Решение б/н РЕШЕНИЕ № 285/2015 от 29 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заявитель:

Прокуратура Краснодарского края

____________________

Ул.Советская,39,д.71,

г.Краснодар,350000

 

Ответчик:

 

Министерство сельского хозяйства

 и перерабатывающей промышленности

Краснодарского края

_____________________________

ул.Рашпилевская,36, г.Краснодар,350063

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 09.03.2016 г.

Полный текст решения изготовлен 23.03.2016 г.

 

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            Председателя Комиссии:

            Дегтяревой Р.В.- руководителя управления;

            Членов комиссии:

            Крамаренко Е.В. – начальника отдела контроля органов власти;

            Еременко С.Г. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

             рассмотрев дело № 285/2015 по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ул.Лазурная,68, г.Краснодар,35005150), части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя – Прокуратуры Краснодарского края (почтовое уведомление  в материалах дела), в присутствии представителей Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Ф. И.В. (доверенность №206.03 - 6775/15-05), Ш. Т.В. (доверенность №206.02 – 08/16-05 от 11.01.2026),

 

         УСТАНОВИЛА:

 Краснодарским УФАС России рассмотрены  материалы проверки

прокуратуры Краснодарского края деятельности министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее- Министерство), в действиях Министерства, выразившихся в принятии приказа от 07.10.2014 № 435, утверждающего ставки субсидий, распределяемых между сельскохозяйственными товаропроизводителями непропорционально, установлены признаки  нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

       Приказом №418 от 20.08.2015 возбуждено дело №285/2105 в отношении Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.

       Определением от 04.09.2015 рассмотрение дела  назначено на 20.10.2015 в 14-00.

      Определением от 20.10.2015 рассмотрение дела отложено на 24.11.2015 в 14-30.

      Определением от 24.11.2015 рассмотрение дела отложено на 25.01.2016 в 15-30.

       Определением от 24.11.2015 рассмотрение дела продлено до 24.02.2016.

       Определением от 25.01.2016 рассмотрение дела отложено на 09.03.2016 в 15-00.

        Определением от 25.01.2016 рассмотрение дела продлено до 25.06.2016.

 

          В ходе рассмотрения дела №285/2015 установлено следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 №1257 (ред. от 27.01.2015) «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства" утверждены «Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства» (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку племенного животноводства, в том числе племенного крупного рогатого скота мясного направления, осуществляемую в форме предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан,  ведущих личное подсобное хозяйство (далее – сельскохозяйственные товаропроизводители), средств на поддержку племенного животноводства, в том числе племенного крупного рогатого скота мясного направления (далее соответственно - средства на поддержку племенного животноводства, государственная и (или) муниципальные программы), по следующим направлениям:

а) поддержка племенного животноводства, в том числе:

содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, кроме племенного крупного рогатого скота мясного направления;

содержание племенных быков-производителей молочного направления старше 16 месяцев, проверенных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества (далее - племенные быки-производители молочного направления);

приобретение (в том числе по импорту) племенных быков-производителей молочного направления, являющихся улучшателями по молочной продуктивности. Племенные быки-производители молочного направления, приобретаемые по импорту, должны иметь положительную геномную оценку;

приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления;

приобретение семени племенных быков-производителей молочного

направления;

приобретение (в том числе по импорту) эмбрионов племенного крупного рогатого скота молочного направления;

б) поддержка племенного крупного рогатого скота мясного направления, в том числе:

содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота мясного направления;

содержание племенных быков-производителей мясного направления старше 16 месяцев, проверенных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества (далее - племенные быки-производители мясного направления);

приобретение (в том числе по импорту) племенных быков-производителей мясного направления, являющихся улучщателями по мясной продуктивности.

Племенные быки-производители мясного направления, приобретаемые по импорту, должны иметь положительную геномную оценку;

приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота мясного

направления;

приобретение семени племенных быков-производителей мясного направления.

Правилами предусмотрено ( пункт в) части 4 Правил), что субсидия предоставляется субъекту Российской Федерации при наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку племенного животноводства, а также перечень документов, необходимых для получения указанных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и сроки рассмотрения документов, предоставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, не превышающие 15 рабочих дней.

Средства на поддержку племенного животноводства предоставляются по ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), в пределах средств, предусмотренных субъекту Российской Федерации на указанные цели (пункт 5 Правил).

В соответствии с подпрограммой «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» Государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением главы администрации края от 14.10.2013 № 1204 в 2014 году, на мероприятия поддержки племенного животноводства предусмотрено финансирование в размере 78,1 млн. рублей, в том числе на предоставление субсидии на поддержку племенного животноводства (кроме племенного крупного, рогатого скота мясного направления) - 76,4 млн. рублей, на предоставление субсидии на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления -1,7 млн. рублей.

Приказом Министерства от 29.04.2014 № 90 утверждены ставки субсидий на поддержку племенного животноводства, в том числе:

- на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления, овцеводство, коневодство, звероводство, рыболовство в размере 3 360 рублей на условную голову;

- на содержание племенных быков-производителей молочного направления старше 16 месяцев в размере 150 ООО рублей на голову;

- на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления, в том числе по импорту в размере 16,07 рублей на 1 кг живой массы;

- на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота мясного направления в размере 3 465 рублей на условную голову;

- на содержание племенных быков-производителей мясного направления старше 16 месяцев в размере 100 ООО рублей на голову;

- на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления, в том числе по импорту в размере 10,56. рублей на 1 кг живой массы.

В соответствии с Порядком предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на поддержку племенного животноводства, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) края от 31.03.2014 № 249, Министерством осуществлены выплаты субсидий:

- на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления, овцеводство, коневодство, звероводство, рыболовство - ООО «Родина», ОАО «ПЗ им В.И. Чапаева», ОАО «Кавказ», ООО «Здоровое питание» ФГУП «Рассвет», ООО «Конный завод «Самоволов», ООО «Ладожское зверохозяйство», ФГУП «Племенной форелевый завод «Адлер» и др.;

- на содержание племенных быков-производителей молочного направления старше 16 месяцев - ОАО «Краснодарское» по искусственному осеменению животных;

- на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота мясного направления - ЗАО Агрокомплекс «Губское»;

на содержание племенных быков-производителей мясного направления

старше 16 месяцев - ОАО «Краснодарское» по искусственному осеменению

животных.

Приказом Министерства от 07.10.2014 № 435 внесены изменения в приказ от 29.04.2014 № 90 в части увеличения ряда ставок субсидий на поддержку племенного животноводства, в том числе на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота мясного направления до 4 651,13 рублей (увеличена на 1186,13 рублей), на содержание племенных быков- производителей молочного направления старше 16 месяцев до 195 450 рублей (45 450 рублей), на приобретение молодняка крупного рогатого скота молочного направления до 54,11 рублей (38,04 рубля). При этом, повышение ставок субсидий на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления, овцеводства, коневодства, звероводства, рыбоводства, а также на содержание племенных быков- производителей мясного направления старше 16 месяцев не производилось.

В результате изменения ставок по ранее выданным субсидиям произведен перерасчет, ОАО «Агрокомплекс Губское», СПК (колхоз) «Знамя Ленина», ОАО «Краснодарское» по искусственному осеменению животных, ЗАО «Ясенские зори» произведены доплаты на общую сумму 7,7 млн. рублей, а также произведены выплаты ряду хозяйствующих субъектов.

Учитывая изложенное, бюджетные средства в форме субсидий распределены непропорционально между сельскохозяйственными товаропроизводителями вследствие принятия Министерством акта, утверждающего отличные ставки субсидий, тогда как на указанные средства сельскохозяйственные товаропроизводители имеют равные права.

Неравная поддержка может привести к тому, что сельскохозяйственный товаропроизводитель, получивший наибольшую часть бюджетных средств, предназначенных на поддержку племенного животноводства, окажется в наиболее выгодных условиях по отношению к другим сельскохозяйственным товаропроизводителям. В связи с чем, в действиях Министерства, выразившихся в принятии приказа от 07.10.2014 № 435, утверждающего ставки субсидий, распределяемых между сельскохозяйственными товаропроизводителями непропорционально, установлены признаки  нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

     Министерством на рассмотрение дела №285/2015 представлены следующие сведения.

     В соответствии с частью 3.3 Положения о министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 №741 (далее - Положение), Министерство является специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области племенного животноводства. Также согласно части 3.8 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя  средств краевого бюджета, в том числе обеспечивает соблюдение получателями субсидий, субвенций и  иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

    В соответствии с изложенным, Министерство имело право  распоряжения  бюджетными средствами, поступившими с рамках государственной поддержки в рамках возложенных полномочий.

    В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2012 года № 1257 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства», средства на поддержку племенного животноводства предоставляются по ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных субъекту Российской Федерации на эти цели.

   Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 184-ФС «О приоритетных направлениях развития сельского хозяйства», принятого в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1948-р, определено, что «приоритет имеют развитие животноводства, и прежде всего увеличение производства молока, свинины и мяса птицы...».

    Согласно представленным сведениям, учитывая, что до 2014 года в крае постоянно снижалось поголовье коров и производство молока, а душевое потребление молока составляет менее 240 кг молока на человека в год против рекомендованных Институтом питания РАМН 320 кг на человека в год, руководствуясь распоряжением главы администрации Краснодарского края от 17 октября 2007 года № 900-р «О стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продуктов питания в Краснодарском крае», где в списке социально значимых продуктов присутствуют молоко, кефир, сметана, творог, министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в своей деятельности руководствовалось необходимостью государственной поддержки животноводства в целом и молочного животноводства в частности.

         Таким образом, принимая приказ от 07.10.2014 № 435, которым внесены изменения в приказ от 29.04.2014 № 90 в части увеличения ряда ставок субсидий на поддержку племенного животноводства, в том числе на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота мясного направления до 4 651,13 рублей, на содержание племенных быков- производителей молочного направления старше 16 месяцев до 195 450 рублей, на приобретение молодняка крупного рогатого скота молочного направления до 54,11 рублей, министерство исходило из необходимости  субсидировать только приоритетные  направления развития племенного животноводства. При этом повышение ставок субсидий  на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления, овцеводства, коневодства, звероводства, рыболовства, а также на содержание племенных быков-производителей мясного направления старше 16 месяцев не производилось.

          Согласно журналу регистрации заявлений на получение субсидии  за период 01.04.2015 - 31.12.2015  всего зарегистрировано 30 заявлений на получение субсидий по постановлению Правительства РФ №1257 от 04.12.2012 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства», а также по постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края №249 от 31.03.2014 «Об утверждении порядков предоставления субсидий на условиях софинансирования из федерального и краевого бюджетов на осуществление государственной поддержки сельскохозяйственного производства». Выплачено всего 78 182 700,00 руб.,   в том числе

Племенное животноводство, включая КРС молочного направления, в том числе :

 ОАО «Агрокомплекс «Губское» – - по заявлению от 06.05.2014 -1 655800,00 руб., доплаты 422 260,00 руб.

СПК (колхоз) «Знамя Ленина» - по заявлению от 04.08.2014  - 4 870 224,66 руб., доплаты 3 423 826,24 руб.

                                      - по заявлению от 10.11.2014 -  17 74321,01 руб.

ОАО «ПЗ имени В.И.Чапаева»  - по заявлению от 29.10.2014 – 3 848 952,55 руб.

                                                 - по заявлению от 11.11.2014 – 2 669 841,51 руб.

ЗАО «Ясенские зори» - по заявлению от 10.06.2014  - 3 440 313,80 руб., доплаты 2 418,583,20 руб.

                                      - по заявлению от 05.11.2014  - 1 500 740,85 руб.

 

Племенное животноводство мясного направления:

 ОАО «Краснодарское» по искусственному осеменению животных»

 - по заявлению от 25.05.2014 – 100 000,00 руб.

 -  по заявлению от 16.06.2014 – 6 449 850,00 руб., доплаты- 1 499 850,00 руб.

 

        По состоянию на 31.07.2014 доведенный лимит бюджетных средств был освоен полностью - выплачены субсидии 15 сельскохозяйственным производителям по ставкам, утвержденным приказом Министерства  от 29.04.2014 № 90.

       Помимо этого, было удовлетворено обращение Министерства в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Законодательное собрание Краснодарского края о выделении дополнительных средств на поддержку племенного животноводства, дополнительно выделено из краевого бюджета 18,9 млн.руб., 57,5 млн.руб. – из федерального бюджета. Указанные средства распределены с учетом измененных ставок приказом от 07.10.2014 №   435.

       Согласно информации, представленной Министерством,  связи с тем, что средства, запланированные на содержание племенного маточного поголовья были выплачены в полном объеме и в целях наиболее эффективного использования оставшегося лимита было принято решение об изменении ставок субсидии.

   

         В первой группе поддержки (крупный рогатый скот мясного направления), размер субсидии изменялся в связи с тем, что мясное скотоводство Краснодарского края находится в сложной ситуации. Выращивание мясного скота убыточно практически во всех хозяйствах края.

       Так как средства, запланированные по направлению поддержки племенного животноводства мясного направления нельзя использовать на другие направления, а заявок от хозяйств, ГБУ КК «Кубанский сельскохозяйственный ИКЦ» и муниципальных образований края о приобретении племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления не поступало, министерством было принято решение освоить данные средства за счет увеличения ставки субсидирования единственного племенного хозяйства мясного направления ОАО «Агрокомплекс «Губское», выполнившего требования Минсельхоза России для получателей субсидий.  

       Во второй группе поддержки размер субсидии изменился, так как организации по искусственному осеменению по праву занимают ведущее место среди всех племенных организаций края по степени влияния на отрасли молочного и мясного скотоводства. Они содержат быков-производителей лучшей мировой селекции, получают от них спермопродукцию, которую используют для осеменения крупного рогатого скота.

       Во многом благодаря деятельности таких предприятий продуктивность дойного стада в крае ежегодно увеличивается на 300-400 кг и по данным за 2014 год она на 1000 кг превысила среднероссийский показатель.

        В условиях риска возникновения особо опасных и карантинных заболеваний животных в регионах России и странах мира, откуда завозится спермопродукция, а также в случае запрета ввоза импортных быков-производителей и спермопродукции из-за рубежа в результате санкций, они могут полностью обеспечить потребность края в биопродукции.

       В письме Министерства сельского хозяйства России от 27.02.2014 года № 24/218 говорится, что в связи с ежегодным увеличением себестоимости содержания племенных быков производителей, связанных с проведением дорогостоящих селекционных мероприятий, направленных на увеличение численности проверяемых быков-производителей и совершенствование системы оценки их по качеству потомства рекомендовано ставку субсидии для организаций по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных установить не менее 150 000 рублей для содержания быков молочных пород.

    . В 2014 году единственная организация по искусственному осеиенеию края понесла серьезные затраты на приобретение молодых бычков молочного направления современной селекции. Поэтому было принято решение об увеличении ставки субсидирования на содержание быков-производителей молочных пород организаций по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных с целью компенсации данных затрат.

     По третьей группе - ставка субсидии для содержания мясных быков- производителей не была увеличена, так как на территории края в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных содержался только один бык-производитель мясной породы, биопродукции от него не получалась, поэтому себестоимость его содержания была ниже, так как отсутствовали затраты на получение, хранение, реализацию семени и оценку его по качеству потомства.

     По четвертой группе поддержки ставка была изменена, так как утвержденная ставка по данному направлению в 16,07 рублей/кг недостаточна для эффективной поддержки данного направления, что составляет лишь 8,9 % от понесенных затрат.

     В результате ставка субсидий на приобретение племенного молодняка была увеличена до 54,11 руб/кг, что составляет от 27 до 30 % понесенных затрат.

      Поэтому хозяйствам, уже получившим субсидии по данному направлению (СПК (колхоз) «Знамя Ленина» и ЗАО «Ясенские зори») по ставке 16,07 рублей/кг, сумма субсидий была увеличена с учетом новой ставки, по которой субсидии были выплачены и другим заявителям.

       По пятой группе поддержки ставка субсидии не изменялась в связи с отсутствием заявлений о предоставлении такого вида поддержки.

          При этом установлено, что весь объем субсидий выплачен в 2014 году, сельскохозяйственные товаропроизводители, являющиеся получателями  поддержки направления племенного животноводства, поставлены в равные условия, дополнительные бюджетные средства распределены между всеми обратившимися.

Определением от 01.12.2010 по делу №34-Г10-15 Верховного суда Российской Федерации указано, что определение конкретных критериев государственной поддержки для достижения целей развития сельского хозяйства субъекта Российской Федерации отнесено к правомочиям органов

 

государственной власти данного субъекта, а принятие ими нормативных актов, направленных на достижение баланса публично-правовых интересов развития сельского хозяйства и сельских территорий и частных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей по достижению устойчивости экономической деятельности, получению прибыли, развитию таких регионов, является прерогативой таких органов. 

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ

«О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иными осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые могут привести к недопущению, ограничению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 В соответствии с изложенным, в действиях министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края по  принятию приказа от 07.10.2014 № 435, утверждающего ставки субсидий, распределяемых между сельскохозяйственными товаропроизводителями, не установлено нарушение  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

           Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2  части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

В связи с отсутствием факта  нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в действиях министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, рассмотрение дела № 285/2015 прекратить.

 

Председатель Комиссии                                             Р.В.Дегтярева

 

Члены Комиссии:                                                        Е.В. Крамаренко

                                                                                           С.Г. Еременко

                                                                                            

                                                                                            

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд  в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны