Решение б/н РЕШЕНИЕ № 25/2015 от 27 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

ОАО «Газпром газораспределение Краснодар»

__________________________

ул. Строителей, 23,

г. Краснодар, 350000

 

Заявитель:

<…>

___________________

<…>

 

Лицо, содействующее рассмотрению дела:

Региональная энергетическая Комиссия –

Департамент цен и тарифов Краснодарского края

__________________

ул. Красная, 22,

г. Краснодар, 350063

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                                              г. Краснодар

 

Резолютивная часть решения объявлена 27.04.2015

Полный текст решения изготовлен 28.04.2015

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

            <…> – зам. руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,

члены комиссии:

            <…> – заместитель начальника отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,

            <…> – главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,        

рассмотрев дело № 25/2015 по признакам нарушения ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» (350000, г. Краснодар, ул. Строителей, 23) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Краснодарское УФАС России (далее - Управление) поступило обращение <…> на действия ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» (далее - ГРО), выразившиеся в несоблюдении порядка направления проекта договора о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения № 20-03/ТФ178/14-104/14, установленного Правилами № 1314.

04.09.2014 <…> в адрес ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» направлен запрос № 677 о выдаче технических условий на подключение к газораспределительной сети жилого дома, расположенного по адресу: <…> (далее - Объект).

Письмом от 09.09.2014 № 04-12-07/154 ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» в адрес <…> направлен ответ с отказом в выдаче технических условий, ввиду отсутствия технической возможности подключения, а именно отсутствие распределительного газопровода низкого давления dy 80 мм по ул. Южной от места врезки в распределительный надземный газопровод низкого давления dy 100 мм, проложенный по ул. Центральной в районе земельного участка № 28 до границы земельного участка <…>, в соответствии со схемой газоснабжения.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, установлен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения № 1314). 

Пунктами 14 и 25 Правил № 1314 определены основания для отказа заявителю в выдаче технических условий и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям газораспределения, соответственно.

Согласно пункту 14 Правил № 1314, основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения) без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Пунктом 6 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 № 101-э/3, зарегистрированных в Министерстве юстиции 05.06.2014 за № 32591 (далее – Методические указания), четко установлено, в каких случаях, при поступлении соответствующих заявок от ГРО, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждается плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы.

Учитывая положения вышеизложенных пунктов нормативно правовых актов, необходимость «строительства распределительного газопровода низкого давления диаметром 80 мм по ул. Южной, от места врезки в распределительный надземный газопровод низкого давления dy 100 мм, проложенный по ул. Центральной в районе земельного участка № 28 до границы земельного участка <…>, в соответствии со схемой газоснабжения 160 метров», не является основанием для отказа заявителю в выдаче технических условий на подключение Объекта, и предложений ему строительства указанного газопровода по индивидуальному проекту.

На основании п. 74 Правил подключения № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении.

В абзаце 4 пункта 2 Правил подключения № 1314 указано, что исполнителем является  газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Постановлением Федеральной энергетической Комиссии Российской Федерации (в настоящее время ФСТ России) от 14.11.1997 №121/1 (с учетом изм., внесенными Постановлением ФЭК РФ от 24.03.2000 №15/6) ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» (ранее - ОАО «Краснодаркрайгаз») включено в реестр субъектов естественных монополий «Транспортировка природного газа по трубопроводам» за  регистрационным номером 23.2.3.

В соответствии с абзацем 4 п. 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998, газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

Выдача технических условий представляет собой обязательный элемент договорного механизма подключения объекта к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно Правилам подключения № 1314 на ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» возложены обязательства по выдаче технических условий и заключения договора на подключение объектов газопотребления и газораспределения.

Указанное свидетельствует, что механизм выдачи технических условий и заключения договора о подключении к сетям газораспределения является необходимым элементом для последующего осуществления действий по получению услуги по транспортировке газа.

Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа в пределах присоединенных и эксплуатируемых газораспределительных сетей, в географических границах МО г. Новороссийск, с долей 100%.

На основании вышеизложенного в действиях ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несоблюдении порядка направления проекта договора о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения № 20-03/ТФ178/14-104/14, установленного Правилами № 1314.

Приказом от 17.02.2015 № 41 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» возбуждено дело № 25/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 25/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 24.04.2015, назначена дата рассмотрения дела – 30.03.2015.

30.03.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии;  представитель ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» - <…> (удостоверение); <…> (удостоверение),  <…> (доверенность <…>); представители РЭК-ДЦиТ КК – <…> (доверенность); <…> (доверенность); <…> (доверенность); <…>

30.03.2015 на заседании Комиссии по делу № 25/2015 в действиях ОАО «Газпром газораспределение Краснодар», выразившихся в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение Объекта <…>, путем нарушения порядка заключения договора, предусмотренного п. 14, 38,74 Правил № 1314, установлены признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», результатом которого является ущемление интересов <…>.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 3 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение о выдаче ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» предупреждения о прекращении действия, которые содержат признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем  Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела  № 25/2015. Датой рассмотрения назначено 27.04.2015.

27.04.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии.

 ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» - отсутствовало, уведомлено надлежащим образом,  РЭК-ДЦиТ КК отсутствовал, уведомлен надлежащим образом, <…> – отсутствовал, уведомлен надлежащим образом.

 

Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 25.2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.

 

04.09.2014 <…> в адрес ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» направлен запрос № 677 о выдаче технических условий на подключение к газораспределительной сети жилого дома, расположенного по адресу: <…> (далее - Объект).

Письмом от 09.09.2014 № 04-12-07/154 ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» в адрес <…> направлен ответ с отказом в выдаче технических условий, ввиду отсутствия технической возможности подключения, а именно отсутствие распределительного газопровода низкого давления dy 80 мм по ул. Южной от места врезки в распределительный надземный газопровод низкого давления dy 100 мм, проложенный по ул. Центральной в районе земельного участка № 28 до границы земельного участка <…>, в соответствии со схемой газоснабжения.

Также в указанном письме ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» указало на право заявителя обратиться в адрес ГРО с подтверждением готовности осуществить подключение Объекта по индивидуальному проекту, с возмещением расходов, связанных с осуществлением мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности подключения к сети газораспределения.

10.09.2014 <…> в адрес ГРО направлена заявка № 679 о подключении (технологическом присоединении) Объекта капитального строительства к сети газораспределения по индивидуальному проекту.

На основании указанной заявки в адрес <…> направлен договор № 20-03/ТФ178/14-104/14 о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения по индивидуальному проекту, с предварительным размером платы за подключение 1657882 руб. 91 коп, в т.ч. НДС 252 897 руб. 39 коп.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, установлен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения № 1314). 

Пунктами 14 и 25 Правил № 1314 определены основания для отказа заявителю в выдаче технических условий и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям газораспределения, соответственно.

Согласно пункту 14 Правил № 1314, основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения) без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Пунктом 6 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 № 101-э/3, зарегистрированных в Министерстве юстиции 05.06.2014 за № 32591 (далее – Методические указания), четко установлено, в каких случаях, при поступлении соответствующих заявок от ГРО, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждается плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы:

- при присоединении газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 Мпа;

- если лицо, подавшее заявку на подключение (технологическое присоединение), письменно подтверждает готовность компенсировать расходы ГРО, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления технологического присоединения, в случае, если такие расходы не были включены в инвестиционные программы ГРО;

- если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают проведение лесоустроительных работ, проведение врезки в газопроводы диаметром не менее 250 мм под давлением не менее 0,3 МПа; переходы через водные преграды; прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения; прокладку газопровода по болотам 3-го типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.

Учитывая положения вышеизложенных пунктов нормативно правовых актов, необходимость «строительства распределительного газопровода низкого давления диаметром 80 мм по ул. Южной, от места врезки в распределительный надземный газопровод низкого давления dy 100 мм, проложенный по ул. Центральной в районе земельного участка № 28 до границы земельного участка <…>, в соответствии со схемой газоснабжения 160 метров», не является основанием для отказа заявителю в выдаче технических условий на подключение Объекта и предложения строительства указанного газопровода по индивидуальному проекту.

С учетом технических характеристик проектируемого к строительству распределительного газопровода низкого давления (Ду 80 мм, протяженностью от места врезки до границы земельного участка более 150 метров), врезка которого планируется в газопровод с достаточной пропускной способностью газа, не ущемляющих интересы других потребителей (отказ не основан на необходимости проведения мероприятий по ликвидации дефицита мощности), расчет платы за присоединение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования заявителя к сетям газораспределения  должен определяться в соответствии со стандартизированными тарифными ставками, утвержденными приказом РЭК-департамента от 30.12.2014 № 24/2014-газ «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения на территории Краснодарского края».

В соответствии с п. 38 Правил подключения № 1314 при получении исполнителем заявки о подключении (технологическом присоединении) без предварительной выдачи технических условий от заявителя с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 300 куб. метров, которым ранее не выдавались технические условия, исполнителем в порядке, установленном разделом II настоящих Правил, выдаются технические условия, содержащие информацию, указанную в пунктах 28 и 37 настоящих Правил, и направляется в порядке, установленном разделом VI настоящих Правил, проект договора о подключении.

На основании п. 74 Правил подключения № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении.

В случае если заявителю ранее выдавались технические условия, вместе с проектом договора о подключении ему направляются технические условия, дополненные информацией, указанной в пункте 37 настоящих Правил.

Договор о подключении заключается в письменной форме в 2-х экземплярах по одному для каждой из сторон.

Согласно пункту 14 Правил 1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей.

Согласно приказу РЭК-ДЦиТ КК от 30.12.2014 № 24/2014-газ утверждены стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения на территории Краснодарского края.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На основании вышеизложенного Комиссия Краснодарского УФАС России по делу № 25/2015 в действиях (бездействии) ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» установлены признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонения от заключения договора на технологическое присоединение Объекта <…> путем нарушения порядка заключения договора, предусмотренного п. 14, 38,74 Правил № 1314, результатом которого является ущемление интересов <…>.

 Федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 06.12.2011 № 401-ФЗ нормы Федерального закона «О защите конкуренции» были дополнены ст. 39.1.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» были дополнены, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В целях пресечения действий (бездействия) ОАО «Газпром газораспределение Краснодар», ущемляющих интересы Заявителя, Комиссия Краснодарского УФАС России на основании ч. 1 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рамках дела № 25/2015 выдала ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» предупреждение в письменной форме (исх. от 01.04.2015 № 5866/6) о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции». В срок до 24.04.2015 сообщить в Краснодарское УФАС России о выполнении настоящего предупреждения.

В указанный срок ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» письмом от 14.04.2015 № АД-01/4-20-19/1944 (вх. в Управление от 16.04.2015 № 4225) представило сведения об исполнении вышеуказанного предупреждения, а именно: договор о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения№ 20-03/ТФ178/14-104/14 и технические условия, а также копию почтовой квитанции, подтверждающей факт направления в адрес <…> указанного проекта договора и технических условий.

На заседании 27.04.2015 Комиссией по делу № 25/2015 вышеуказанные сведения рассмотрены  и установлено, что предупреждение от от 01.04.2015 № 5866/6 исполнено в полном объеме и в установленный срок.

На основании вышеизложенного, в действиях ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» отсутствует нарушение п. 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем, Комиссия, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 3 ст. 41, п. 2 ч. 2 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Прекратить рассмотрение дела № 25/2015 ввиду отсутствия нарушения п. 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Газпром газораспределение Краснодар», ввиду исполнения предупреждения от 01.04.2015 № 5866/6 в полном объеме и в установленный срок.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                         <…>

<…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны