Решение (комиссия) №3684/24 РЕШЕНИЕ по делу № 023/07/3-352/2024 по результатам рассмотре... от 12 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ
по делу № 023/07/3-352/2024 по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

07 февраля 2024 года г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов №2 (далее – комиссия) в составе:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «Ростэкэлектросети» Язловецкого Александра Григорьевича (доверенность № 10 от 25.01.2024),

в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела представителей ООО «ИНТЕЛЛЕКТИНВЕСТСЕРВИС», АО «Сбербанк-АСТ»,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕЛЛЕКТИНВЕСТСЕРВИС» (вх. № 2970-ЭП/24 от 29.01.2024) на действия (бездействие) заказчика – общество с ограниченной ответственностью «Ростэкэлектросети» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на проведение оценки линейных объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав имущественного комплекса ООО «РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ» по состоянию на 31.12.2023г. (извещение № 32413191061 от 18.01.2024, лот № 5, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕЛЛЕКТИНВЕСТСЕРВИС» (вх. № 2970‑ЭП/24 от 29.01.2024) на действия (бездействие) заказчика – общество с ограниченной ответственностью «Ростэкэлектросети» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на проведение оценки линейных объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав имущественного комплекса ООО «РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ» по состоянию на 31.12.2023г. (извещение № 32413191061 от 18.01.2024, лот № 5, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Рассмотрение жалобы состоялось 05 февраля 2024 года в 10 часов 00 минут (мск) посредством видеоконференцсвязи.

Согласно доводу жалобы в документации о закупке не содержит требований, предъявляемых к «коллективным» участникам, а также порядка оценки заявки, поданной «коллективным» участником.

Заказчик доводу жалобы возражает, считает его несостоятельным, просит признать жалобу необоснованной; письменная позиция заказчика приобщена к материалам дела.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

18.01.2024 заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32413191061 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на проведение оценки линейных объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав имущественного комплекса ООО «РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ» по состоянию на 31.12.2023г. Согласно извещению

дата начала срока подачи заявок - 19.01.2024;

дата и время окончания срока подачи заявок - 29.01.2024 10:00;

дата подведения итогов - 29.01.2024;

начальная цена - 1 782 000,00 руб.;

оператор электронной площадки - АО «Сбербанк-АСТ».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Как следует из части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение o закупке товаров, работ, услуг для нужд общества с ограниченной ответственностью «РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ», утвержденное единственным участником ООО «РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ» от «01» апреля 2014 г. № 03-2014 (далее - Положение о закупке).

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из положений раздела 4 «Образцы основных форм документов» Извещения о проведении открытого запроса предложений форма заявки на участие в открытом запросе предложений в электронной форме предполагает коллективное участие в данной закупке предусмотрено.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц в совокупности (далее - группа лиц).

Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, входящие в ее состав.

Учитывая изложенное, согласно Обзору судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) действия заказчика в части установления требований, указанных в документации о закупке, к каждому из участников группы лиц являются нарушением частей 5 и 6 статьи 3 Закона о закупках.

Между тем закупочная документация ООО «РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ» не содержит условий, которым должна соответствовать заявка коллективного участника, а также порядок оценки таких заявок. К примеру, из документации не ясно, распространяется ли на каждого участника коллективной заявки требование о предоставлении копии полиса/договора страхования гражданской ответственности участника закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на сумму не менее 1 000 000 000 (один миллиард) рублей со сроком действия до конца 2024 года.

Отсутствие в закупочной документации требований к коллективной заявке, а также порядка оценки заявки коллективного участника, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и может повлечь необоснованное отклонение коллективного участника от закупочной процедуры, а также возможность присвоения определенного количества баллов заявке коллективного участника по усмотрению комиссии заказчика. В этой связи довод жалобы обоснован.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В данном случае, жалоба общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕЛЛЕКТИНВЕСТСЕРВИС» принята к рассмотрению и рассмотрена комиссией Краснодарского УФАС России в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по основанию, указанному в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Жалоба общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕЛЛЕКТИНВЕСТСЕРВИС», поданная до окончания срока подачи заявок, содержала доводы о нарушениях заказчиком при формировании документации требований Закона о закупках.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, подпунктом «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕЛЛЕКТИНВЕСТСЕРВИС» (вх. № 2970-ЭП/24 от 29.01.2024) на действия (бездействие) заказчика – общество с ограниченной ответственностью «Ростэкэлектросети» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на проведение оценки линейных объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав имущественного комплекса ООО «РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ» по состоянию на 31.12.2023г. (извещение № 32413191061 от 18.01.2024, лот № 5, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать заказчику - общество с ограниченной ответственностью «Ростэкэлектросети» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по факту нарушения процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Краснодарского края в течении трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Ростэкэлектросети"
ИНН 2312178995, ОГРН 1112312001141
ООО «ИНТЕЛЛЕКТИНВЕСТСЕРВИС»
ИНН 5027023597, ОГРН 1035005010820
АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441