Решение №023/06/54.3-1716/2020 023/06/54.3-1716/2020 от 8 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 581/2020-КС

по делу № 023/06/54.3-1716/2020 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 

08 апреля 2020 года                                                                                       г. Краснодар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Велариум» (далее – Заявитель) на действия управления капитального строительства администрации МО г.-к. Анапа (далее – Заказчик) при проведении управлением закупок администрации МО г.-к. Анапа открытого конкурса в электронной форме: «Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Главная канализационная станция и коллектор № 22 по ул. Северной г. Анапа"» (извещение № 0318300537420000149) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения конкурсной документации. Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием противоречит требованиям п. 11) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Инструкция по заполнению заявки конкурсной документации не содержит правила описания заявки на участие в торгах в соответствии с графами, содержащимися в Описании объекта закупки. Заказчиком нарушены сроки внесения изменений в конкурсной документации. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.      

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – управлением закупок администрации МО г.-к. Анапа проводился конкурс с ограниченным участием в электронной форме: «Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Главная канализационная станция и коллектор № 22 по ул. Северной г. Анапа"» (извещение № 0318300537420000149).  

Заказчик - управление капитального строительства администрации МО г.-к. Анапа.    

Начальная (максимальная) цена контракта – 25 000 000,00 рублей.  

         Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

         Ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Правила).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013г. №1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).

Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В пп б) п. 4 Правил указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам.

В Разделе 10 «Критерии оценки заявок участников закупки, показатели таких критериев и величины их значимостей» конкурсной документации Заказчиком установлено:

№ п/п

Наименование критерия оценки

Значимость критерия оценки, %

Коэффициент значимостей

1

Цена контракта

60

0,6

2

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

40

0,4

Совокупная значимость критериев

100

 

        Критерий: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

Применяемые показатели данного критерия:

2.1. Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера

Шкала оценки   показателя (баллы): 100 баллов

Значимость показателя 50%

Наличие у Участника Конкурса опыта (1 и более) исполненных бюджетных контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ на проектно-изыскательские работы в условиях строительства в районах с высокой сейсмической активностью за период не ранее 3 (трех) календарных лет до даты объявления настоящего конкурса, без применения штрафных санкций (пеней, неустоек) по такому контракту (договору) в отношении участника настоящего конкурса, результатом которых является проектно-сметная документация, получившая положительные заключения государственной экспертизы. При этом цена такого бюджетного контракта (договора) должна быть не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в настоящей конкурсной документации. Подтверждается копиями полностью выполненных контрактов (договоров), копиями актов сдачи - приёмки выполненных работ, положительными заключениями государственных экспертиз, заверенными уполномоченными лицами участника конкурса. При оценке учитываются только бюджетные контракты (договоры), информация о наличии которых содержится в Реестре контрактов, размещенном в Единой информационной системе (zakupki.gov.ru) (далее – Реестр), по которым участник выступает в качестве исполнителя (подрядчика, генерального подрядчика) на выполнение аналогичных проектно-изыскательских работ. Бюджетные контракты (договоры), по которым участник выступает в качестве субподрядчика, не учитываются, вне зависимости, указано ли это в контракте (договоре) прямо, посредством упоминания участника как субподрядчика, или вытекает из его содержания.

 

Не соответствие требованиям данного показателя- 0 баллов;

Соответствие требованиям данного показателя-   100 баллов

 

2.2. Показатель «Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки» - значимость показателя 50%.

 

Шкала оценки   показателя (баллы): 100 баллов

Значимость показателя 50 %

Наименование показателя критерия

Предложения участников по показателю критерия:

Количество баллов:

Описание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки

Описание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки отсутствует

0 баллов

Описание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки выполнено (раскрыто) в объеме технического задания. Документация содержит изображения из Интернет-ресурсов. Отсутствуют эскизные решения или описательная часть проектных решений.

10 баллов

Описание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки выполнено, имеются профессионально подготовленные схемы, чертежи, презентации, представлена подробная описательная часть.

100 баллов

Не соответствие требованиям данного показателя- 0 баллов.

          

         Таким образом, в конкурсной документации критерий «Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки» является показателем критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

          При этом, постановление Правительства №1085 определяет «Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки», как самостоятельный критерий, а не показатель критерия.

         Кроме того, описание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки содержатся в Описании объекта закупки, разработанном Заказчиком, в строгом соответствии с которым исполнитель обязан выполнить работы.

Таким образом, установленные Заказчиком критерии не соответствуют положениям ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе и постановления Правительства № 1085.

 

В п. 2) ч. 3 ст. 54.2 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме установлены требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ-44 к лицам, осуществляющим поставку товаров, являющихся объектом закупки и перечень предоставляемых документов (или копий таких документов): Наличие членства в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, за исключением лиц, указанных в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (выписка или ее копия) 2. Установлены единые требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 44-ФЗ ( п. 8 части 1 статьи 31 44-ФЗ требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности установлено, только если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма).

В соответствии с п. 3) ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

 В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе обусловлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В Информационной карте конкурсной документации указано:

19

Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 № 44-ФЗ

Требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ-44 к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, и перечень предоставляемых документов (или копий таких документов): Наличие членства в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, за исключением лиц, указанных в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (выписка или копия выписки).

 

 

45

Если позиция 19 содержит требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки

Наличие членства в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, за исключением лиц, указанных в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (выписка или копия выписки).

 

 Согласно ч.5.2 ст.48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. В соответствии с ч.1 ст.47 Градостроительного Кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Согласно разъяснениям Минфина России в письме от 21.02.2018 № 24-02-03/11100 «О требовании о наличии лицензии в отношении работ, не являющихся самостоятельным объектом закупки; о действиях заказчика при отсутствии лицензии во второй части заявки на участие в ЭА», п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.

В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.

Аналогичная позиция Центрального аппарата ФАС России изложена в письме от 26 июня 2018 г. № АГ/47983/18, в котором указано в случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе выполнению инженерных изысканий, целесообразно устанавливать требования к участнику закупки о наличии СРО в области архитектурно-строительного проектирования.

Минфин России обращает внимание, что в случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.

         Таким образом, установленные в конкурсной документации требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования противоречат положениям Закона о контрактной системе. 

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать жалобу ООО «Велариум» обоснованной.  

2. Признать в действиях Заказчика – управления капитального строительства администрации МО г.-к. Анапа нарушение п. 8) ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

3.  Уполномоченному органу - управлению закупок администрации МО г.-к. Анапа (конкурсной комиссии), Заказчику - управлению капитального строительства администрации МО г.-к. Анапа выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе. 

5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 199

по делу № 023/06/54.3-1716/2020 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

08 апреля 2020 года                                                                                    г. Краснодар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) на основании своего решения от 08.04.2020 г. по делу № 023/06/54.3-1716/2020, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Велариум» на действия управления капитального строительства администрации МО г.-к. Анапа при проведении управлением закупок администрации МО г.-к. Анапа открытого конкурса в электронной форме: «Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Главная канализационная станция и коллектор № 22 по ул. Северной г. Анапа"» (извещение № 0318300537420000149) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:

          1. Уполномоченному органу - управлению закупок администрации МО г.-к. Анапа (конкурсной комиссии), Заказчику - управлению капитального строительства администрации МО г.-к. Анапа устранить нарушение п. 8) ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе:

-  отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки;

- внести изменения в документацию открытого конкурса в электронной форме в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 08.04.2020 по делу № 023/06/54.3-1716/2020 и разместить на официальном сайте;

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, дату рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, дату подачи окончательных предложений, дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;

- оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки об отмене протоколов и о возможности подать новые заявки. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявки на участие в торгах.

2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ми рабочих дней со дня размещения в ЕИС.

3. В срок до 06.05.2020 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

           В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны