Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1915/2023 по результатам рассмотрения жал... от 5 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1915/2023
по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

02 мая 2023г. г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председателя комиссии № 3:

Члены Комиссии:

при участии путем ВКС представителя ИП Ф. В. Г. (далее – Заявитель) С. Д.А. по доверенности о 22.03.2023г. № 22/03/23, представителей ПАО «Россети Кубань» (далее – Организатор торгов) Щ. Е.А. по доверенности от 17.01.2023г., В. О.В. по доверенности от 12.04.2021г. № 119/10-1821, З. Д.Л. по доверенности от 26.02.2021г. № 23АВ1173427, Р. С.А. по доверенности от 27.04.2023г. № 23АВ3802937 рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем противопожарной защиты и первичных средств пожаротушения (извещение № 32312158402 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем противопожарной защиты и первичных средств пожаротушения (извещение № 32312158402 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 20.04.2023г. в 12:00 (МСК) посредством видеоконференцсвязи.

Заявитель считает, что Организатором торгов нарушен порядок проведения закупочной процедуры, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия по делу № 023/07/3-1915/2023, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Единым стандартом закупок ПАО «Россети Кубань» (далее - Положение), утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети Кубань», протокол от 27.01.2023 № 508/2023.

01.03.2023г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32312158402 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем противопожарной защиты и первичных средств пожаротушения.

Начальная (максимальная) цена договора – 40 714 187,50 руб.

Дата начала срока подачи заявок — 01.03.2023г. (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок — 17.03.2023г. 11:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Организатор торгов необоснованно отклонил заявку Заявителя.

В соответствии с протоколом заседания Центральной конкурсной комиссии № 32312158402/2 заявка Заявителя отклонена, по причине не соответствия подпункту «а» пункта 2 Приложения № 2 к части  II «Информационная карта закупки», подпункту «б» пункта 3 Приложения № 2 к части  II «Информационная карта закупки», пункта 6 Приложения № 2 к части  II «Информационная карта закупки», на основании пункта 3.1.1 Документации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Приложения № 2 к части  II «Информационная карта закупки», участник должен включить в состав заявки свидетельство о регистрации участника в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя), подтверждающего регистрацию Участника на территории Российской Федерации (для лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 года дополнительно - свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц/Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей), для юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных с 01 января 2017 года (в том числе при преобразовании) Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц/ Лист записи Единого государственный реестра индивидуальных предпринимателей).

Краснодарским УФАС России установлено, что в составе заявки Заявителя отсутствует свидетельство о регистрации участника в качестве индивидуального предпринимателя, лист записи Единого государственный реестра индивидуальных предпринимателей.

Согласно подпункту «б» пункта 3 Приложения № 2 к части  II «Информационная карта закупки», участник закупки для подтверждения финансовой устойчивости должен включить в состав заявки заключение аудиторской проверки за последний отчетный год в случаях, когда проведение аудиторской проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательно, а также в случае наличия заключения аудиторской проверки при проведении добровольного аудита.

В случае если аудиторская проверка не проводилась (обязательная или добровольная), Участник должен приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа, а также содержащую заверения Организатору закупки о соответствии Участника данному требованию.

Краснодарским УФАС России установлено, что в отношении Заявителя аудиторская проверка не проводилась, вместе с тем, в составе заявки Заявителя отсутствует справка, составленная в произвольной форме, объясняющая причину отсутствия требуемого заключения аудиторской проверки.

Согласно пункта 6 Приложения № 2 к части  II «Информационная карта закупки», в случае если по каким-либо причинам Участник не может предоставить требуемый документ, он должен приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа, а также содержащую заверения Организатору закупки о соответствии Участника данному требованию.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 6.2.3 Документации, центральная конкурсная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке).

Вместе с тем, согласно пункту 3.4.2 Документации, в случае неполного представления информации и документов, перечисленных в пунктах 10, 12, 14 части II «Информационная карта закупки» Центральная конкурсная комиссия отклоняет заявку, поданную на участие в закупке.

Согласно пункту 10 часть II «Информационная карта закупки», информация и документы, входящие в состав заявки на участие в закупке установлены в Приложение № 2 к части II «Информационная карта закупки».

Таким образом, участником не выполнено требование Документации, что повлекло отклонение его заявки.

На основании изложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Организатором торгов к участию в конкурсе допущены участники, не соответствующие требованиям Документации, а именно подпункту «г» пункта 4 Приложения № 2 к части  II «Информационная карта закупки».

Согласно протоколу заседания Центральной конкурсной комиссии № 32312158402/2 к участию в конкурсе допущено ООО «СБК-АЛЬЯНС» (ИНН: )и ООО «БАЗИС» (ИНН: ), в соответствии с протоколом заседания Центральной конкурсной комиссии № 32312158402/3 победителем конкурса признано ООО «СБК-АЛЬЯНС».

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Приложения № 2 к части  II «Информационная карта закупки», в целях подтверждения квалификации участник закупки должен включить в состав заявки соответствующие разрешающие документы на выполнение видов деятельности в рамках Договора в соответствии с разделом IV «Технические требования на выполнение работ/оказание услуг», в том числе при привлечении субподрядчиков - наличие у таких лиц необходимых документов.

В соответствии с Разделом IV «Технические требования на выполнение работ/оказание услуг», технические требования к закупаемой продукции приведены в приложении №1 к настоящей документации о закупке.

Согласно пункту 1.7 Технического задания, исполнитель должен обладать действующей лицензией на работы и услуги, составляющие деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:

 монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

 монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

 монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

 монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

 монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;

 монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

 монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

 монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;

 монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

(Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020г. № 1128 (далее - Положением о лицензировании), определен перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Согласно Приложению к Положению о лицензировании, к работам и услугам, составляющим деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится:

1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.

9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что в составе заявки участника ООО «СБК-АЛЬЯНС» (ИНН: ) отсутствует лицензия. Вместе с тем, согласно сведениям из реестра лицензий МЧС России, участник ООО «СБК-АЛЬЯНС» (ИНН: ) имеет лицензию на осуществление по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в которой отсутствует вид работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Также, согласно материалам представленным на рассмотрение Комиссии Краснодарского УФАС, в составе заявки участника ООО «БАЗИС» (ИНН: ) представлена лицензию на осуществление по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в которой также отсутствует вид работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, что подтверждается информацией из реестра лицензий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в области пожарной безопасности.

Согласно пункту 10 части II «Информационная карта закупки», входящие в состав заявки на участие в закупке для подтверждения соответствия требованиям, установленным в пункте 9 части II «Информационная карта закупки»

Вместе с тем, согласно подпункту 6 пункту 9 Приложения № 2 к части  II «Информационная карта закупки» в целях подтверждения соответствия установленным требованиям, участник должен включить в состав второй части заявки документы, подтверждающие правоспособность, финансовую устойчивость, квалификацию участника в соответствии с п. 2, п. 3, п. 4 приложения № 2 к части II «Информационная карта закупки».

Согласно подпункту «а» пункта 6.2.3. Документации, центральная конкурсная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке.

Вместе с тем, согласно пункту 9 части II «Информационная карта закупки», чтобы претендовать на победу в закупке и получения права заключить договор, участник закупки должен отвечать требованиям, установленным к участникам закупки в соответствии с Приложением № 2 к части II «Информационная карта закупки».

Таким образом, Организатором торгов допущены к участию в конкурсе участники не соответствующие требованиям пункта 9 Приложения № 2 к части  II «Информационная карта закупки», что противоречит пункту 3.4.2 Документации и пункта 6.2.3. Документации.

В соответствии с часть 11 статьи 3 Закона о закупках, участники закупки, подавшие заявку на участие в закупке вправе обжаловать действия (бездействие), совершенные заказчиком, комиссией по осуществлению закупок после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке.

На основании изложенного Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях Организатора торгов установлено нарушение требования части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Ф. В. Г. на действия ПАО «Россети Кубань» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем противопожарной защиты и первичных средств пожаротушения (извещение № 32312158402 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.) обоснованной.

2. Организатору торгов - ПАО «Россети Кубань» выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по нарушению, установленному решением, в отношении ПАО «Россети Кубань».

 

Председатель комиссии № 3

 

 

Члены комиссии

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Краснодарского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны