Решение б/н . от 3 июня 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 810/2019-КС о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
03 июня 2019 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО «МОНОЛИТСТРОЙМОНТАЖ» (далее – Заявитель) на действия администрация МО Кореновский район при проведении уполномоченным органом – департаментом по регулированию контрактной системы КК электронного аукциона: «Строительство объекта: «Проектирование общеобразовательной организации на 550 мест в г. Кореновске» (извещение №0318200063919001723) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком при описании объекта закупки в «Техническом задании» документации допущены нарушения п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе (поз.13, 14, 15, 21).
В п.40 Информационной карты неправомерно установлено требование о предоставлении выписки СРО по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019г. №86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее – Приказ №86)».
В нарушение требований постановления Правительства РФ от 15.05.2017 №570 Заказчиком не включен в документацию перечень возможных видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории РФ из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
На рассмотрение представителями уполномоченного органа, Заказчика представлена документация электронного аукциона, извещение о проведении электронного аукциона, письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом – департаментом по регулированию контрактной системы КК проводился электронный аукцион: «Строительство объекта: «Проектирование общеобразовательной организации на 550 мест в г. Кореновске» (извещение №0318200063919001723). Заказчик - администрация МО Кореновский район.
Начальная (максимальная) цена контракта – 483 743 570,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 «Описание объекта закупки», где в Приложении установлены «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие).
Заявитель указывает, что характеристики товара, включают химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что нарушает п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В Приложении «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» Заказчиком при описании товара установлен товарный знак и «или эквивалент», что позволяет участнику представить согласие на товарные знаки, указанные Заказчиком.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Согласно с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
Аукционная документация содержит положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которое выдано 10 августа 2017 года №23-1-1-3-0166-17 (проектная документация и результаты инженерных изысканий) от 31 августа 2017 года №23-1-7-0398-17 (проверка достоверности определения сметной стоимости строительства) Государственным автономным учреждением Краснодарского края Управление краснодарской краевой государственной экспертизы проектов территориального планирования, проектов строительства и инженерных изысканий (ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза»).
Сведения о наличии разрешения на строительство Разрешение на строительство от 12.02.2019г. №23-Ru23513101-2-2019.
Заявитель в жалобе указывает, что в п.40 Информационной карты неправомерно установлено требование о предоставлении выписки СРО по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019г. №86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее – Приказ №86)».
Из пояснений уполномоченного органа следует, что Приказ Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» (далее - Приказ № 58) утратил силу в связи с изданием Приказа № 86, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 09.04.2019), то есть 19.04.2019.
Извещение о проведении рассматриваемого аукциона после внесений изменений в документацию было опубликовано 14.05.2019. Дата окончания подачи заявок на участие в аукционе 30.05.2019. Таким образом, исходя из условий предоставления выписки, ее действия, на дату окончания подачи заявок, участниками могут быть поданы в составе заявок действующие выписки СРО, выданные только в соответствии с Приказом № 86. Выписки, выданные по форме, утвержденной приказом № 58 не могли быть поданы с 19.05.2019. Кроме того, учитывая достаточный промежуток времени между вступлением в силу Приказа № 86 (19.04.2019) и началом подачи заявок на участие в спорном аукционе (14.05.2019), у участников была возможность получить выписку по форме нового принятого приказа.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 570) утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Подпунктом б) пункта 2 Постановления № 570 установлено, что: конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
В ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе указано, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В Приложении №3 к «Проекту контракта» указан: «Перечень видов и объемов работ, которые Подрядчик выполняет самостоятельно без привлечения других лиц».
Строительство объекта: «Проектирование общеобразовательной организации на 550 мест в г.Кореновске»
№ п/п |
Конкретные виды работ |
Объемы работ * |
Стоимостное выражение объемов работ, руб.*** |
1 |
Подготовительные работы |
|
|
2 |
Земляные работы |
||
6 |
Устройство фундаментов и оснований |
||
7 |
Возведение несущих конструкций |
||
8 |
Возведение наружных ограждающих конструкций |
||
9 |
Устройство кровли |
||
10 |
Фасадные работы |
||
11 |
Внутренние отделочные работы |
||
12 |
Устройство внутренних санитарно-технических систем |
||
13 |
Устройство внутренних электротехнических систем |
||
14 |
Устройство внутренних трубопроводных систем |
||
15 |
Устройство внутренних слаботочных систем |
||
16 |
Установка подъемно-транспортного оборудования |
||
17 |
Монтаж технологического оборудования |
||
18 |
Пусконаладочные работы |
||
19 |
Устройство наружных электрических сетей и линий связи |
||
20 |
Устройство наружных сетей канализации |
||
21 |
Устройство наружных сетей водоснабжения |
||
23 |
Устройство наружных сетей газоснабжения |
||
34 |
Благоустройство |
||
Общий объем работ по строительству объекта капитального строительства, в совокупном стоимостном выражении, руб. |
|||
Цена контракта, руб. |
|||
Доля от цены контракта, в %**** |
* Определяются по предложению Подрядчика, из числа возможных видов и объемов работ, предусмотренных документацией об аукционе.
*** Определяется исходя из сметной стоимости работ, предусмотренной проектной документацией
**** Конкретные виды и объемы работ в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены контракта
Заказчиком в Приложении №3 к «Проекту контракта» установлен перечень работ, которые Подрядчик выполняет самостоятельно без привлечения других лиц, в соответствии с которым объем определяется по предложению Подрядчика, из числа возможных видов и объемов работ, предусмотренных документацией об аукционе, что не противоречит пп.б) п.2) постановления Правительства РФ №570.
Однако, Заказчик нарушил требования законодательства, поскольку указал противоречащую постановлению Правительства РФ №570 информацию: «Конкретные виды и объемы работ в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены контракта».
Допущенное Заказчиком нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «МОНОЛИТСТРОЙМОНТАЖ» обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7, ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570.
- В связи с тем, что Заказчику – администрации МО Кореновский район выдано предписание №227 по делу № 881/2019-КС, повторно предписание не выдавать.
- Повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.