Решение б/н РЕШЕНИЕ № 293/2016 от 10 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Жилищное управление

 Областного газа»

_______________________

Республика Удмуртия, г. Ижевск,

ул. Зимняя, 6/а, помещение 318-2,

426032                                                                                                                                                                                                                                             

 

pravo.upravgaz@bk.ru

 

 

АО «Краснодаргоргаз»

_______________________

ул. Индустриальная,68, г. Краснодар

350007

 

 

Лица, содействующие рассмотрению дела:

 

«…»

__________________________________

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                             

Резолютивная часть решения объявлена 19.04.2017                                    г. Краснодар

Полный текст решения изготовлен 03.05.2017

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 293/2016 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,

Члены комиссии:

Коробкина О.Р.-  главный специалист отдела контроля в топливно-энергетическом комплексе и связи;

Блинов Е.И. – специалист 1 разряда отдела контроля в топливно-энергетическом комплексе и связи,

 рассмотрев дело № 293/2016 по признакам нарушения АО «Краснодаргоргаз» (350007, г. Краснодар, ул. Индустриальная,68)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии «…»   представителя АО «Краснодаргоргаз», действующего по доверенности  от «…» № «…», в отсутствие надлежащим образом уведомленных   ООО «Жилищное Управление Областного газа» и лиц, содействующих рассмотрению дела №293/2016,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Краснодарское УФАС России поступило обращение ООО «Жилищное Управление Областного газа» №069 от 20.05.2016 (вх. № 5190 от 20.05.2016), указывающее на действия  АО «Краснодаргорга», связанные с отказом в опломбировке приборов учета газа на объектах физических лиц, расположенных на территории муниципального образования г. Краснодар.   

В ходе рассмотрения обращения установлено, что ООО «Жилищное Управление Областного газа» (далее ООО «ЖУ ОблГаз», Заявитель)   является членом Саморегулируемой организации Ассоциация «Первое Поволжское Строительное Объединение»,  имеет Свидетельство  о допуске к определенному виду или видам работ, которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 01.03.2016 №ДМ-Ч01-2016-16-2254, а также имеет обученный персонал, занятый установкой, пуском и обслуживанием бытовых  газовых приборов. 

 ООО «ЖУ ОблГаз» письмом от 18.04.2016 уведомило АО «Краснодаргоргаз» о намерении осуществлять монтажные работы  по установке приборов учета газа в многоквартирных домах г. Краснодара. К данному письму были приложены следующие документы: Свидетельство о регистрации юридического лица, Свидетельство о постановке в налоговом органе, Свидетельство о допуске (СРО).

В обращении Заявитель указывает, что были произведены работы по монтажу приборов учета газа по объектам физических лиц, расположенным  в  г. Краснодар в том числе:  «….».

Со стороны АО «Краснодаргоргаз» приборы учета газа, установленные по гражданам  не были опломбированы, в связи с чем, в адрес Заявителя поступили претензии, связанные с отказом в опломбировке, так как отсутствовал договор  между   ООО «ЖУ ОблГаз» и АО «Краснодаргоргаз».

Со стороны АО «Краснодаргоргаз» было представлено письмо от 03.06.2016 №08/2526, адресованное Заявителю, в котором указано, что установку приборов учета газа может производить только специализированная организация, имеющая допуск к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования, имеющая аврийно-диспетчерскую службу. Также в данном письме указано, что согласно постановлению Правительства от 14.05.2013 №410 установлен  порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, исходя из терминов и определений, содержащихся в данном постановлении  приборы учета газа являются газовым оборудованием, установка которого относится к опасным видам работ, в свою  очередь СРО от 01.03.2016 №ДМ-Ч01-2016-16-2254, не дает право   ООО «Жилищное управление Областного газа» осуществлять монтаж и демонтаж газового оборудования, которые относятся к опасным видам работ. На основании вышеизложенного АО «Краснодаргоргаз» сделан вывод о том, что Заявитель не имеет право осуществлять, деятельность, связанную с установкой приборов учета газа.

Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 №410 «Правила  пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» (далее- Правила №410):

«бытовое газоиспользующее оборудование» - оборудование, предназначенное для использования газа в качестве топлива для бытовых нужд потребителей газа (газовые плиты, автоматические газовые проточные и емкостные водонагреватели, газовые конвекторы и др.);

"внутриквартирное газовое оборудование" - газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.

"специализированная организация" - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу;

"техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям;

В соответствии с п.10 Постановления №410  замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется в следующих случаях:

истечение нормативных сроков эксплуатации оборудования, установленных изготовителем, или сроков эксплуатации оборудования, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, если эти сроки не продлены по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также истечение сроков эксплуатации этого оборудования, продленных по результатам его технического диагностирования;

признание газоиспользующего оборудования не подлежащим ремонту (непригодным для ремонта) в ходе технического обслуживания либо по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.

В свою очередь, пункт 10 признан недействующим со дня вступления в силу Решения Верховного Суда РФ от 10.12.2013 N АКПИ13-826 в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.

 Согласно п. 5. ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемые организация может выдать свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении только видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.

В п. 5 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ установлено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.12.2009 № 624, зарегистрированного Минюстом РФ от 15.04.2010 за № 16902, утвержден «Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, объектов капительного строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов кап. строительства» и исключительно на указанные виды работ имеют полномочия выдавать Свидетельства саморегулируемые организации в области строительства.

Остальные работы, не вошедшие в перечень указанного Приказа, могут выполняться любыми юридическими и физическими лицами и не требуют вступления в саморегулируемые организации в области строительства с получением Свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов кап. строительства.

П. 1.3 «Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, объектов капительного строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов кап. строительства» именуется «Устройство и демонтаж системы газоснабжения».

Письмо Минрегиона РФ от 15.06.2010 № 24099-РП/08 «О порядке реализации Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 включает в себя «Таблицу соответствия видов работ, отнесенных Минрегионом РФ к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов кап. строительства».

Согласно данной таблице п. 15.3 «Устройство и демонтаж системы газоснабжения» 624 Приказа Минрегиона России включает в себя работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования, состоящие исключительно из двух пунктов:

-Установка газовых плит

-Установка газогорелочных устройств

Исходя из вышеизложенного, работы по установке приборов учета не входят в перечень работ п. 15.3 «Устройство и демонтаж системы газоснабжения» 624 Приказа Минрегиона РФ и соответственно не требуют получения какого либо Свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов кап. строительства.

Настоящее подтверждается существующей Судебной практикой.

Третий Арбитражный Апелляционный суд в г. Красноярск в Постановлении от 26.08.2014 по делу № А33-1036/2014 указал, что «законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений; вместе с тем, установка приборов учета газа не является строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства».

Данную позицию законодательно подтвердил Постановлением Верховный суд РФ (Постановление от 02.02.2015 № 302-АД14-5362).

Исходя из вышеизложенного, выполнять работы по установке приборов учета газа может любое лицо, без наличия какого либо Свидетельства о допуске к работам оказывающим влияние на безопасность объектов кап. строительства, однако при прочих равных условиях наличие у лица выполняющего работы по установке приборов учета газа Свидетельства о допуске к работам, не оказывающим влияние на безопасность объектов кап. строительства, выданного Ассоциацией «Строительная Федерация» является предпочтительным, поскольку каждый Член Ассоциации кроме всего прочего имеет в своем штате подготовленного специалиста для выполнения определенного вида работ, а также в обязательном порядке имеет действующий полис страхования гражданской ответственности Члена Ассоциации, на случай причинения вреда при производстве работ.

В соответствие с Градостроительным кодексом РФ работы сами по себе не могут являться опасными, они становятся опасными в зависимости от объекта, на котором такие работы выполняются.

Для отнесения объекта капитального строительства к опасным производственным объектам, необходимо соответствие такого объекта требованиям ст. 48.1 Градостроительным кодексом РФ и внесения Ростехнадзором РФ такого объекта в реестр опасных объектов.

Кроме того, Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» вообще не включает в себя регулирование жилищного строительства».

Иными нормативно-правовым актами, в том числе Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ, Правилами от 06.05.2011 N 354, не закреплено требование о необходимости лицу, осуществляемому установку приборов учета (счетчиков), иметь свидетельство СРО о допуске к выполнению опасных видов работ.

    ОАО "Краснодаргоргаз", предоставляя услуги по транспортировке газа по трубопроводам, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", субъектом естественной монополии и включено в реестр субъектом естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно Приказам РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от  18.06.2015 № 9/2015-газ «Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края» ОАО «Краснодаргоргаз» утверждены розничные цены на природный газ, реализуемый населению на территории Краснодарского края на 2016г.

Таким образом, ОАО "Краснодаргоргаз» является единственным поставщиком природного газа населению, проживающему на территории МО г. Краснодар.

В связи, с чем, ОАО "Краснодаргоргаз" занимает доминирующее положение на рынке услуг по поставке природного газа населению, в географических границах муниципального образования г. Краснодар, с долей 100%, следовательно, на него распространяются ограничения установленные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

 

На основании вышеизложенного,  в действиях АО «Краснодаргоргаз» установлены  признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  ущемлении интересов ООО «Жилищное управление Областного газа» путем  отказа абонентам (потребителям газа), чьи объекты расположены на территории муниципального образования г. Краснодар, в опломбировке приборов учета газа, установленных  ООО «Жилищное управление Областного газа».

Приказом  Краснодарского УФАС России от 15.08.2016 № 469 возбуждено дело №293/2016 в отношении  АО «Краснодаргоргаз» по признакам  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Определением от 24.08.2016 о назначении дела № 293/2016 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению  назначена дата рассмотрения дела 10.10.2016 в 10-45 часов.

Определением от 10.10.2016 в качестве лиц, содействующих рассмотрению дела  № 293/2016  привлечены следующие физические лица: «…»,  «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…», «…»,  «…», «…», «…», «…», «…», «…» и рассмотрение дела отложено на 21.11.2016 в 10-00.

 

 

Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 293/2016 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, установила следующее.

 

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Частью 5.1 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В соответствии с частью 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Поскольку деятельность по установке, ремонту и обслуживанию газовых счетчиков не является лицензируемым видом деятельности, ей может заниматься любой хозяйствующий субъект. В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. Приведенные правовые нормы обязывают собственников квартир произвести установку приборов учета используемого природного газа, газоснабжающие организации осуществлять установку, замену, эксплуатацию приборов учета в случае обращения к ним гражданина – собственника квартиры на основании заключенного с ним договора.

Однако Закон об энергосбережении не ограничивает установку приборов учета только энергоснабжающими организациями, такие действия вправе осуществлять иные лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 №410 «Правила  пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» (далее- Правила №410):

«бытовое газоиспользующее оборудование» - оборудование, предназначенное для использования газа в качестве топлива для бытовых нужд потребителей газа (газовые плиты, автоматические газовые проточные и емкостные водонагреватели, газовые конвекторы и др.);

"внутриквартирное газовое оборудование" - газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.

"специализированная организация" - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае,  когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу;

"техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.

В соответствии с п.10 Постановления №410  замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется в следующих случаях:

истечение нормативных сроков эксплуатации оборудования, установленных изготовителем, или сроков эксплуатации оборудования, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, если эти сроки не продлены по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также истечение сроков эксплуатации этого оборудования, продленных по результатам его технического диагностирования;

признание газоиспользующего оборудования не подлежащим ремонту (непригодным для ремонта) в ходе технического обслуживания либо по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.

В свою очередь, пункт 10 признан недействующим со дня вступления в силу Решения Верховного Суда РФ от 10.12.2013 N АКПИ13-826 в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.

 

В п. 5 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ установлено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.12.2009 № 624, зарегистрированного Минюстом РФ от 15.04.2010 за № 16902, утвержден «Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, объектов капительного строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов кап. строительства» и исключительно на указанные виды работ имеют полномочия выдавать Свидетельства саморегулируемые организации в области строительства.

Письмо Минрегиона РФ от 15.06.2010 № 24099-РП/08 «О порядке реализации Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 включает в себя «Таблицу соответствия видов работ, отнесенных Минрегионом РФ к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов кап. строительства».

Согласно данной таблице п. 15.3 «Устройство и демонтаж системы газоснабжения» 624 Приказа Минрегиона России включает в себя работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования, состоящие исключительно из двух пунктов:

-Установка газовых плит

-Установка газогорелочных устройств

Исходя из вышеизложенного, работы по установке приборов учета не входят в перечень работ п. 15.3 «Устройство и демонтаж системы газоснабжения»  Приказа Минрегиона РФ №624 и соответственно не требуют получения какого либо Свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального  строительства, что  подтверждается существующей судебной практикой.

Третий Арбитражный Апелляционный суд в г. Красноярск в Постановлении от 26.08.2014 по делу № А33-1036/2014 указал, что «законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений; вместе с тем, установка приборов учета газа не является строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства».

Данную позицию законодательно подтвердил Постановлением Верховный суд РФ (Постановление от 02.02.2015 № 302-АД14-5362).

Исходя из вышеизложенного, выполнять работы по установке приборов учета газа может любое лицо, без наличия какого либо Свидетельства о допуске к работам оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, однако при прочих равных условиях наличие у лица выполняющего работы по установке приборов учета газа Свидетельства о допуске к работам, не оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного Ассоциацией «Строительная Федерация», является предпочтительным, поскольку каждый Член Ассоциации кроме всего прочего имеет в своем штате подготовленного специалиста для выполнения определенного вида работ, а также в обязательном порядке имеет действующий полис страхования гражданской ответственности Члена Ассоциации, на случай причинения вреда при производстве работ.

 

ООО «Жилищное Управление Областного газа»  является членом Саморегулируемой организации:  Ассоциация «Первое Поволжское Строительное Объединение»,  имеет Свидетельство  о допуске к определенному виду или видам работ, которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 01.03.2016 №ДМ-Ч01-2016-16-2254, а также имеет обученный персонал, занятый установкой, пуском и обслуживанием бытовых  газовых приборов. 

В рамках дела №293/2016 со стороны Заявителя письмом (вх. №11715 от 21.11.2016)  представлены копии следующих документов:  удостоверение от «…»  № «…», выданное «…», согласно которому  он прошел обучение в АНОО «Учебно-консалтинговый центр ГазНефтьТехно»  по профессии:  Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования и решением экзаменационной комиссии «…» присвоена квалификация:   Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4 разряда и он допускается к обслуживанию и ремонту газового оборудования на действующем газопроводе;  удостоверение  от «…» № «…», выданное «…», согласно которому  он прошел обучение в АНОО «Учебно-консалтинговый центр ГазНефтьТехно»  по профессии:  Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования и решением экзаменационной комиссии «…»  присвоена квалификация:   Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4 разряда и он допускается к обслуживанию и ремонту газового оборудования на действующем газопроводе.

ООО «Жилищное Управление Областного газа» в рамках дела 293/2016 представлены договоры бытового подряда на работы по монтажу газовых счетчиков, заключенные между  ООО «Жилищное Управление Областного газа» и физическими лицами, Акты установки прибора учета газа, квитанции на оплату услуг, а именно:  договор от «…» № «…»  заключен  с  «…». («…»), Акт установки прибора учета (СГМ-1,6) составлен  представителем подрядчика «…» 02.06.2016 и подписан «…» без разногласий;   договор от «…»  заключен  с  «…» («...»), Акт установки прибора учета (СГМ-1,6) составлен представителем подрядчика «…»  18.06.2016 и подписан «…» без разногласий;  договор от «…» № «…»  заключен  с «…» («…»), Акт установки прибора учета (СГМ-1,6) составлен представителем подрядчика «…»  23.05.2016 и подписан «…» без разногласий; договор от «…» № «…» заключен  с  «…»  («…»),  Акт установки прибора учета (СГМ-1,6) составлен представителем подрядчика «…» 30.05.2016 и подписан  «…» без разногласий;    договор от «…»  № «…»  заключен  с  «…» ( «…»),  Акт установки прибора учета (СГМ-1,6) составлен представителем подрядчика «…»  17.05.2016 и подписан «…» без разногласий;   договор от  «…» № «…»  заключен  с «…» («…»), Акт установки прибора учета (СГМБ-3,2) составлен представителем подрядчика «…» 08.06.2016 и подписан  «…» без разногласий;   договор от «…» № «…» заключен  с «…» («…»), Акт установки прибора учета (СГМБ-3,2) составлен представителем подрядчика «…»  08.06.2016 и подписан  «…» без разногласий;   договор от «…» № «…» заключен  с «…»  («…»), Акт установки прибора учета (СГБ-4,0) составлен представителем подрядчика «…» 08.06.2016 и подписан «….»  без разногласий;   договор от «…» № «…» заключен  с  «…» ( «…»), Акт установки прибора учета (СГМ-1,6) составлен представителем подрядчика «…» 10.06.2016 и подписан  «…»  без разногласий;  договор от «…» № «…»  заключен  с  «…» ( «…»), Акт установки прибора учета (СГМ-1,6) составлен представителем подрядчика  «…» «…» и подписан  «…»  без разногласий;  договор от «…»  № «…»  заключен  с  «…» («…»),   Акт установки прибора учета (СГМБ-3,2) составлен представителем подрядчика «…» 12.06.2016 и подписан  «…»  без разногласий;  договор от «…» № «…» заключен  с «…» ( «…»), Акт установки прибора учета (СГМ-1,6) составлен представителем подрядчика «…»  03.06.2016 и подписан   «…»     без разногласий;   договор от  «…» № «…» заключен с «…»  («…»),  Акт установки прибора учета (СГМБ-3,2) составлен представителем подрядчика «…» 13.06.2016 и подписан  «…»  без разногласий;  договор от «…» № «…» заключен с  «…» ( «…»),   Акт установки прибора учета (СГМБ-3,2) составлен представителем подрядчика «…» 13.06.2016 и подписан  «…»    без разногласий;  договор от «…» № «…» заключен  с «…» («…»),  Акт установки прибора учета (СГМ-1,6) составлен представителем подрядчика  «…» 10.06.2016 и подписан  «…»  без разногласий; договор от «….» № «…» заключен  с «…» ( «…»),  Акт установки прибора учета (СГМ-1,6) составлен представителем подрядчика «…» 01.06.2016 и подписан  «…»  без разногласий; договор от  «…» № «…» заключен  с  «…»  («…»),  Акт установки прибора учета (СГМ-1,6) составлен представителем подрядчика «…» 28.05.2016 и подписан  «…»  без разногласий; договор от «…» № «…» заключен  с «…» («…»),   Акт установки прибора учета (СГМ-1,6) составлен представителем подрядчика «…» 09.06.2016 и подписан  «…»  без разногласий; договор от «….» № «…» заключен  с «…»  («…»),   Акт установки прибора учета (СГМ-1,6) составлен представителем подрядчика «…» 28.05.2016 и подписан  «…»   без разногласий; договор от «…» № «…» заключен  с  «…» ( «…»),    Акт установки прибора учета (СГМ-1,6) составлен представителем подрядчика  «…» 02.06.2016 и подписан  «…»  без разногласий; договор от «…» № «…» заключен  с  «…» ( «…»), Акт установки прибора учета (СГМБ-3,2) составлен представителем подрядчика Матвеевым Ю.А. 08.06.2016 и подписан  «…» без разногласий; договор от «…» № «…» заключен  с «…» ( «…»),  Акт установки прибора учета (СГМБ-3,2) составлен представителем подрядчика  «…» 07.06.2016 и подписан  «…» без разногласий; договор от «…» № «…» заключен  с  «…»  ( «…»),  Акт установки прибора учета (СГМ-1,6) составлен представителем подрядчика «…» 09.06.2016 и подписан  «…»  без разногласий.

 

Согласно подпункту «б» пункта 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N549, поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом. Действующим законодательством не установлен перечень документов, подлежащий представлению потребителем в организацию, осуществляющую опломбировку прибора учета газа, а также какие-либо обязательные требования, предъявляемые к потребителям при введении их приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с подпунктом «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – «Правила № 354»),  исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учёта, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учёта по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учёта, которым оснащён многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчётов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введённого в эксплуатацию прибора учёта, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учёта в эксплуатацию.

В соответствии с п. 81. Правил № 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы, за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Подпунктом «б» пункта 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549 (далее – «Правила № 549»), установлено, что поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учёта газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счёт поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учёта газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 81(5) Правил от 06.05.2011 N 354 несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

Именно это правило обеспечивает безопасность абонентов при вводе в эксплуатацию приборов учета газа независимо от того, какой организацией они установлены.

В пункте 81(4) указанных Правил установлено, что в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

Данный перечень является исчерпывающим, и расширительному толкованию не подлежит.

 

Из сведений и документов, представленных АО «Краснодаргоргаз», следует, что в ходе проведения мероприятий по обследованию жилых помещений (квартир), в которых ООО «Жилищное Управление Областного газа» произведен монтаж приборов учета газа, со стороны АО «Краснодаргоргаз» составлены Акты  обследования объектов газификации, в соответствии с  которыми выявлены следующие нарушения: на объектах «…»,  «…», «…»,  «…»,  «…»,  «…»,  «…», «…»,  «…»,  «…»,  «…»,  «…»,  «…» выявлено: «после монтажа прибора учета не был закреплен газопровод»;  на объекте «…»  выявлено:  «лишнее резьбовое соединение, не выдержано расстояние от ПГ»,  на объектах  «…»,  «…» выявлено: «после монтажа прибора учета не был закреплен газопровод, установлены лишние резьбовые соединения»;  на объектах «…»,  «…»  выявлено: «после монтажа прибора учета не был закреплен газопровод, не выдержано расстояние от ПГ»; на объекте «…» выявлено: «лишнее резьбовое соединение»; на объекте  «…» выявлено: «не выдержано расстояние от ПГ, лишнее резьбовое соединение»; на объекте «…»  выявлено: «установлено лишнее резьбовое соединение»; на объекте  «…» выявлено: «после монтажа прибора учета не был закреплен газопровод, установлено лишнее резьбовое соединение»; на объекте  «…» выявлено:  «не выдержано расстояние до ПГ».

С учетом вышеизложенного, приборы учета газа, установленные ООО «Жилищное Управление Областного газа»  на объектах вышеуказанных граждан согласно Актам обследования объектов газификации, подписанными данными гражданами без разногласий, не соответствуют требованиям подпункта «б» пункта 81(4) Правил №354. В связи с чем, у АО Краснодаргоргаз» отсутствовали основания для опломбировки приборов учета газа, установленных на объектах вышеуказанных физических лиц.

Комиссия по делу №293/2016 также проанализировала требования АО «Краснодаргоргаз» согласно  письму от 03.06.2016 №08/2526, адресованному Заявителю, в котором указано следующее:  установку приборов учета газа может производить только специализированная организация, имеющая допуск к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования, имеющая аврийно-диспетчерскую службу; согласно постановлению Правительства от 14.05.2013 №410 установлен  порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, исходя из терминов и определений, содержащихся в данном постановлении  приборы учета газа являются газовым оборудованием, установка которого относится к опасным видам работ, в свою  очередь СРО от 01.03.2016 №ДМ-Ч01-2016-16-2254, не дает право   ООО «Жилищное управление Областного газа» осуществлять монтаж и демонтаж газового оборудования, которые относятся к опасным видам работ; на основании вышеизложенного  ООО «Жилищное управление Областного газа»  не имеет право осуществлять, деятельность, связанную с установкой приборов учета газа и установила следующее.

Вышеуказанные  доводы АО «Краснодаргоргаз» в письме 03.06.2016 №08/2526  не соответствуют постановлению Правительства от 14.05.2013 №410, также   Приказу Министерства экономического развития РФ от 30.12.2009 № 624, с учетом того, что ООО «Жилищное управление Областного газа»  является членом Саморегулируемой организации:  Ассоциация «Первое Поволжское Строительное Объединение»,  имеет Свидетельство  о допуске к определенному виду или видам работ, которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 01.03.2016 №ДМ-Ч01-2016-16-2254, а также имеет обученный персонал, занятый установкой, пуском и обслуживанием бытовых  газовых приборов. 

В свою очередь, в рамках дела  №293/2016 установлено, что письмо 03.06.2016 №08/2526  не является локальным актом (приказом, распоряжением АО «Краснодаргоргаз»), которым установлен запрет ООО «Жилищное управление Областного газа» осуществлять деятельность по установке приборов учета газа, при этом,  данное письмо было возвращено отделением почтовой связи в АО «Краснодаргоргаз», что подтверждается ООО «Жилищное управление Областного газа» информацией о том, что данное письмо получено не было.  Таким образом, со стороны ООО «Жилищное управление Областного газа» не представлены документы, подтверждающие, что данное письмо послужило препятствием к осуществлению деятельности по установке приборов учета газа на территории муниципального образования г. Краснодар.

На основании вышеизложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России по делу № 293/2016 установила, что  в действиях АО «Краснодаргоргаз» отсутствует   факт   нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ООО «Жилищное Управление Областного газа» путем осуществления действий, связанных с отказом абонентам (потребителям газа), чьи объекты расположены на территории муниципального образования г. Краснодар, в опломбировке приборов учета газа, установленных  ООО «Жилищное управление Областного газа».

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39,  ст. 41, п.1ч.1 ст.48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела №293/2016 в связи с отсутствием  в действиях АО «Краснодаргоргаз»  нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приводящего к ущемлению интересов ООО «Жилищное Управление Областного газа».

 

Председатель комиссии                                                                                   И.В. Иващенко

 

Члены комиссии                                                                                                    О.Р. Коробкина

                                                                                                                         Е.И. Блинов

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны