Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1224/2022 по результатам рассмотрения жал... от 11 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1224/2022

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11 апреля 2022г.                                                                                   г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии, путем систем ВКС, представителя ООО «Экспертно-консультативный центр «Дедал» (далее – Заявитель) и представителя ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обследованию технического состояния и проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений ПАО «НМТП» в 2022г. (извещение № 32211132033 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обследованию технического состояния и проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений ПАО «НМТП» в 2022г. (извещение № 32211132033 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 11.04.2022г. в 11:30.

Заявитель считает, что Организатор торгов нарушил порядок проведения закупочной процедуры, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/07/3-1224/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее – Положение), утвержденным протоколом Совета директоров ПАО «Транснефть» от 05.04.2019г. № 5.

14.02.2022г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32211132033 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обследованию технического состояния и проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений ПАО «НМТП» в 2022г.

Начальная (максимальная) цена договора – 3 265 635,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 14.02.2022г.

Дата и время окончания подачи заявок - 03.03.2022г. 12:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 09.03.2022г., на участие в конкурс поступило 18 заявок, 7 претендентов допущены к участию в торгах.

Заявитель оспаривает указанное решение конкурсной комиссии, вместе с тем, не указывает на нарушения, допущенные Организатором торгов при рассмотрении первых частей заявок.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, которые не отвечают предъявленным Организатором торгов требованиям, не означает, что действия Организатора торгов повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Кроме того, согласно доводу жалобы, Организатор торгов неправомерно присвоил всем участникам 20 баллов по подкритерию «Опыт выполнения работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений» и не принял к оценке длительный опыт работы Заявителя.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и Положением, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Таким образом, Организатору торгов предоставлено право сформировать свою Документацию в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Организатора торгов в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с пунктом 6.6.3 Положения, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке входят в состав документации о закупке.

Заказчиком, Организатором закупки в документации о закупке могут быть установлены следующие соотносимые с предметом закупки критерии оценки:

- цена договора, цена единицы товара, работы, услуги, указанные в заявке на участие в закупке;

- срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, работы, услуги;

- квалификация участника закупки, а также его субподрядчиков (субпоставщиков, соисполнителей, если предусмотрено их привлечение), в том числе: обеспеченность материально-техническими ресурсами, обеспеченность кадровыми ресурсами;

- опыт и репутация участника закупки, его субподрядчиков (субпоставщиков, соисполнителей);

- финансовое состояние, подтвержденное данными бухгалтерской отчетности, направленной в налоговые органы;

- и иные критерии оценки.

Согласно пункту 1.3 главы 2 Документации, оценка заявок участников производится по следующим критериям: цена договора, с весом критерия                60 % и квалификация участников, с весом критерия 40 %.

В соответствии с таблицей 2 «Рейтинг заявки», критерий «Квалификация участника» включает в себя подкритерий «Опыт выполнения работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений».

Согласно пункту 1.5.8 главы 2 Документации, опыт выполнения работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений оценивается на основании информации указанной в приложении № 1 к главе 5 Документации, по суммам исполненных договоров (подтверждается копиями), подтверждающих наличие опыта выполнения аналогичных работ, по сумме исполненных договоров в рублях (без учета НДС).

Для оценки сведений по данному показателю участник конкурса представляет на рассмотрение сведения по Форме № 6 о выполнении договоров, аналогичных предмету закупки.

Для подтверждения факта выполненных работ участник конкурса должен предоставить:

- копии договоров (листы с предметом договора, его стоимостью; подписанный сторонами и реквизитами сторон);

- копии подписанных актов сдачи-приемки выполненных работ по каждому из представленных договоров, оформленных непосредственно на имя участника размещения заказа.

Согласно Инструкции по заполнению Формы 6 (приложение № 1 к главе 5 Документации), к рассмотрению принимаются договоры, заключенные с 01.01.2019г. и выполненные в период с 01.01.2019г. до даты публикации извещения о закупки в ЕИС. Для подтверждения стоимости работ по выполненным договорам участником предоставляются заверенные копии актов сдачи-приемки выполненных работ. Все представленные документы должны быть подписаны представителями заказчика и исполнителя. Данные, не подтверждённые актами или справками не будут учтены при оценке заявок.

В соответствии с таблицей 2 «Рейтинг заявки», при предоставлении участником информации об исполненных договорах на сумму свыше 15 000 000,00 руб. заявке такого участника присваивается 20 баллов, при предоставлении информации об исполненных договорах на сумму от 1 000 000,00 руб. до 15 000 000,00 руб. включительно заявке присваивается 10 баллов.

В случае предоставления информации об исполненных договорах на сумму менее 1 000 000,00 руб., а также не предоставления документов, характеризующих участника конкурса по данному критерию, либо предоставления документов, оформленных ненадлежащим образом, либо отсутствие опыта выполнения работ по данному критерию, такому участнику присваивается оценка 0 баллов.

На основании изложенного, не подлежит оценке длительность осуществления участником закупки деятельности на товарном рынке.

Целью проведения закупки является выбор наиболее конкурентоспособного участника, который сможет наилучшим образом удовлетворить потребности заказчика. Критерии оценки устанавливаются с учетом специфики деятельности каждого отдельного заказчика для определение наилучшего поставщика.

Вместе с тем, все участники закупки поставлены в равные условия, а субъективный фактор при оценке заявок исключается посредством установления критериев объективности (обоснованности) и измеримости, описанных в Документации. Формулировки критериев оценки заявок носят определенный (измеримый) характер, критерии являются четкими, понятными и равными для всех участников закупки.

Кроме того, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Начисление Заявителю дополнительных баллов по критериям, не установленным в Документации противоречило бы принципам равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации, установленных частью 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с итоговым протоколом от 25.03.2022г., заявке Заявителя присвоено 94.07 баллов, в связи с чем Заявитель занял второе место в итоговом рейтинге конкурса.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях Организатора торгов не установлено нарушения требований части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Экспертно-консультативный центр «Дедал» на действия ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обследованию технического состояния и проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений ПАО «НМТП» в 2022г. (извещение № 32211132033 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Заместитель председателя комиссии                             

 

Члены Комиссии:                                                                    

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны