Решение б/н РЕШЕНИЕ от 30 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть оглашена 16 декабря 2015 г.
В полном объеме Решение изготовлено 29 декабря 2015 г. г. Краснодар
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи;
Члены комиссии:
Тарасова С.П.– главный специалист – эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;
Вовк К.А. – специалист 1 разряда отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело №296/2015 по признакам нарушения ОАО «Анапа Водоканал» (ИНН 2301078639; Краснодарский край, г-к Анапа, ул. Ленина/ул. Лермонтова,125/113) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России поступили заявления Х. и Б. на действия ОАО «Анапа Водоканал» по отказу в выдаче технических условий на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения одноэтажных жилых строений, расположенных по адресу: <…>
Из представленных документов следует, что 11.11.2014 в адрес ОАО «Анапа Водоканал» поступила заявка из МБУ Управления архитектуры и градостроительства от 10.11.2014 №5517 в целях подключения к сетям водоснабжения и водоотведения одноэтажного строения, расположенного по адресу: <…> , заказчиком которых является Х., с указанием расчета нагрузок на водопотребление и водоотведение, которая составила: норма расхода воды л/сут. составила – 235 л., водопотребление м3/сут.-0,47 м3, водоотведение - 0,47 м3.
13.11.2014 письмом №2864 отказало Х. в выдаче технических условий на Объект, обосновав отказ отсутствием технической возможности и с полным использованием мощностей очистных сооружений водопровода.
11.11.2014 в адрес ОАО «Анапа Водоканал» поступила заявка из МБУ Управления архитектуры и градостроительства от 10.11.2014 №5521 в целях подключения к сетям водоснабжения и водоотведения одноэтажного строения, расположенного по адресу: <…>, заказчиком которых является Б., с указанием расчета нагрузок на водопотребление и водоотведение, которая составила: норма расхода воды л/сут. составила – 235 л., водопотребление м3/сут.-0,235 м3, водоотведение - 0,235 м3.
13.11.2014 письмом №286 отказало Б. в выдаче технических условий на Объект, обосновав отказ отсутствием технической возможности и полным использованием мощностей очистных сооружений водопровода.
ОАО «Анапа Водоканал» осуществляет водоснабжение города-курорта Анапа и сельские населенные пункты Анапского района, в том числе ДНТ «Южное».
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу указанного Федерального закона ОАО «Анапа Водоканал» является субъектом естественной монополии.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из вышеприведенного следует, что ОАО «Анапа Водоканал» осуществляет свою деятельность в условиях естественной монополии, следовательно, занимает доминирующее положение на рынке водоснабжения и водоотведения, в границах эксплуатируемой и присоединительной сети, расположенной в МО г.- к. Анапа, с долей равной 100%.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Изучив представленные документы, Краснодарское УФАС России установило в действиях ООО «Анапа Водоканал», ущемляющих интересы Х. и Б., выразившихся в необоснованном отказе от выдачи технических условий на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения одноэтажных жилых строений, расположенных по адресу: <…>, признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 03.09.2015 №428 в отношении ОАО «Анапа Водоканал» возбуждено дело №296/2015 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 17.09.2015 рассмотрение дела №296/2015 назначено на 09.10.2015.
Определением от 09.10.2015 рассмотрение дела №296/2015 отложено на 25.11.2015, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
Определением от 25.11.2015 рассмотрение дела №296/2015 отложено на 16.12.2015, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
16.12.2015 Комиссия по рассмотрению дела №296/2015 в составе председателя Комиссии, членов Комиссии, в присутствии ответчика ОАО «Анапа Водоканал» представителя по доверенности от 08.10.2015 №3045 – Л., представителя по доверенности от 08.10.2015 №3046 – К., в присутствии заявителей Х. и Б., заинтересованное лицо – Щ., рассмотрела представленные материалы и установила следующее.
Отношение между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса на выдачу технических условий, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения, регулируются в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее – Правила №83).
В соответствии с п.9 Правил №83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, по общему правилу, надлежащим субъектом, обязанным предоставить технические условия о возможности подключении к сетям по запросу заинтересованного земельного участка или объекта капитального строительства, является организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Вышеуказанная организация на полученный запрос о выдаче технических условий согласно Правилам №83 предоставляет технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, либо направляет мотивированный отказ в выдаче технических условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Иных вариантов ответа действующими Правилами N 83 не предусмотрено. При этом, отказ в выдаче условий должен быть: во-первых, мотивированным; во-вторых, мотивом для такого отказа может быть отсутствие возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно п.13 Правил №83 возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, существует:
- при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса;
- при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
В свою очередь, отсутствие возможности подключения объекта к сетям по смыслу данных Правил должно обосновываться техническими расчетами, построенными на данных о технических возможностях сетей, их загруженности на момент обращения и возможных потребностях самого собственника, вытекающих из утвержденных проектов расширения мощностей, увеличения количества объектов и т.д. Обоснование отказа в подключении без таких технических расчетов и проектов не может охватываться термином "отсутствие технической возможности".
В ходе рассмотрения Комиссией Краснодарского УФАС России дела №296/2015 установлено, что ОАО «Анапа Водоканал» инвестиционная программа в сфере водоснабжения и водоотведения отсутствует.
Согласно представленному Свидетельству о государственной регистрации права от 16.01.2006 №23-23-26/063/205- 555 Х. является собственником земельного участка, расположенного: <…>
Согласно представленному Свидетельству о государственной регистрации права от 19.10.2012 №23-23-26/2007/2012-178 Б. является собственником земельного участка, расположенного: <…>
В целях подключения к сетям водоснабжения и водоотведения одноэтажных строений, расположенного по адресу: <…> Х. и Б. обратились через МБУ Управления архитектуры и градостроительства в ОАО «Анапа Водоканал» с просьбой выдать технические условия на водоснабжение и водоотведение.
13.11.2014 Х. и Б. были получены отказы ОАО «Анапа Водоканал» в выдаче технических условий в связи полным использованием мощностей очистных сооружений водопровода и отсутствием технической возможности. В ответе указывалось, что выдача технических условий возможна только после реконструкции очистных сооружений водопровода (ОСВ) с увеличением мощности до 100 тыс. м³ воды в сутки, строительства водовода Ду – 1020 мм, взамен аварийного водовода ДУ – 700 мм от ОСВ до площадки резервуаров в пос. Верхнее Джемете и строительства водовода ДУ – 700-600 мм от площадки резервуаров в пос. Верхнее Джемете до НС «Котлома».
Из информации ОАО «Анапа Водоканал» следует, что по ул. Сиреневой между технологическим проездом и ул. Виноградной отсутствуют централизованные сети водоснабжения, сети водоотведения на территории ДНТ «Южное» также отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела №296/2015 ОАО «Анапа Водоканал» представлены акты от 18.11.2015 №3564, №3565, №3566 осмотра водопроводных сетей, из которых следует, что специалистами ОАО «Анапа Водоканал» с выездом на место была проведена комиссионная проверка фактов подключения к системам водоснабжения земельных участков, расположенных по адресу: <…>. В результате проверки было выявлено, что вышеуказанные земельные участки не подключены к централизованной системе водоснабжения.
Также был представлен Акт от 09.12.2015г., который составлен в присутствии специалистов ОАО «Анапа Водоканал» и владельцев дачных участков <…> Предметом, которого являлась проверка состояния водопровода в распределительном колодце. В Акте от 09.12.2015 указано об обследовании двух колодцев и имеющихся в них врезках.
В свою очередь, в материалы дела №296/2015 не представлены сведения об объектах, подключение которых указаны в Акте от 09.12.2015, т.е. отсутствуют сведения о месте расположения, номер участка (дома), ФИО владельца участка, в связи с чем, у Комиссии отсутствуют основания для принятия сведений, указанных в Акте от 09.12.2015г., подтверждающее надлежащим образом осуществленное подключение к централизованным сетям водоснабжения.
По информации, представленной ОАО «Анапа Водоканал», подача воды в ДНТ «Южное» осуществляется от резервуаров чистой воды (РЧВ) за счет разницы высотных отметок. Отметка рабочей точки РЧВ составляет 56 м, а геометрическая отметка земли в предполагаемой точке подключения участков, расположенных по адресу: Анапский район, ДНТ «Южное» ул. Сиреневая, 49 и 50, составляет 38м. Таким образом, свободный напор в точке подключения должен составлять 56м-38м=18м водяного столба, но учитывая потери напора по длине чугунного водопровода Ду-200 мм, которые составляют около 15 м, а также тот факт, что в летний период времени рабочая точка РЧВ может составлять 52м (52м-15м-38м= -1м), таким образом, вода поступать к вышеуказанным участкам фактически не будет.
В подтверждении своих доводов об отсутствии на момент запроса резерва мощности пропускной способности сетей и резерва мощности по производству ресурса ОАО «Анапа Водоканал» представило Комиссии Расчет водопотребления МО г.-к.Анапа от водозабора «Кубань» (данный расчет имеется в материалах дела). Из которого следует, что расход питьевой воды на нужды населения составляет 39955,2 м3.
Согласно п. 13 Правил №83 возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, существует: при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
На основании вышеизложенного, в действиях ОАО «Анапа Водоканал» не установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
Руководствуясь частью 1 статьи 23, частями 1, 2 статьи 39, пунктом 1 части 3 статьи 41, пунктом 5 части 1, части 2 статьи 48, пунктом 1 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия.
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела №296/2015 ввиду отсутствия нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Анапа Водоканал».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).
Председатель Комиссии И.В. Иващенко
Члены Комиссии С.П. Тарасова
К.А. Вовк