Решение (комиссия) №10709/24 Решение по делу №023/07/3-1641/2024 (ООО ИСРА АГРО) от 16 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель: ООО «ИСРА АГРО»

Заказчик: АО «Автономная теплоэнергетическая компания»

Оператор электронной площадки: ООО «Электронный торги России

РЕШЕНИЕ

по делу №023/07/3-1641/2024 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11 апреля 2024 года                                                                           г. Краснодар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее — Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов №2 (далее – Комиссия) в составе:

председатель комиссии:

....

члены Комиссии:

....

с участием посредством видеоконференцсвязи представителя акционерного общества «Автономная теплоэнергетическая компания» (далее - АО «АТЭК») .... по доверенности 

и представителя общества с ограниченной ответственностью «ИСРА АГРО» (далее — ООО «ИСРА АГРО») по доверенности ...,

в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы представителя оператора электронной площадки общества с ограниченной ответственностью «Электронный торги России»;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИСРА АГРО» (вх. ...) на действия (бездействие) заказчика — акционерного общества «Автономная теплоэнергетическая компания» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право выполнения работ по объекту: «Проектирование и монтаж узлов учёта расхода тепловой энергии на отопление, горячее и холодное водоснабжение в котельных, ЦТП, ТП и НС в г. Новороссийск» (Диспетчеризация 4-х зон теплоснабжения г. Новороссийск р. «Южный» для нужд филиала АО «АТЭК» «НТС») (извещение № 32413419233 от 22.03.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

Комиссией Краснодарского УФАС России рассмотрена жалоба общества с ограниченной ответственностью «ИСРА АГРО» (вх. ....) на действия (бездействие) заказчика — акционерного общества «Автономная теплоэнергетическая компания» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право выполнения работ по объекту: «Проектирование и монтаж узлов учёта расхода тепловой энергии на отопление, горячее и холодное водоснабжение в котельных, ЦТП, ТП и НС в г. Новороссийск» (Диспетчеризация 4-х зон теплоснабжения г. Новороссийск р. «Южный» для нужд филиала АО «АТЭК» «НТС») (извещение № 32413419233 от 22.03.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи (далее — ВКС) 11 апреля 2024 года в 10 часов 30 минут по мск.

Согласно доводам жалобы:

1. заказчик указал на необходимость при проектировании и проведении монтажных работ использовать оборудование ООО «КТЭ» марки Взлет и «Лидер-М», тем самым нарушил пункт 3 части 6.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. От 04.08.2023) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках);

2. заказчиком установлены в закупочной документации в рамках одной закупки два вида работ: проектирование, на которое требуется допуск СРО, и производство монтажных работ, на которые допуск СРО не требуется. Проектирование, на которое требуется членство в СРО составляет максимум 10% от общей стоимости объединенных работ с монтажом, что при разделении закупки на этапы и определении цены составило бы сумму договора на проектирование не более 25 000 000 рублей, что относится к 1 уровню ответственности членства СРО, Таким образом, по мнению Заявителя, неправомерные действия Заказчика ограничивают круг участников конкурентной закупки. Кроме того, в документации установлен запрет на передачу проектной организацией документации третьим лицам, что фактически лишает потенциального поставщика без допуска СРО на проектирование принять участие в данной закупке, а также права привлечь в качестве соисполнителя проектную организацию;

3. заказчик установил требование о том, что перед выполнением всех видов работ Подрядчик должен получить технические условия на проектирование и монтаж узла учета расхода холодного водоснабжения в помещениях котельных, в то время как действующее законодательство предполагает получение технических условий абонентом или транзитной организацией;

4. заказчик установил требование о том, что узлы учета расхода тепловой энергии должны быть смонтированы на выводе из котельной, на вводе в ЦТП, ТП, НС, что является необоснованным и несоответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1034, в соответствии с которыми приборы учета устанавливаются на границе балансовой принадлежности;

5. заказчик установил неисполнимые требования о необходимости проведения монтажных работ средств измерений имеющих сертификат Ростехнадзора.

Заказчик возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «АТЭК», утвержденный Решением Совета директоров АО «АТЭК», протокол заседания Совета директоров от «26» сентября 2022 г. № б/н (далее – Положение о закупке).

22 марта 2024 года Заказчиком на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32413419233 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право выполнения работ по объекту: «Проектирование и монтаж узлов учёта расхода тепловой энергии на отопление, горячее и холодное водоснабжение в котельных, ЦТП, ТП и НС в г. Новороссийск» (Диспетчеризация 4-х зон теплоснабжения г. Новороссийск р. «Южный» для нужд филиала АО «АТЭК» «НТС»).

В соответствии с извещением № 32413419233 об осуществлении закупки, документацией о закупке:

дата начала срока подачи заявок - 22 марта 2024 г.;

дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 05 апреля 2024 г. 10 часов 00 минут;

дата подведения итогов - 12 апреля 2024 г.;

начальная цена - 33 956 512 руб. 00 коп.

1. Согласно доводам жалобы, заказчик указал на необходимость при проектировании и проведении монтажных работ использовать оборудование ООО «КТЭ» марки Взлет и «Лидер-М», тем самым нарушил пункт 3 части 6.1 Закона о закупках не имея на то законных оснований, чем в свою очередь необоснованно ограничивает количество участников закупки.

По мнению Заказчика, поставка эквивалентного товара невозможна по причине учтённого опыта эксплуатации и интегрирования в единый информационный комплекс.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что Заказчиком опубликовано извещение № 32413419233. Согласно пункта 6 части 2 технического задания Документации (приложение №2) Заказчик установил требование к проектируемому оборудованию, указав что учитывая опыт эксплуатации и интегрирования в единый информационный комплекс, принять преобразователи расхода Взлет (тип соединения фланцевый) компании Теплоком с комплектом термопреобразователей сопротивления, с датчиком давления 1,6 МПа и с тепловычислителями.

Согласно пункта 7 части 2 технического задания Документации (приложение №2) Заказчик обязан предусмотреть оборудование дистанционного съема показаний — модем IRZ RL21.В с антенной IRZ AG11, кабельный преобразователь типа RS-232, роутер, антенна Лидер-М и блок питания для роутера, UTP-кабель для подключения роутеров и кабельный преобразователь типа RS-232.

Пункт 8 части 2 технического задания Документации (приложение №2) определяет, что датчик по расходу — Взлет, должен иметь устройство, позволяющее провести пломбирование.

В соответствии с пунктом 10 части 2 технического задания Документации (приложение №2) Подрядчик должен предусмотреть установку и подключение GPRS - модема типа IRZ RL21.В с антенной IRZ AG11 и кабельным преобразователем типа RS-232, роутера в комплекте с антеной Лидер-М и блока питания, UTP-кабель для подключения роутера и кабельный преобразователь типа RS-232 на узлы учета. Обеспечить связь модемов с сервером «ЛЭРС УЧЕТ» ООО «КТЭ».

Согласно пункта 3.1 части 3 «Основные требования к строительно-монтажным работам» технического задания Документации (приложение №2) Подрядчик выполняет установку узлов учета из собственных материалов.

В соответствии с пунктом 12 части 3 технического задания Документации (приложение №2) Подрядчик принимает на себя обязанность обеспечения объекта материалами и оборудованием в соответствии с технической документацией.

Аналогичные требования содержатся в проекте договора подряда на проектирование и строительство.

Таким образом, согласно условиям Документации подрядчику надлежит смонтировать оборудование конкретных товарных марок (ООО «КТЭ» марки Взлет и «Лидер-М» модем IRZ RL21.В с антенной IRZ AG11, кабельный преобразователь типа RS-232, роутер, антенна Лидер-М и блок питания для роутера, UTP-кабель для подключения роутеров и кабельный преобразователь типа RS-232). При этом указанное оборудование приобретается подрядчиком самостоятельно.

В соответствии со статьей 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

В соответствии частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупки предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального договора;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Таким образом, статья 3 Закона о закупках содержит перечень случаев, когда заказчик имеет право установить требования к товару конкретного производителя без возможности поставки эквивалентной продукции, в том числе в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

При этом следует отметить, что в каждом конкретном случае заказчику необходимо иметь документальное подтверждение «необходимости обеспечения совместимости» и/или «обеспечения взаимодействия с уже используемыми товарами».

В ходе рассмотрения жалобы ООО «ИСРА АГРО» Заказчик пояснил, что требования к конкретному производителю товара установлены в связи с опытом использования и технической политикой АО «АТЭК».

Вместе с тем, из анализа представленных материалов (закупочная документация, техническая политика АО «АТЭК») невозможно сделать вывод о какой-либо совместимости закупаемых преобразователей расхода Взлет (тип соединения фланцевый) компании Теплоком, а также иного оборудования, которое будет смонтировано согласно требованиям документации (модем IRZ RL21.В с антенной IRZ AG11, кабельный преобразователь типа RS-232, роутер, антенна Лидер-М и блок питания для роутера, UTP-кабель для подключения роутеров и кабельный преобразователь типа RS-232) с конкретными товарными марками, уже используемыми товарами Заказчиком.

Дополнительных документов, подтверждающих необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком (наличие соответствующего оборудования, программного обеспечения и т.д.), Заказчик в рамках рассмотрения жалобы не представил.

Таким образом, заказчик в нарушение требований пункта 2 части 1 и части 6.1 Закона о закупках безосновательно отдал предпочтение товарам конкретных товарных марок перед другими эквивалентными товарами, поставив производителей и поставщиков данных товаров в преимущественное положение по сравнению с производителями и поставщиками взаимозаменяемых товаров.

На основании вышеизложенного, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о том, что довод жалобы Заявителя о неправомерности действий заказчика в части установления требования поставки оборудования конкретных товарных марок (ООО «КТЭ» марки Взлет и «Лидер-М» модем IRZ RL21.В с антенной IRZ AG11, кабельный преобразователь типа RS-232, роутер, антенна Лидер-М и блок питания для роутера, UTP-кабель для подключения роутеров и кабельный преобразователь типа RS-232) обоснован.

2. Согласно доводам жалобы, заказчиком установлены в закупочной документации в рамках одной закупки два вида работ: проектирование, на которое требуется допуск СРО, и производство монтажных работ на которые допуск СРО не требуется. Проектирование, на которое требуется членство в СРО составляет максимум 10% от общей стоимости объединенных работ с монтажом, что при разделении закупки на этапы и определении цены составило бы сумму договора на проектирование не более 25 000 000 рублей, что относится к 1 уровню ответственности членства СРО, Таким образом, по мнению Заявителя, неправомерные действия Заказчика ограничивают круг участников конкурентной закупки. Кроме того, в документации установлен запрет на передачу проектной организацией документации третьим лицам, что фактически лишает потенциального поставщика, без доступа СРО на проектирование принять участие в данной закупке, а также права привлечь в качестве соисполнителя проектную организацию;

Согласно частям 2 и 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства необходимо только индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, осуществляющему работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, стоимость которых превышает 10 000 000 (десять миллионов) рублей, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, за исключением лиц, указанных в части 2.2 указанной статьи.

Кроме этого частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ установлена обязанность членства в саморегулируемой организации лиц, являющихся застройщиками, но лишь в случае самостоятельного выполнения ими работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, и для юридических лиц, выполняющих на основании договора функции застройщика т.е. техническим заказчикам.

Согласно требованиям части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации только при выполнении работ по договорам о строительстве, реконструкции и капитальному ремонту, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором необходимо обязательное членство индивидуальных предпринимателей или юридических лиц в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Выполнение таких работ по таким договорам должно обеспечиваться специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

Таким образом, при выполнении работ по монтажу оборудования и пусконаладочных работ, в том числе по договорам субподряда, членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства индивидуального предпринимателя или юридического лица, с которым заключается договор на выполнение работ, не требуется.

Согласно письма Минстроя России от 15.01.2020 № 568-ТБ/02 «О работе по договорам о выполнении инженерных изысканий» для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида.

Согласно части 2 статьи 47 и части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами (далее - генподрядчик), которые являются членами саморегулируемых организаций соответственно в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 статьи 48 и частью 2.1 статьи 47 ГрК РФ. Иным лицам (субподрядчикам) членство в саморегулируемых организациях не требуется, в том числе для выполнения работ по инженерным изысканиям.

Договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае в соответствии с частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям, в том числе утверждает результаты инженерных изысканий, и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.

Исключение из общего правила обязательности членства, предусмотренного частью 2 статьи 47 ГрК РФ, для таких договоров Кодексом не установлено.

Кроме того, именно работники генподрядчика согласно части 6 статьи 55.5 и частей 1 и 3 статьи 55.5-1 ГрК РФ могут осуществлять организацию и координацию деятельности исполнителей таких работ.

Ответственность саморегулируемой организации, предусмотренная статьями 60 и 60.1 Кодекса, вытекает только из тех договоров подряда, для выполнения работ по которым требуется членство в такой организации.

Саморегулируемая организация в области архитектурно-строительного проектирования не может нести указанную ответственность по обязательствам своего члена по договору на выполнение инженерных изысканий. Обязательность членства в саморегулируемой организации субподрядчиков, выполняющих инженерные изыскания, ГрК РФ не предусмотрена.

В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Из пункта 2 статьи 47, пункта 5.1 статьи 48, пункта 2 статьи 52 ГрК РФ и подпункта 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что инженерные изыскания, проектные работы, работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту требуют различных свидетельств от саморегулируемых организаций.

Кроме того, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Отсутствие в документации требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником Закупки предложения по исполнению договора.

На основании изложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по необоснованному объединению в один лот Закупки проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

Кроме того, согласно пункта 4.8 части 4 технического задания Документации (приложение №2) Заказчиком установлен запрет на передачу проектной организацией рабочей документации третьим лицам, что фактически лишает потенциального поставщика, без допуска СРО на проектирование принять участие в данной закупке, а также права привлечь в качестве соисполнителя проектную организацию.

На основании вышеизложенного, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком установленного порядка проведения торгов, и неправомерном запрете передачи проектной организацией документации третьим лицам. Доводы заявителя обоснованы.

3. Согласно доводам жалобы, Заказчик необоснованно возложил на Подрядчика обязанность в получении технических условий на проектирование и монтаж узла учета расхода холодного водоснабжения в помещениях котельных.

В частности, подпунктом 1 пункта 2.2 части 2 технического задания Документации (приложение №2) Заказчиком установлено требование, что перед выполнением всех видов работ Подрядчик должен получить технические условия (ТУ) на проектирование и монтаж узла учета расхода холодного водоснабжения в помещениях котельных, ЦТП, ТП и НС в г. Новороссийск, в которых планируется установка УУТЭ.

Между тем, согласно пункта 29 постановления Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 (ред. от 22.05.2020) «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» технические условия на проектирование узла учета выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).

При этом действующее законодательство не возлагает на организации, осуществляющие водоснабжение и (или) водоотведение, обязанности выдавать технические условия иным лицам, в том числе подрядным организациям.

Таким образом, возложение на подрядные организации заведомо невозможной обязанности по получению технических условий на проектирование и монтаж приборов учета не отвечает целям закупочной деятельности Заказчика, указанным в разделе 1.2 Положения о закупках.

На основании вышеизложенного, довод жалобы обоснован.

4. Заявитель полагает, что заказчик установил противоречащее законодательству требование, согласно которому узлы учета расхода тепловой энергии должны быть смонтированы на выводе из котельной, на вводе в ЦТП, ТП, НС.

В частности Заявитель ссылается на положения постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1034, в соответствии с которым приборы учета устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором не определена иная точка учета.

Установлено, что согласно подпункту 4 пункта 2.2 части 2 технического задания Документации (приложение №2) узлы учета расходов тепловой энергии должны быть смонтированы на выводе из котельной, на вводе в ЦТП, ТП, НС в г. Новороссийск» (Диспетчеризация 4-х зон теплоснабжения г. Новороссийск р. «Южный» для нужд филиала АО «АТЭК» «НТС»).

Согласно пункту 5 постановления Правительства № 1034 от 18 ноября 2013 года «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.

Узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.

Заказчик пояснил, что установка части приборов учета осуществляется для внутренних целей АО «АТЭК», не предназначенных для коммерческого учета тепловой энергии, не связанных с расчетами с потребителями.

Таким образом, оценивая указанный довод, комиссия Краснодарского УФАС России обращает внимание на право Заказчика определять предмет закупки исходя из собственных потребностей, в том числе самостоятельно определять места установки приборов учета. При этом в рамках рассмотрения настоящей жалобы на нарушение порядка организации и проведения торгов комиссия Краснодарского УФАС России не вправе давать правовую и техническую оценку соответствия указанных положений Документации законодательству, регламентирующему правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

На основании вышеизложенного, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу, о том что довод жалобы обоснован.

5. Согласно доводу жалобы Заявителя, заказчик установил неисполнимые требования о необходимости проведения монтажных работ средств измерений имеющих сертификат Ростехнадзора.

Вместе с тем, согласно пояснениям представителя Заявителя сертификат Ростехнадзора выдается на объект (котельная) после завершения планируемых монтажных работ, при проведении установки приборов учета, а также на устанавливаемые приборы учета сертификат Ростехнадзора не требуется.

Между тем, согласно приказу Росстандарта от 12 ноября 2018 г. № 2346 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений» (зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2019 № 53732), а также Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1279 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования» предоставление государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений осуществляется Ростандартом.

На основании вышеизложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу, о том что довод жалобы обоснован в части неправомерного установления требований к обязательной сертификации средств измерений в Ростехнадзоре.

На основании вышеизложенного, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком установленного порядка проведения торгов. Доводы жалобы Заявителя обоснованы.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках у заявителя имелись правовые основания для направления настоящей жалобы в антимонопольный орган.

С учетом установленных нарушений, комиссия Краснодарского УФАС России на основании пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИСРА АГРА» на действия (бездействие) заказчика — акционерного общества «Автономная теплоэнергетическая компания» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право выполнения работ по объекту: «Проектирование и монтаж узлов учёта расхода тепловой энергии на отопление, горячее и холодное водоснабжение в котельных, ЦТП, ТП и НС в г. Новороссийск» (Диспетчеризация 4-х зон теплоснабжения г. Новороссийск р. «Южный» для нужд филиала АО «АТЭК» «НТС») (извещение № 32413419233 от 22.03.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru ), обоснованной.

2. Заказчику - акционерному обществу «Автономная теплоэнергетическая компания» выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Краснодарского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ООО "Исра Агро"
ИНН 2308262877, ОГРН 1192375011641
АО Автономная теплоэнергетическая компания
ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420
ООО "ЭТР"
ИНН 9203539274, ОГРН 1159204027509