Решение б/н РЕШЕНИЕ № 176/2020-КС по делу № 023/06/64-654/2020 о нарушен... от 12 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 176/2020-КС

по делу № 023/06/64-654/2020 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 

12 февраля 2020 года                                                                                   г. Краснодар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «ГАЗОБЪЕКТ» (далее – Заявитель) на действия управления ЖКХ администрации МО г.-к. Геленджик (далее – Заказчики) при проведении администрацией МО г.-к. Геленджик электронного аукциона: «Техническое обслуживание и ремонт сетей наружного освещения муниципального образования город-курорт Геленджик» (извещение № 0118300003720000002) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации электронного аукциона.

         Заявителем 11.02.2020 г. жалоба была отозвана. 

         На основании ч.4, ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе 12.02.2020 г. Краснодарским УФАС России проведена внеплановая проверка в отношении Заказчика – управления ЖКХ администрации МО г.-к. Геленджик при проведении электронного аукциона: «Техническое обслуживание и ремонт сетей наружного освещения муниципального образования город-курорт Геленджик» (извещение № 0118300003720000002).

Заказчиком представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация электронного аукциона, письменные пояснения по существу жалобы. Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что положения аукционной документации соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. 

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией МО г.-к. Геленджик проводился электронный аукцион: «Техническое обслуживание и ремонт сетей наружного освещения муниципального образования город-курорт Геленджик» (извещение № 0118300003720000002).  

Заказчик - управление ЖКХ администрации МО г.-к. Геленджик.

Начальная (максимальная) цена контракта – 14 599 995,00 рублей. 

         Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

         На основании ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

         В разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчик установил сведения о товарах, используемых при выполнении работ:

         - по позиции 6 «Щиты с монтажной панелью» толщина материала корпуса, мм – 1,2-2;

         - по позиции 9 «Светильник консольный» масса светильника, кг – 5-6;

         - по позиции 17 «Опора не силовая трубчатая» масса опоры, кг – 43-45.

         Заявитель считает, что положения инструкции по заполнению заявки аукционной документации не позволяют участникам закупки оформить заявку при наличии в вышеуказанных значениях символа «-».

         Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и нижний предел и указано через символ «-» (тире) участником в предложении указывается конкретное значение.

         В разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчик установил сведения о товарах, используемых при выполнении работ:

         - по позиции 3 «Выключатель автоматический олнополосный» степень защиты – как минимум IP20;

         - по позиции 6 «Щиты с монтажной панелью» замок – на двери как минимум один;

         - по позиции 9 «Светильник консольный» степень защиты лампового отсека – как минимум IP54, степень защиты отсека ПРА – как минимум IP23;

         - по позиции 21 «Таймер цифровой» степень защиты – как минимум IP30;

         - по позиции 28 «Болты с гайками и шайбами» номинальная толщина шайб, мм – как минимум 3.  

         Заявитель считает, что инструкция по заполнению заявки не содержит правила заполнения заявки при наличии слов «как минимум».

         Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе «Значение» соответственно фразами «не более» и/или «не менее» или аналогичными по смыслу («не хуже, «не ниже», «не выше», «не шире», «≤», «≥» и т.д.), а также фразами «более» и/или «менее» или аналогичными по смыслу («хуже, «ниже», «уже», «выше», «свыше», «<», «>» и т.д.) участником в предложении устанавливается конкретное значение.

         В разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчик установил сведения о товарах, используемых при выполнении работ:

3

Выключатель автоматический однополосный

Номинальный ток, А

10

Количество силовых полюсов, шт.

1

Номинальное напряжение, В

230

Характеристика электромагнитного расцепителя

типа С

Степень защиты

как минимум IP20

Сечение подключаемого кабеля, мм2*

≤25

        

19

Выключатели автоматические

Тип

требуется трехполосный.

Номинальное напряжение выключателя, В.

230/400.

Ток мгновенного расцепления

необходим С.

Номинального ток, А

40

Степень защиты,

не хуже IP20

Климатическое исполнение:

должно быть УХЛ4.

Тип расцепителя

тепловой; электромагнитный.

Высота, мм,

83-84

         То есть, Заказчику требуются однополосные и трехполосные выключатели.

         Вместе с тем, в соответствии с государственными стандартами, регламентирующими данный товар, выключатели различают однополюсные, двухполюсные, трехполюсные и четырехполюсные.

         На рассмотрении Комиссии представителем Заказчика пояснено, что в описании объекта закупки по типу выключателя автоматического содержится техническая ошибка.

         В разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчик установил сведения о товарах, используемых при выполнении работ:

11

Провода самонесущие изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи

ГОСТ

Необходимо соответствие ГОСТ 31946-2012, ГОСТ 15150-69

Число основных токопроводящих жил, шт.

4

Номинальное сечение основных токопроводящих жил, мм2

16

Провода по назначению*

самонесущие изолированные провода - для воздушных линий электропередачи на напряжение до 0,6/1 кВ

Провода по конструктивному исполнению

требуется без нулевой несущей жилы

Тип

Провода должны быть многожильные.

Номинальная толщина изоляции, мм

более 1,2

Срок службы проводов, лет*

не менее 40

Цвет изоляции проводов

необходим черного

Климатическое исполнение проводов В

категории размещения 1

Стойкость проводов

Провода должны быть стойкие к монтажным изгибам/к воздействию солнечного излучения.

 

         Заявитель считает, что климатическое исполнение провода не соответствует требованиям ГОСТ.

         Вместе с тем, согласно ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды» изделия предназначают для эксплуатации в одном или нескольких макроклиматических районах, критерии выделения которых указаны в пп.2.1а-2.6 и приложении 9, и изготавливают в климатических исполнениях, указанных в табл.1:

       

Климатические исполнения изделий

Обозначения*

 

буквенные

цифровые

 

русские

латинские

 

Изделия, предназначенные для эксплуатации на суше, реках, озерах

     

Для макроклиматического района с умеренным климатом**

У

(N)

0

Для макроклиматических районов с умеренным и холодным климатом**

УХЛ*

(NF)

1

Для макроклиматического района с влажным тропическим климатом***

ТВ

(ТН)

2

Для макроклиматического района с сухим тропическим климатом***

ТС

(ТА)

3

Для макроклиматических районов как с сухим, так и с влажным тропическим климатом***

Т

(Т)

4

Для макроклиматических районов как с умеренным, так и с тропическим климатом

УТ

(NT)

0

Для всех макроклиматических районов на суше, кроме климатического района с антарктическим холодным климатом

(общеклиматическое исполнение)

О

(U)

5

Изделия, предназначенные для эксплуатации в макроклиматических районах с морским климатом
 

     

Для макроклиматического района с умеренно-холодным морским климатом

М

(М)

6

Для макроклиматического района с тропическим морским климатом, в том числе для судов каботажного плавания или иных, предназначенных для плавания только в этом районе

ТМ

(МТ)

7

Для макроклиматических районов как с умеренно-холодным, так и тропическим морским климатом, в том числе для судов неограниченного района плавания

ОМ

(MU)

8

Изделия, предназначенные для эксплуатации во всех макроклиматических районах на суше и на море, кроме климатического района с антарктическим холодным климатом (всеклиматическое исполнение)
 

В

(W)

9

         Таким образом, положения позиции 11 описания объекта закупки аукционной документации соответствует требованиям государственного стандарта.

         В разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчик установил сведения о товарах, используемых при выполнении работ:

18

Кабель.

Кабели с изоляцией, предназначенные для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках  номинальной частотой 50 Гц. на номинальное переменное напряжение, кВ

1,0 или 0,66

Материал токопроводящих жил

медь

Исполнение

Нулевая жила и жила заземления должны быть.

Конструктивное исполнение токопроводящих жил

жилы однопроволочные либо многопроволочные

Число токопроводящих жил, шт.

З

Номинальное сечение токопроводящих жил, мм2

1,5; 2,5

По виду материала изоляции токопроводящих жил

изоляция необходима из поливинилхлоридного пластиката, в том числе пониженной пожарной опасности.

По наличию и типу брони

небронированные.

Номинальная толщина изоляции  токопроводящих жил в пределах диапазона, мм.

0,6-0,8

Цвет изоляции жилы

серый, синий, зеленый-желтый.

Срок службы кабелей, лет

30

Кабели стойкие к навиванию.

должны быть

Диапазон рабочих температур, °С

не менее (-50) - (+50)

Токопроводящие жилы кабелей соответствуют классу по ГОСТ 22483-2012.

2 или 1

ГОСТ

Необходимо соответствие ГОСТ 31996-2012.

        

22

Кабель силовой

Номинальное переменное напряжение, кВ

1,0 или 0,66

По материалу токопроводящих жил

медные токопроводящие жилы

Номинальная толщина изоляции  токопроводящих жил в пределах диапазона, мм.

0,6-1,0

По наличию и типу брони

небронированные

По исполнению в части показателей пожарной опасности

требуются не распространяющие горение при групповой прокладке по категории А

Число токопроводящих жил, шт.

4

Номинальное сечение токопродящих жил, мм2

10

По конструктивному исполнению токопроводящих жил

однопроволочные  либо многопроволочные; круглые

Класс пожарной опасности

П1б.8.2.5.4.

Срок службы кабелей, лет

30

Токопроводящие жилы кабелей соответствуют классу по ГОСТ 22483-2012.

2 или 1

ГОСТ

Необходимо соответствие ГОСТ 31996-2012.

         При этом, согласно ГОСТ 31996-2012 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия» токопроводящие жилы должны быть одно- или многопроволочными номинальными сечениями в соответствии с таблицей 1:

         

Наименование жилы

Номинальное сечение жилы, мм

 

круглой

секторной (сегментной)

 

медной

алюминиевой

медной

алюминиевой

Однопроволочная

1,5-50

2,5-300

-

25-400

Многопроволочная

16-1000

25-1000

25-400

25-400

         То есть, медные токопроводящие жилы могут быть многопроволочными лишь при номинальном сечении 16-1000 мм2. Заказчику же требуется сечение 1,5, 2,5, 4, которому соответствуют лишь однопроволочные жилы.

         Таким образом, документация электронного аукциона позволяет участникам закупки указать значение показателя несоответствующее ГОСТ. 

         Вместе с тем, все участника закупки в своих заявках указали верное значение жилы  - однопроволочные.

         В разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчик установил сведения о товарах, используемых при выполнении работ:

25

Бруски обрезные хвойных пород

Назначения пиломатериалов

строительство и ремонтно-эксплуатационные нужды, элементы несущих конструкций, детали окон и дверей, строганые детали, детали деревянных домов и др.

Номинальные размеры ширины, мм.

≥ 75 ≤ 150

Хвойная порода-

типа сосна

Номинальные размеры длины, м

4; 4,25; 4,5; 4,75; 5; 5,25; 5,5; 5,75; 6; 6,25; 6,5.

Номинальные размеры толщины, мм.

≥ 40 ≤ 100

Сорт брусков

требуется I

ГОСТ

Необходимо соответствие ГОСТ 8486-86 и ГОСТ 24454-80.

         В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе «Значение» соответственно фразами «не более» и/или «не менее» или аналогичными по смыслу («не хуже, «не ниже», «не выше», «не шире», «≤», «≥» и т.д.), а также фразами «более» и/или «менее» или аналогичными по смыслу («хуже, «ниже», «уже», «выше», «свыше», «<», «>» и т.д.) участником в предложении устанавливается конкретное значение.

         Согласно ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры»:

                   

Толщина

Ширина

16

75

100

125

150

-

-

-

-

-

19

75

100

125

150

175

-

-

-

-

22

75

100

125

150

175

200

225

-

-

25

75

100

125

150

175

200

225

250

275

32

75

100

125

150

175

200

225

250

275

40

75

100

125

150

175

200

225

250

275

44

75

100

125

150

175

200

225

250

275

50

75

100

125

150

175

200

225

250

275

60

75

100

125

150

175

200

225

250

275

75

75

100

125

150

175

200

225

250

275

100

-

100

125

150

175

200

225

250

275

125

-

-

125

150

175

200

225

250

-

150

-

-

-

150

175

200

225

250

-

175

-

-

-

-

175

200

225

250

-

200

-

-

-

-

-

200

225

250

-

250

-

-

-

-

-

-

-

250

-

         Таким образом, документация электронного аукциона позволяет участникам закупки указать размеры, несоответствующие бруску.

В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

  Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

  1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

  2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.  

Таким образом, вышеуказанные требования Заказчика некорректны, вводят участников закупки в заблуждение и могут привести к ограничению количества участников закупки, позволяя представить значения показателей, соответствующие требованиям конкурсной документации и противоречащие ГОСТ.

В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Вместе с тем, в приложении к разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены требования к товарам, используемых при выполнении работ.

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе все заявки допущены к участию в торгах.   

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

 

1. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика – управления ЖКХ администрации МО г.-к. Геленджик нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1) ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

2.  В связи с тем, что указанное нарушение на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.  

3. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0118300003720000002).

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны