Решение б/н Решение № 284/2018 от 4 октября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 284/2018
4 октября 2018 г. г. Краснодар
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела №284/2018 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Дегтярева Р.В. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Сафронова О.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Довлатов А.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело №284/2018 по признакам нарушения департаментом имущественных отношений Краснодарского края (350000, г. Краснодар, Краснодарский край, ул.Гимназическая, д.36) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
в присутствии на заседании представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края – Т.Н.С.;
в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя – М. Н. Л.,
Руководствуясь ст.48.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
Краснодарским УФАС России рассмотрено обращение М.Н.Л. от 12.02.2018 г. № 1372 на действия департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившиеся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами отказе гражданину (не имеющему на момент подачи заявки статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица) от принятия заявления в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 50324 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО «Колос», секция 6, контур 63, кадастровый номер <...> :24:0202000:615.
В ходе рассмотрения обращения Краснодарским УФАС России установлено следующее.
04 июля 2017г. М.Н.Л. обратилась в Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее ДИО КК) с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 50 324 м.кв., расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО «Колос», секция 6, контур 63, кадастровый номер <...> :24:0202000:615.
Основания предоставления земельного участка без проведения торгов ст. 39.17, п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного Кодекса РФ.
Письмом ДИО КК от 25.07.2017г. № 52-24530/17-32-20 М.Н.Л. было отказано в предоставлении земельного участка в аренду без торгов на основании пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ.
В ходе рассмотрения обращения М. H.JI. установлено, что согласно информации, размещенной на официальном сайте федеральной налоговой службы о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, М.H.Л. не зарегистрирована в статусе индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Отказ мотивирован тем, что земельные участки сельскохозяйственного назначения для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться только фермерским хозяйством.
Таким образом, согласно доводам департамента имущественных отношений Краснодарского края, так как Заявитель не является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, он не имеет права на подачу заявки в предоставлении в аренду земельного участка.
Между тем, согласно части 4 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации (устанавливающей особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности) граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации не только не ограничивает, но прямо предусматривает право граждан на участие в аукционах на право заключения договоров аренды земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Кроме того, согласно части 9 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи, в которой установлено, что участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Из указанных положений в их совокупности следует, что лицами, которые заинтересованы в получении земельного участка в собственность или в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, являются граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, при этом законодателем не установлено такого требования к гражданину как его регистрация в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не указывает, что заявления могут быть поданы только гражданами, создавшими крестьянские (фермерские) хозяйства, а наоборот предусматривает право граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств в равной мере претендовать на предоставление земельного участка для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данный вывод подтверждается судебной практикой – Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 05.06.2017 по делу № А54-1257/2016.
Граждане имеют законные основания после получения земельного участка или победы в проводимых аукционах получить статус предпринимателя и главы КФХ и приступить к освоению земельных участков с видом разрешенного использования «питомники по выращиванию зеленых насаждений».
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В действиях департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившихся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами отказе гражданину (не имеющему на момент подачи заявки статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица) от принятия заявления в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 50324 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО «Колос», секция 6, контур 63, кадастровый номер <...> :24:0202000:615, установлено нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Председатель Комиссии: Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: О.А. Сафронова
А.Н. Довлатов