Решение б/н РЕШЕНИЕ № 262/2012 от 21 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО СК «Росгосстрах»

ул. Парковая, д. 3, г. Люберцы,

Московская область, 140002

 

Филиал ПАО СК «Росгосстрах»

в Краснодарском крае

ул. Красная, д. 184,

г. Краснодар, 350020

 

Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в ЮФО

пр-т Соколова, д. 22 а,

г. Ростов-на-Дону, 344006

 

Российский Союз Автостраховщиков

ул. Люсиновская, д. 27, строение 3,

г. Москва, 115093

 

Некоммерческое партнерство «Организация контроля технического состояния и экспертиз транспортных средств - Техэксперты Кубани»

ул. им. Атарбекова, д. 52, оф. 40, г. Краснодар, 350062

 

Прокуратура Западного округа

города Краснодара

ул. Одесская, д. 1,

г. Краснодар, 350020

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                           

                 г. Краснодар

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 декабря 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено 20 декабря 2016 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) по рассмотрению дела                  № 262/2012 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Оберемок В.В. - заместитель руководителя, начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

Члены комиссии:

Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

Богославский Е.А. - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

Маркелова О.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

в присутствии представителя ПАО СК «Росгосстрах» по доверенности от 22.04.2016 № <…>; представителя НП «Техэксперты Кубани» по доверенности от 12.09.2016 <…>; в отсутствие иных надлежащим образом уведомленных лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело № 262/2012 по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» (после реорганизации в форме присоединения - ПАО СК «Росгосстрах») (место нахождения: 140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в действиях, направленных на получение преимуществ относительно иных участников рынка страховых услуг, посредством выдачи полисов ОСАГО лицам, не имеющим талона технического осмотра заполненного в установленном законом порядке,

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения Краснодарским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства № 128/2012 по признакам нарушения ООО «Росгосстрах», ЗАО «Техосмотр» пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Комиссией в рассматриваемых действиях ООО «Росгосстрах» установлены признаки нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, определением от 03.09.2012 дело по вышеуказанным признакам выделено в отдельное производство.

Приказом Краснодарского УФАС России от 04.09.2012 № 346 возбуждено дело № 262/2012 и определением от 12.09.2012 исх. № 14695/5 рассмотрение дела назначено на 25.10.2012. Указанным определением к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено ООО «Росгосстрах».

В связи с заявленным НП «Организация контроля технического состояния и экспертиз транспортных средств – Техэкспертизы Кубани» ходатайством от 05.10.2012 (вх. № 9223), определением Краснодарского УФАС России от 25.10.2012 исх. № 16722/5 в качестве заинтересованного лица по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 262/2012 привлечено НП «Организация контроля технического состояния и экспертиз транспортных средств – Техэкспертизы Кубани».

Определением Краснодарского УФАС России от 25.10.2012 исх. № 16738/5 рассмотрение дела № 262/2012 приостановлено до момента вынесения ФАС России решения по делу № 1-14/55-12.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» предусмотрены изменения части 3 статьи 40 Закона о защите конкуренции, согласно которым при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства финансовыми организациями, поднадзорными Центральному банку Российской Федерации, в состав комиссии включаются представители Центрального банка Российской Федерации, которые составляют половину членов комиссии.

Учитывая, что Центральный банк Российской Федерации осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций, в том числе субъектов страхового дела, в состав Комиссии необходимо включать представителей Банка России.

В связи с этим приказом Краснодарского УФАС России от 01.08.2016 № 453 утвержден состав Комиссии по рассмотрению дела № 262/2012, соответствующий требованиям антимонопольного законодательства.

Определением Краснодарского УФАС России от 03.08.2016 исх. № 16384/5 рассмотрение дела № 262/2012 возобновлено, рассмотрение назначено на 14.09.2016.

Определением Краснодарского УФАС России от 14.09.2016 исх. № 19811/5 срок рассмотрения дела № 262/2012 продлен до 17.12.2016.

14.09.2016 на заседании Комиссией установлено, что ООО «Росгосстрах» прекратило свою деятельность 31.12.2015 в связи с реорганизацией в форме присоединения к другому юридическому лицу.

В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Данный факт подтвержден копией листа записи ЕГРЮЛ об ООО «Росгосстрах» о внесении 31.12.2015 записи о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения на ГРН 7157748013471; копией листа записи ЕГРЮЛ о внесении 31.12.2015 записи о реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица за ГРН 7157748013482; копией уведомления о снятии ООО «Росгосстрах» с учета в налоговом органе от 31.12.2015; копию решения единственного участника ООО «Росгосстрах» № РЕУ-09/25-01 от 25.09.2015 о реорганизации общества в форме присоединения.

Согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Таким образом, ООО «Росгосстрах» прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к ПАО «Российская государственная страховая компания» к которому перешли все права и обязанности присоединенного юридического лица. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ответчиком изменено наименование на ПАО СК «Росгосстрах». Следовательно, при рассмотрении дела возникла необходимость в привлечении ПАО СК «Росгосстрах» в порядке правопреемства к участию в рассмотрении дела № 262/2012 в качестве ответчика.

Кроме того, при рассмотрении дела № 262/2012 Комиссией установлено, что Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 14 Федерального закона «О защите конкуренции» признана утратившей силу в связи с введением главы 2.1 «Недобросовестная конкуренция», в том числе в Федеральный закон «О защите конкуренции» введена ст. 14.8 «Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции».

Согласно ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 – 14.7 настоящего Федерального закона.

В связи с чем, определением Краснодарского УФАС России от 14.09.2016 исх. № 19812/5 произведена замена ответчика по делу № 262/2012 в связи с реорганизацией ООО «Росгосстрах» в форме присоединения на присоединившее лицо ПАО СК «Росгосстрах» (140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3; ОГРН: 1027739049689; ИНН: 7707067683), рассмотрение дела № 262/2012 отложено на 17.10.2016.

Определением Краснодарского УФАС России от 17.10.2016 исх. № 22359/5 рассмотрение дела № 262/2012 в связи с отсутствием кворума на заседании Комиссии, отложено на 07.12.2016.

Заслушав позиции сторон, изучив имеющиеся в материалах дела документы и сведения, Комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Законом об ОСАГО и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 4 Закона об ОСАГО.

Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров ОСАГО, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

В соответствии со статьей 15 Закона об ОСАГО, а также пунктом 15 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263, действовавших на момент совершения ООО «Росгосстрах» рассматриваемых Комиссией действий (далее - Правила ОСАГО), для заключения договора ОСАГО страхователь представляет страховщику следующие документы:

а) заявление о заключении договора ОСАГО;

б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

е) талон технического осмотра или талон о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 Закона об ОСАГО (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 №170-ФЗ).

Таким образом, законодательством Российской Федерации к перечню условий, выполнение которых обязательно для заключения договора ОСАГО, императивно отнесено предоставление страхователем страховщику талона технического осмотра, подтверждающего соответствие технического состояния транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации.

Соответственно, страховщик заключает со страхователем договор ОСАГО только после получения полного пакета документов, определенного статьей 15 Закона об ОСАГО и пунктом 15 Правил ОСАГО.

Наличие документа, свидетельствующего о прохождении технического осмотра, необходимого для заключения договора ОСАГО, было установлено в качестве требования в связи с реформированием системы проведения технического осмотра в Российской Федерации и принятием Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о техническом осмотре), вступившего в силу 1 января 2012 года.

Названным законом устанавливается порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра.

В связи с внесением изменений Законом о техническом осмотре в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в часть 3 статьи 16 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения), ОСАГО осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Согласно частям 3 и 4 статьи 15 Закона о техническом осмотре процедура технического осмотра должна проводиться до заключения договора ОСАГО.

Таким образом, до вступления в силу 30.07.2012 Федерального закона от 28.07.2012 № 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 130-ФЗ) документом, свидетельствующим о прохождении технического осмотра, являлся талон технического осмотра, который составлялся на основании диагностической карты, подтверждающей отсутствие неисправностей транспортных средств, в соответствии с обязательными требованиям безопасности.

Со дня вступления в силу Закона № 130-ФЗ функции талона технического осмотра стала выполнять диагностическая карта, являющаяся в настоящее время документом, подтверждающим прохождение технического осмотра.

При этом, данные изменения касаются только вида документа, свидетельствующего о прохождении автовладельцем процедуры технического осмотра и не исключают обязанности страховщика по проверке наличия у потенциального страхователя  при оформлении полиса ОСАГО документа, подтверждающего соответствие или несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о техническом осмотре диагностическая карта - документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения
о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами.

Согласно статье 1 Закона о безопасности дорожного движения задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Таким образом, законодательством Российской Федерации, по сути, установлена обязанность страховых организаций по проверке наличия у владельца транспортного средства  документа, подтверждающего надлежащее техническое состояние транспортного средства, до заключения договора ОСАГО.

Соответственно, заключение договора ОСАГО без предъявления страхователем документа, подтверждающего надлежащее техническое состояние транспортного средства, противоречит законодательству Российской Федерации.

Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Действия по несоблюдению процедуры заключения договоров ОСАГО (без фактического прохождения процедуры технического осмотра), по мнению Комиссии, могут быть отнесены к длящемуся нарушению.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации из Постановления от 24 июня 2009 г. № 11-П, если длящееся нарушение антимонопольного законодательства было обнаружено после его окончания (например, после того, как лицо прекратило поддерживать монопольно высокие (низкие) цены или прекратилось действие антиконкурентного соглашения), то срок давности должен течь с момента окончания нарушения, а не его обнаружения.

Аналогичная правовая позиция должна применяться и в отношении длящихся антимонопольных правонарушений, не оконченных на момент их обнаружения. Но в таком случае срок давности должен, напротив, исчисляться с момента обнаружения таких нарушений.

Таким образом, в отношении длящихся антимонопольных правонарушений, не оконченных на момент их обнаружения, срок давности исчисляется с момента обнаружения таких нарушений.

Исходя из материалов дела, действия по несоблюдению процедуры заключения договоров ОСАГО (без фактического прохождения страхователем процедуры технического осмотра) осуществлялись до возбуждения рассматриваемого дела о нарушении антимонопольного законодательства и имели место после возбуждения указанного дела.

Согласно Постановлению от 13 декабря 2011 г. № 11132/11 Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, вынесенному по результатам пересмотра судебных актов арбитражных судов нижестоящих инстанций, нарушение антимонопольного законодательства следует считать обнаруженным с момента издания антимонопольным органом приказа о возбуждении дела и создании комиссии по его рассмотрению.

Приказ Краснодарского УФАС России № 346 «О возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» издан 04.09.2012.

Следовательно, срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 262/2012 истек 04.09.2015.

Рассматриваемые в рамках данного дела действия считаются обнаруженными с момента издания соответствующего приказа.

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства, являющееся предметом рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 262/2012, было обнаружено 04.09.2012, следовательно, срок давности рассмотрения указанного дела истек 04.09.2015.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае если истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 262/2012 в связи с истечением срока давности.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                              В.В. Оберемок

 

Члены Комиссии:                                                                                               О.А. Мурадян

 

                                                                                                                      Е.А. Богославский                                                                                                         

 

                                                                                                                           О.В. Маркелова

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны