закон «О рекламе», рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федеральный закон «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Согласно п. 3 ст. 3 Федеральный закон «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация вышеуказанного содержания является рекламой на основании п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе».
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В рассматриваемой рекламе используется словосочетание: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.».
Пленум ВАС РФ в пункте 29 Постановления от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" указал, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. (п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»).
Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.
В данном случае при оценке текста размещенной рекламы действующему законодательству Краснодарское УФАС России приходит к выводу о том, что в спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламы: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.» - над такими же МРТ-центрами на территории Краснодарского края, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.
Также, общее восприятие рекламы вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами не находят подтверждения превосходства товара в тексте рекламы.
Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.», должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Кроме того, применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, например, утверждений: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.» и т.п., действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходный степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе присутствует информация сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.», при этом объективное подтверждение с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, отсутствует.
Краснодарским УФАС России был направлен запрос (исх. №22057/23 от 25.07.2023 г.) ООО «Яндекс» с целью получения следующих документов и материалов:
- договор (со всеми приложениями), заключенный ООО «Яндекс» с контрагентом на размещение в сети Интернет в системе «Яндекс Почта» контекстной рекламы содержания: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.» с использованием адреса «…………»;
- документальное подтверждение оплаты услуг по распространению указанной информации в системе «Яндекс Директ»;
- акт выполненных работ по распространению указанной информации в системе «Яндекс Почта».
Из письменных пояснений ООО «Яндекс» (вх. № 27381-ЭП/23 от 09.08.2023 г.) на вышеуказанный запрос антимонопольного органа следует:
- «1. По имеющейся у Яндекса информации, в сервисе «Яндекс.Директ» в период с …… по н.в. размещается рекламное объявление с текстом: − «Лучший МРТ-центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин. Один из лучших магнитно-резонансных томографов в городе. Опытнейшие врачи. Звоните!» (далее – «Реклама»).
2. Реклама размещается в рамках договора возмездного оказания услуг № ……… (Приложение № 1 к настоящему ответу), заключённого между Яндексом и …….» (ОГРН: …………..)».
К пояснениям также приложен Договору возмездного оказания услуг № …….. г. 1 (далее – Договор), Дополнительное соглашение ……….., счета, выставленные Яндексом Рекламодателю, акты об оказанных услугах и счета-фактуры.
Согласно ч. 1.1 Договора Яндекс принимает на себя обязательства оказывать, а Агентство обязуется принимать и оплачивать рекламные услуги (далее Услуги»), связанные с размещением в сети Интернет предоставленных Агентством рекламных материалов третьих лиц (Клиентов Агентства) в соответствии с условиями Договора и Приложений к нему, каждое из которых с момента подписания Сторонами является неотъемлемой частью Договора.
Согласно ч. 1.3 Договора, Агентство предоставляет Яндексу для размещения рекламу своих клиентов. Клиенты Агентства не вправе осуществлять права и обязанности Стороны по настоящему Договору, а Яндекс не имеет обязательств перед клиентами Агентства.
В соответствии с ч. 2.2 Договора, предоставляемые Агентством Материалы должны соответствовать нормам требованиям действующего законодательства РФ, а также документу «Общие положения».
В ч. 1.5 Приложения № 1 к Дополнительному соглашения №……… г. к Договору возмездного оказания услуг № ……. г. указано, что расчет стоимости за 30 дней (включая НДС) за размещение Иконки определяется следующим образом - в зависимости от рубрики, к которой относится карточка организации заказчика:
Для рубрик: Спортивная одежда и обувь Детский сад, ясли, Страховая компания, Компьютерный магазин, Звуковое и световое оборудование, Выставочный центр, Эпиляция, Магазин мяса, колбас, Садовый инвентарь и техника, СРЗ-навигаторы, Гостиница, Больница для взрослых, Магазин детской одежды, Спортивный комплекс, Медицинская комиссия, Шиномонтаж, Медцентр, клиника, Магазин табака и курительных принадлежностей, Товары для мобильных телефонов, Специализированная больница, Медицинская реабилитация, Электрои бензоинструмент, Доставка цветов и букетов, Стретчинг, Агентство недвижимости, Выкуп автомобилей, Торговый центр, Шины и диски, Вейпшоп, Магазин бытовой техники, Диагностический центр, Магазин цветов, Магазин электроники, Фитнес-клуб, Товары Для дома, Медицинская лаборатория, Автосервис, автотехцентр, Автосалон Иконка в рубрике для сети 1/2/3/4/5 место в городе = базовая стоимость услуг, указанная в Таблице1 *2.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 - 8 ст. 5 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом, рекламодателем рекламы вышеуказанного содержания является ООО «АДВ-сервис».
На основании изложенного, в действиях ООО «АДВ-сервис» при распространении 21.07.2023 г. в сервисе «Яндекс Директ» на странице «Яндекс Почта» в виде всплывающего баннера недостоверной рекламы следующего содержания: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.», перенаправляющей на интернет-страницу: «………….», усматриваются признаки нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку в рассматриваемой рекламе присутствует информация сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени, при этом объективное подтверждение с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, отсутствует.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922,
ОПРЕДЕЛИЛ:
- Возбудить производство по делу № 023/05/5-4081/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
- Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО «АДВ-сервис» (196006, г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, д. 16, литера П, пом. 4,6, ОГРН: 1177847285967, ИНН: 7810704382, КПП: 781001001).
- Назначить дело к рассмотрению на 14.09.2023 г. в 11 часов 30 минут по адресу: г. Краснодар, ул. ул. Старокубанская, 116а, 4 этаж, каб. 410.
- ООО «АДВ-сервис» представить в Краснодарское УФАС России (предварительно направить по электронной почте: to23@fas.gov.ru, указав в теме исходящий номер настоящего документа) в срок до 07.09.2023 г. надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов:
- письменные объяснения по существу предъявляемых претензий с приложением документального подтверждения доводов.
Пояснения и документы направляются на электронную почту to23@fas.gov.ru, с последующим направлением по почте России.
Рассмотрение дела может быть проведено с помощью системы видеоконференцсвязи. В случае принятия решения о проведении в режиме видеоконференцсвязи необходимо сообщить о таком решении за 3 рабочих дня до рассмотрения дела.
Заместитель председателя Комиссии ……………