Решение б/н РЕШЕНИЕ № 297-Т/2015 по результатам рассмотрения жалобы на ... от 2 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                            Организатор торгов:

 

ПАО «Кубаньэнерго»

___________________________

ул. Ставропольская, 2,

г.  Краснодар, 350033

 

 

Заявитель:

 ИП Волобуев Дмитрий Вячеславович

403071,Волгоградская обл., р.п.Иловля,ул.Монтажников,д.16

 

 

 

                                                        

РЕШЕНИЕ № 297-Т/2015

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

28 октября 2015 г.                                                                                    г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии: 

Оберемок В.В. – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

 Крамаренко Е.В. – начальник отдела контроля органов власти;

          Еременко С.Г.–  главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

          Асанова О.Ю. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,

 

 рассмотрев жалобу  ИП В. Д. В. (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – ПАО «Кубаньэнерго» (далее - Заказчик, Организатор торгов)  при проведении открытого  одноэтапного конкурса на право заключения с ПАО «Кубаньэнерго» договора на оказание юридических услуг о взыскании сумм: с ОАО «Славянка» в размере 925 648 974 рубля 72 копейки, с Федерального государственного предприятия «Авторемонтный центр Мингосимущества России» в размере 142 481 960 рублей 87 копеек, а также взыскания с ООО «Лукойл-Экоэнерго» суммы в размере 180 138 010 рублей 97 копеек (извещение №31502819665  размещено на сайте www.zakupki.gov.ru),

  в присутствии представителей Организатора торгов  ПАО «Кубаньэнерго»– З.О.К. (доверенность №119/10-2290  от 07.07.2015г.), З. Д.Л. (доверенность №119/10-1926  от 28.11.2014г.),   в   отсутствие надлежащим образом уведомленного  Заявителя В.Д.В. ,

 

 

УСТАНОВИЛА:

   Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба  ИП В. Д. В. на действия организатора торгов – ПАО «Кубаньэнерго» при проведении открытого  одноэтапного конкурса на право заключения с ПАО «Кубаньэнерго» договора на оказание юридических услуг о взыскании сумм: с ОАО «Славянка» в размере 925 648 974 рубля 72 копейки, с Федерального государственного предприятия «Авторемонтный центр Мингосимущества России» в размере 142 481 960 рублей 87 копеек, а также взыскания с ООО «Лукойл-Экоэнерго» суммы в размере 180 138 010 рублей 97 копеек (извещение №31502819665  размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).

         Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

         Рассмотрение жалобы состоялось 28.10.2015 в 15-00 по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

  Заявитель жалобы, ознакомившись с конкурсной документацией, утвержденной ПАО «Кубаньэнерго», считает, что она содержит положения, не соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а установленный заказчиком ( организатором закупки) порядок подачи заявок на участие в конкурсе ограничивает право неопределенного круга лиц на участие в данной торговой процедуре, а именно:

1)пункт 1.4.5. конкурсной документации навязывает потенциальному участнику конкурса, третейскую процедуру урегулирования споров, на которую он своего согласия не давал.

Между заказчиком ПАО «Кубаньэнерго» и ИП В.Д.В. соглашений о передаче споров на разрешение третейскому суду не заключалось. Следовательно, заказчик навязывает ИП Волобуеву Д. В., как потенциальному участнику конкурса, третейскую процедуру урегулирования споров, на которую он своего согласия не давал.

2) Согласно пункту 4.3.1.1. конкурсной документации участвовать в Конкурсе может любое лицо согласно п. 1.1.1 настоящей Конкурсной документации. При проведении Конкурса на ЭТП, такое лицо должно быть зарегистрировано на соответствующей ЭТП в качестве Участника ЭТП, а также в качестве Участника проводимого конкурса.

В пункте 4.4.1.3. конкурсной документации также указано, что конкурсная заявка должна быть подготовлена в электронной форме с использованием функционала ЭТП (п. 4.4.3) и в письменной (бумажной) форме (подраздел 4.4.4). Письменная (бумажная) форма заявки необходима для подтверждения соответствия и обеспечения законной силы электронных документов, направленных ЭТП.

Направление заявки в электронной форме предполагает наличие ЭЦП, получение которой сопряжено с дополнительными расходами.

В силу пункта 4.4.5.1. конкурсной документации все документы, входящие в

Конкурсную заявку, должны быть подготовлены на русском языке за исключением нижеследующего.

Таким образом, по мнению Заявителя, на потенциальных участников конкурса накладываются ничем необоснованные дополнительные ограничения в виде исполнения обязанности зарегистрироваться на соответствующей ЭТП и исключается возможность подать заявку не на русском, а на родном языке (даже нормы статьи 9 ГПК РФ допускают использование в гражданском судопроизводстве родного, а не русского языка.

3) Пунктом 4.3.2.3 конкурсной документации предусмотрено, что квалификация Участника открытого конкурса подтверждается определенными документами. Предоставление данных документов может привести к раскрытию коммерческой тайны участников открытого конкурса, то есть, нарушению режима конфиденциальности информации, позволяющему ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

4) Согласно пункту 4.3.3.1. конкурсной документации участники конкурса могут привлекать соисполнителей.

Данное положение нивелирует все положения, которые касаются требований к квалификации участникам конкурса, так как фактически услуги могут оказываться соисполнителями, которые не отвечают требованиям заказчика.

5) В пункте 4.9.2.8. конкурсной документации предусмотрено, что конкурсная заявка Участника может быть отклонена на основании отрицательного заключения службы безопасности Заказчика.

При этом, заказчик не определил те критерии, которыми будет руководствоваться его служба безопасности при подготовке своего отрицательного заключения. В результате до участия в конкурсе участник может быть не допущен в силу произвольного и ничем не обоснованного заключения службы безопасности заказчика, тогда как другой участник, «угодный» заказчику, может получить положительное заключение от службы безопасности заказчика.

6) Согласно пункту 4.9.3.3. конкурсной документации оценка производится по шкале оценок в баллах от 0 до 5, отражающих мнение члена комиссии (либо привлеченного комиссией эксперта) по оцениваемому критерию, с указанием обоснования каждой такой оценки. Заявитель считает, что это положение противоречат требованиям п. 2 и 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

       7) В силу пункта 4.12.1. конкурсной документации конкурс признается несостоявшимся, в случаях, если подана только одна Заявка.

       Однако, в пункте 4.12.2. конкурсной документации указано, что в случае, если при проведении конкурса представлена или допущена одна Заявка — Заказчик вправе заключить Договор с единственным Участником, представившим Заявку, при условии, что такая Заявка соответствует требованиям Конкурсной документации. Заявитель считает, что данные положения противоречат друг другу и создают ситуацию правовой неопределенности.

Заявитель просит выдать Заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранения порядка проведения торгов.

        Организатор торгов возражает против доводов Заявителя, считает  свои действия по проведению торгов обоснованными.

         Комиссия Краснодарского УФАС России  по делу №297-Т/2015, изучив доводы Заявителя и Организатора торгов, а также представленные  документы и сведения,  в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

        В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

         2 октября 2015 года ПАО "Кубаньэнерго" (далее - Заказчик, Организатор закупки) на сайте www.zakupki.gov.ru ( извещение №31502819665)  разместило Извещение о проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключения с ПАО «Кубаньэнерго» договора на оказание юридических услуг о взыскании сумм: с ОАО «Славянка» в размере 925 648 974 рубля 72 копейки, с Федерального государственного предприятия «Авторемонтный центр Мингосимущества России» в размере 142 481 960 рублей 87 копеек.

      Срок предоставления документации с 02.10.2015 по 23.10.2015.

      Дата и время окончания подачи заявок 23.10.2015  11:00.

      Дата и время рассмотрения заявок 01.12.2015 17:00.

      Дата и время подведения итогов 02.12.2015 17:00

        ПАО «Кубаньэнерго» является субъектом естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе,   в части услуг по передаче электрической и тепловой энергии, на его действия распространяются положения Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон о закупках»).

  Согласно нормам статьи 2 указанного закона закупочную деятельность заказчика регламентирует положение о закупке, которым заказчики руководствуются наряду с действующим законодательством.

Согласно пункту 4  части 3 статьи 2  Федерального закона о закупках  Положение о закупке утверждается  советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, или коллегиальным исполнительным органом такого акционерного общества в случае, если уставом хозяйственного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета), общим собранием акционеров хозяйственного общества;

        Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Кубаньэнерго», утверждено протоколом заседания совета директоров ПАО «Кубаньэнерго» от 17.06.2013 №167/2013 (далее- Положение). Текст указанного Положения размещен на сайте  www.zakupki.gov.ru.

       1. В соответствии с пунктом 1.4.5. конкурсной документации все споры и разногласия, возникающие в связи с проведением Конкурса, в том числе касающиеся исполнения Организатором и Участниками конкурса своих обязательств, не урегулированные в порядке, предусмотренном п. 1.4.2, могут быть решены в Третейском суде при Российском союзе промышленников и предпринимателей (г. Москва), в соответствии с его правилами, действующими на дату подачи искового заявления

        Комиссией по делу №297-Т/2015 установлено, что  данный пункт  следует трактовать как право, а не обязанность сторон. Потенциальный участник конкурса  имеет возможность обратиться к Организатору конкурса за разъяснениями Конкурсной документации. На момент проведения заседания по делу №297-Т/2015 Заявитель таким правом не воспользовался.

      2. Согласно пункту 4.3.1.1. конкурсной документации участвовать в Конкурсе может любое лицо согласно п. 1.1.1 настоящей Конкурсной документации. При проведении конкурса на ЭТП, такое лицо должно быть зарегистрировано на соответствующей ЭТП в качестве Участника ЭТП, а также в качестве Участника проводимого конкурса.

       В пункте 4.4.1.3. конкурсной документации также указано, что конкурсная заявка должна быть подготовлена в электронной форме с использованием функционала ЭТП (п.4.4.3) и в письменной (бумажной) форме (подраздел 4.4.4). Письменная (бумажная) форма заявки необходима для подтверждения соответствия и обеспечения законной силы электронных документов, направленных ЭТП.

      В силу пункта 4.4.5.1. конкурсной документации все документы, входящие в

Конкурсную заявку, должны быть подготовлены на русском языке.

      Комиссией по делу №297-Т/2015 установлено, что в соответствии с п.3.3.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Кубаньэнерго» (далее Положение о закупках) при осуществлении закупочной деятельности используется функционал электронной торговой площадки www.b2b-mrsk.ru.

     Пунктом 4.4.5.2 конкурсной документации регламентирован порядок предоставления документов, выданных Участнику третьими лицами на ином языке. Данные документы могут быть представлены на ином языке, при условии, что к ним приложен перевод на русский язык (в специально оговоренных случаях - апостилированный). Так же порядок рассмотрения заявок иностранных участников установлен в п.8.12.3.5 Положения о закупках. Иностранные участники закупки в составе заявки должны предоставить копии документов (апостилированные копии либо нотариально заверенный перевод на русский язык), подтверждающие их соответствие.

3. Пунктом 4.3.2.3 конкурсной документации предусмотрено, что квалификация Участника открытого конкурса подтверждается следующими документами:

1) Справкой о выполнении за последние 3 года договоров, аналогичных по предмету, видам оказываемых услуг и суммам;

2) Справкой о текущей загруженности Участника.

3) Документами о рекламациях со стороны ПАО «Кубаньэнерго» в адрес Участника по исполнению ранее заключенных договоров. Сведения о рекламациях в адрес Участника, полученные от сторонних заказчиков, получаемые по запросу Организатора;

4) Справкой о кадровых ресурсах, планируемых к привлечению для выполнения договора.

Пунктом 4.9 Положения о закупках установлено, что иные требования к  участникам закупки устанавливаются документацией о закупке.

Таким образом, установлено, что требования к квалификации участника закупки не нарушают Положение о закупках Заказчика.

        Кроме этого п.4.3.2.5 конкурсной документации предусмотрено, что если по каким-либо причинам Участник конкурса не может предоставить требуемый документ, он должен приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа, а также содержащую заверения Организатору конкурса о соответствии потенциального Участника данному требованию.

        4.Согласно пункту 4.3.3.1. конкурсной документации участники конкурса могут привлекать соисполнителей.

        Комиссией по делу №297-Т/2015 установлено, что в случае привлечения субподрядчиков (сопоставщиков, соисполнителей), все документы в части квалификации, финансового состояния и правоспособности предоставляются, и соответственно рассматриваются комиссией в полном объеме на каждого субподрядчика (сопоставщика, соисполнителя). Подпунктом б) пункта 4.9.2.4 конкурсной документации предусмотрено, что по результатам проведения отборочной стадии Конкурсная комиссия отклоняет заявки, которые в существенной мере не отвечают установленным в документации требованиям к оформлению, составу документов и сведений, подаваемых в Заявке, в том числе, если Участник (в т.ч. один либо несколько привлекаемых Участником соисполнителей) не предоставил справку о всей цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).

      5. В пункте 4.9.2.8. конкурсной документации предусмотрено, что конкурсная заявка Участника может быть отклонена на основании отрицательного заключения службы безопасности Заказчика.

      На заседании оп делу №297-Т/2017 установлено, что Департамент безопасности Заказчика оценивает благонадежность контрагентов в ходе проведения закупочных процедур, руководствуясь п. 4.9.2.7 конкурсной документации, согласно которому «...Организатор конкурса при принятии решения о соответствии Участника вправе принять во внимание наличие негативного опыта сотрудничества с Участником при исполнении им ранее заключенных с ПАО «Кубанъэнерго» договоров, при наличии судебных решений по искам сторонних Заказчиков не в пользу Участника, а также обоснованных Заказчиком и признанных поставщиком досудебных претензий вследствие неисполнения обязательств по таким договорам, при этом принимая во внимание систематичность таких нарушений договорных обязательств и последствия, наступившие вследствие неисполнения Поставщиком своих обязательств по договорам».

        6. Согласно пункту 4.9.3.3. конкурсной документации оценка производится по шкале оценок в баллах от 0 до 5, отражающих мнение члена комиссии (либо привлеченного комиссией эксперта) по оцениваемому критерию, с указанием обоснования каждой такой оценки.

       На заседании по делу №297-Т/2015 установлено, что пункт 4.9.3.4 конкурсной документации содержит описание применения балльной оценки, а именно Оценка производится по шкале оценок в баллах от 0 до 5, отражающих мнение члена комиссии (либо привлеченного комиссией эксперта) по оцениваемому критерию, с указанием обоснования каждой такой оценки. В случае отсутствия обоснования

выставленной оценки по какому-либо критерию, она принимается равной 0.

       По неценовым критериям оценка производится членами Конкурсной комиссии (при необходимости - с привлечением экспертов) на основании документов заявки Участника, свидетельствующих о наличии опыта оказания аналогичных услуг, качества оказания услуг на основании отзывов заказчиков по ранее выполненным договорам, сведениях о квалификации планируемого к привлечению для оказания услуг персонала и количества планируемого к привлечению свободного персонала, иных сведениях, полученных из открытых источников относительно деятельности и качества работы Участника. Рейтинг заявки по критерию стоимости рассчитывается как значение, равное разнице в процентах между стоимостью вознаграждения, предложенной участником, и стоимостью вознаграждения, установленной в конкурсной документации.

7) Пунктом 4.12.1. конкурсной документации определено, что конкурс признается несостоявшимся в случаях, если подана только одна Заявка.

     В пункте 4.12.2. конкурсной документации указано, что в случае, если при проведении конкурса представлена или допущена одна Заявка — Заказчик вправе заключить Договор с единственным Участником, представившим Заявку, при условии, что такая Заявка соответствует требованиям Конкурсной документации.

Комиссия по делу №297-Т/2015 считает, что данные положения  не противоречат друг другу.  Конкурсная комиссия ПАО «Кубаньэнерго» признает конкурс несостоявшимся, руководствуясь Положением о закупках, а именно:

7.5.1 Конкурентная процедура закупки признается несостоявшейся,

если по окончании срока подачи заявок:

а) подана только одна заявка;

б) не подана ни одна заявка.

7.5.2 Конкурентная процедура также признается несостоявшейся, если

по результатам рассмотрения заявок принято решение:

а) об отказе в допуске всем участникам, подавшим заявки;

б) о допуске только одного участника.

Согласно п.7.5.5 - Если при проведении любой конкурентной закупки была представлена только одна заявка, однако проведение новых процедур закупок нецелесообразно (например, исчерпаны лимиты времени на проведение закупки, проведение новой конкурентной закупки не приведет к изменению круга участников и появлению другого победителя), а предоставленная заявка приемлема и соответствует требованиям Извещения  о проведении закупки и документации о закупке, закупочная комиссия вправе принять решение о заключении договора с участником, подавшим такую заявку, а п.7.5.6 конкурсной документации предусматривает, что если при проведении любой конкурентной закупки было подано более одной заявки, но только одна из них была допущена до участия в закупке, решение о заключение договора с участником, подавшим такую заявку, принимается ЦЗО Общества.

Частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Установлено, что  на момент рассмотрения дела №297-Т/2015 ИП В. Д.В. не является участником данного  открытого конкурса.

В соответствии с изложенным, комиссией по делу №297-Т/2015 не установлено нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП В.Д. В. на действия организатора торгов – ПАО «Кубаньэнерго» при проведении открытого  одноэтапного конкурса на право заключения с ПАО «Кубаньэнерго» договора на оказание юридических услуг о взыскании сумм: с ОАО «Славянка» в размере 925 648 974 рубля 72 копейки, с Федерального государственного предприятия «Авторемонтный центр Мингосимущества России» в размере 142 481 960 рублей 87 копеек, а также взыскания с ООО «Лукойл-Экоэнерго» суммы в размере 180 138 010 рублей 97 копеек (извещение №31502819665  размещено на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

 

        Заместитель председателя Комиссии:                                   В.В. Оберемок

        Члены Комиссии:                                                                   Е.В. Крамаренко

                                                                                                        С.Г.Еременко

                                                                                                               О.Ю.Асанова

 

         Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны