Решение б/н РЕШЕНИЕ № 1371/2020-КС по делу № 023/06/64-3532/2020 о наруш... от 30 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 1371/2020-КС

по делу № 023/06/64-3532/2020 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

28 июля 2020 года                                                                                       г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Альянс Плюс» (далее – Заявитель) на действия ГБУЗ «Тимашевская ЦРБ» МЗ КК при проведении электронного аукциона: «Поставка перчаток медицинских» (извещение № 0318300034420000331) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации электронного аукциона. Заявитель считает, что требования Заказчика к закупаемому товару ограничивают количество участников закупки.    

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - ГКУ КК «Тимашевская ЦРБ» проводился электронный аукцион: «Поставка перчаток медицинских» (извещение № 0318300034420000331).

Начальная (максимальная) цена контракта – 498 227, 00 руб.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу ч.1, ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В п.20 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

 

 

Заявитель считает, что вышеуказанные характеристики перчаток ограничивают количество участников закупки.

Согласно пояснениям Заказчика учитывая, что данный тип смотровой перчатки необходим для проведения медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур, лабораторных работ и осмотров для предотвращения риска инфицирования, для работы с заведомо инфицированными пациентами и пациентами из группы риска, данные характеристики позволяют в полной мере предотвратить риск инфицирования медицинского работника за счет своих прочностных характеристик. Данную перчатку целесообразно использовать при работе с пациентами при повышенном риске инфицирования или с необследованными пациентами, а также в лабораториях.

Заказчик на Комиссии пояснил, что изучив российский рынок медицинских перчаток, Заказчик определил, что многослойные перчатки состоящие из латекса с внутренним покрытием из нитрила, наилучшим образом удовлетворяют егод потребность. Латекс, являясь самым эластичным материалом, обеспечивает лучшую тактильную чувствительность и комфорт при работе, необходимые при проведении хирургических операций. Однако являясь натуральным материалом растительного происхождения, латекс содержит протеины, вызывающие аллергические реакции. Использование полностью латексных перчаток медицинскими работниками, тестированной и скрытой аллергией на протеины латекса становится невозможным. Синтетический мматериал нитрил не вызывает аллергических реакций, обладает повышенной устойчивостью к химическим реагентам и механическим повреждениям, однако не обладает такой же эластичностью и комфортностью при ношении, как натуральный латекс. Даже перчатки из высокоэластичного нитрила не заменяют перчаток из латекса по критерию «растяжение на разрыв».

Перчатки, состоящие из латекса и нитрила, сочетают в себе необходимые заказчику свойства указанных материалов, нейтрализуя недостатки каждого из них, используемых отдельно. Подобное сочетание исключает контакт кожи рук медицинских работников с протеинами натурального латекса, а за счет улучшенных барьерных свойств структуры перчатки обеспечивается защита при операциях с рисками инфицирования, а также эластичность и комфорт при ношении.

Три слоя: наружный слой - натуральный латекс придает мягкость, эластичность и высокую прочность, обеспечивает облегание и комфорт, средний слой - смесь натурального латекса и нитрила усиливает целостность и прочность перчатки даже при растяжении на 300 % перчатки не должны изменять своих барьерных свойств, внутренний слой - нитрил, существенно улучшает барьерные свойства, обеспечивая высокую устойчивость к химическим веществам, механическим повреждениям, а также обеспечивает легкость надевания на сухие и влажные руки, предотвращает контакт кожи и латекса. Требование к определенному количеству слоев заказчики связывают с тем, что наличие 3-х слоев максимально обеспечивает защиту медицинских работников, проводящих хирургические манипуляции, от ВИЧ, биологических жидкостей при разрыве перчатки. Перчатки с определенным сочетанием слоев обеспечивают эффективную барьерную защиту благодаря высокой прочности и устойчивости ко многим химическим веществам. Латекс является сильнейшим аллергеном. Перчатки с нитриловым внутренним слоем создают барьер между латексом и кожей. Наряду с этим, по физическим свойствам латекс - наиболее подходящий материал для медицинских перчаток, так как он обладает нужной эластичностью и тактильной чувствительностью, в отличие от перчаток, выполненных только из нитрила.

Манжета перчатки необходима для плотного облегания предплечья хирурга во время операции и отсутствия переживания.

Требования к антисептическому компоненту обусловлены медицинской необходимостью, и соответствуют требованиям профильных приказов, регламентирующих деятельность организаций здравоохранения (САНПиН 2.1.3.2630-10) и являются требованиями, направленными на профилактику ВБИ. Длительное применение перчаток может вызвать развитие раздражений и повреждений кожи. Использование защитных и смягчающих кремов «под перчатку» может приводить к разрушению структуры латекса пленки и снижению барьерных свойств медицинских перчаток (снижение устойчивости к микробной нагрузке). При этом использование перчаток с антисептическими покрытиями обеспечивает не только барьерную функцию, но и препятствует возможному развитию повреждений кожи, а также позволяет ускорить процесс работы персонала, без отвлечения на использование косметических средств, снизить затраты на средства для увлажнения кожи рук.

Заказчиком получены коммерческих предложения от трех поставщиков. Полученные ответы подтверждали возможность поставки товара разных производителей в соответствии с нашим техническим описанием. Сделан однозначный вывод об отсутствии ограничения количества участников закупки.

Заказчику известны не менее четырех производителей многослойных хирургических перчаток (Cardinal -.ealth 200, регистрационные удостоверения: № РЗН 2013/1061, № ФСЗ 2008/02926; Нитритекс (М) Сдн. Бхд. 'регистрационное удостоверение № ФСЗ 2012/12749), MRK HEALTHCARE, регистрационное удостоверение '№ ФСЗ 2010/07815, Перчатки медицинские Armilla Регистрационное удостоверение № РЗН 2013/1220). Регистрационные удостоверения на эти перчатки являются действующими на данный момент, а перчатки, указанные в данных регистрационных удостоверениях, свободно обращаются на действующем рынке, ограничение конкуренции отсутствует, участник процедуры закупки имеет возможность приобрести перчатки любого из существующих производителей.

          Действующим законодательством, а также действующими стандартами ГОСТ не предусмотрено ограничений по цвету и количеству слоев медицинских перчаток.

           Законом о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если технические характеристики товара, отличаются от требований государственных стандартов, в аукционной документации должно быть обоснование таких характеристик, данное обоснование требований в документации имеется.

          При формировании технического задания Заказчик исходил из своих потребностей и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечения безопасности и высокоэффективной защиты медицинского персонала, а также высокого уровня оказания медицинской помощи пациентам.

          Заказчиком также предоставлен реестр контрактов, в соответствии с которым перчатки с данными характеристиками широко поставляются в медицинские учреждения РФ.

           То есть, перчатки находятся в свободной продаже и поставляются большим количеством поставщиков и не имеют ограничений для обращения на территории Российской Федерации.

Согласно п. 3.2 ГОСТ Р 52238-2004 «Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые» в зависимости от материала перчатки изготовляют двух типов:

а)           1 - из латекса натурального каучука;

б)          2 - из нитрильного латекса, полихлоропренового латекса, раствора бутадиен- стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен- стирола или раствора термоэластопласта.

В техническом задании требуются перчатки из смеси латекса и нитрила, что не противоречит требованиям ГОСТ.

Перчатки, состоящие из латекса и нитрила, сочетают в себе необходимые заказчику свойства указанных материалов, нейтрализуя недостатки каждого из них, используемых отдельно. Подобное сочетание исключает контакт кожи рук медицинских работников с протеинами натурального латекса, а за счет улучшенных барьерных свойств структуры перчатки обеспечивается защита при операциях с рисками инфицирования, а также эластичность и комфорт при ношении.

Требование к таким характеристикам перчаток обусловлено потребностью Заказчика и сформировано с учетом пожеланий персонала.

При формировании потребности Заказчик получил коммерческие предложения от трех поставщиков с указанием товара различных производителей. Полученные ответы подтверждали возможность поставки товара в соответствии с техническим описанием.

Доводов, подтверждающих позицию заявителя о том, что подобные перчатки в качестве медицинского изделия не зарегистрированы не представлено.

Данным характеристикам соответствуют как минимум три производителя.

Заказчиком также предоставлен реестр контрактов, в соответствии с которым перчатки с данными характеристиками широко поставляются в медицинские учреждения РФ.

То есть, перчатки находятся в свободной продаже и поставляются большим количеством поставщиков и не имеют ограничений для обращения на территории Российской Федерации.

Действующее законодательство предоставляет заказчику возможность организации определения поставщика по закупке именно того товара, который является для него необходимым. Подобный вывод согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу № А08-1545/2016, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2011 № Ф09-7616/11, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2015 по делу № A32-23367/2015 и рядом иных актов.

Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 «...Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге...».

Таким образом, технические, функциональные характеристики и иные требования, установленные Заказчиком к предмету закупки и зафиксированные в Описании объекта закупки, аукционной документации, направлены на максимальное удовлетворение нужд (потребностей) Заказчика. При этом, в полном соответствии с действующим законодательством, технические требования сформулированы таким образом, чтобы исключить необоснованные ограничения конкуренции.

С учетом изложенных обстоятельств, требования аукционной документации установлены с учетом потребностей Заказчика и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика являются для него или других участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам, а также ограничивают количество участников закупки.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Альянс Плюс» необоснованной.

      2.Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318300034420000331).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны