Решение б/н РЕШЕНИЕ № 308/2015 от 6 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

ПАО «Кубаньэнерго»

_______________________

350033, г. Краснодар,

ул. Ставропольская, 2А

 

 

 

 Заявитель:

ООО «КраснодарФинСтрой»

_______________________

350020, г. Краснодар,

ул. Дзержинского, 8

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                                   г. Краснодар

 

Резолютивная часть решения объявлена 13.03.2017

В полном объеме решение изготовлено  24.03.2017

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель комиссии:

Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля в топливно – энергетическом комплексе и связи.

Члены комиссии:

Войченко Е.Г. – заместитель начальника отдела контроля в ТЭК и связи;

Цуканов-Лубяницкий Г.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи,

 рассмотрев дело № 308/2015 по признакам нарушения ПАО «Кубаньэнерго» (350033, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 2а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании  представителей ПАО «Кубаньэнерго»: <….> по доверенности от <….>, <….> по доверенности от <….>, <….> по доверенности от <….>,  в отсутствие надлежащим образом уведомленного  ООО «КраснодарФинСтрой»,

 

 

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Краснодарское УФАС России (далее - Управление) поступило обращение ООО «КраснодарФинСтрой» (далее - Заявитель) на действия (бездействие) ПАО «Кубаньэнерго», выразившиеся в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств согласно договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 01.09.2006 №21200-06-000239-2, а также Правил технологического присоединения № 861.

Между ООО «КраснодарФинСтрой» и ПАО «Кубаньэнерго» (далее – Сетевая организация) заключен договор возмездного оказания услуг от 01.09.2006 №21200-06-000239-2 по созданию технической возможности технологического присоединения объекта: <….>. Договор вступает в силу с момента его подписания (с 01.09.2006) и действует до момента исполнения сторонами своих обязательств.

Неотъемлемым приложением к Договору на технологическое присоединение являлись ТУ от 27.03.2009 №301-3/35. Однако, у данных ТУ истек срок действия и ПАО «Кубаньэнерго» на основании обращения ООО «КраснодарФинСтрой» от 14.12.2015 «О продлении технических условий» подготовило и направило 03.02.2016 в адрес ООО «КраснодарФинСтрой» дополнительное соглашение, предусматривающее продление срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а так же новые технические условия № ИА-03/0004-16 от 14.01.2016 в новой редакции, с учётом предыдущих схемных решений.

Согласно Техническим условиям № ИА-03/0004-16 от 14.01.2016, максимальная (разрешенная) нагрузка Объекта Заявителя составляет 2270 кВт (из них по I – 780 кВт, по II – 1490 кВт категориям надежности), класс напряжения в точке присоединения 10 кВ. Год ввода в эксплуатацию ЭПУ Заявителя: 1 этап – 780 кВт (2012 г.), 2 этап – 1490 кВт (2016 г.).

Указанные ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (раздел 10), а также мероприятий, выполняемых Заказчиком (раздел 11).

Заявителем осуществлена оплата за технологическое присоединение согласно условиям п. 11 Договора в полном объеме в размере 29 464 600 рублей.

Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Пунктом 18 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий; б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии; е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки); ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является одним из существенных условий договора на технологическое присоединение (п. 16 Правил № 861).

В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения № 861, договор должен содержать, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора. Для заявителей, присоединенная мощность которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон – составляет 2 года.

Согласно п. 5 Договора от 01.09.2006 №21200-06-000239-2 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 2 года со дня заключения договора.

В соответствии с п. 19 Правил технологического присоединения, по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы: акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

ПАО «Кубаньэнерго» в соответствии с действующим законодательством обязано было выполнить мероприятия, предусмотренные ТУ от 27.03.2009 №301-3/35, необходимые для технологического присоединения Объекта Заявителя, с учетом даты заключения договора об осуществлении технологического присоединения от 01.09.2006 №21200-06-000239-2, т. е. в срок до 01.09.2008.

В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

ПАО «Кубаньэнерго» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 №135- ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ПАО «Кубаньэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.

С учетом вышеизложенного в действиях ПАО «Кубаньэнерго» установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств согласно договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 01.09.2006 №21200-06-000239-2, а также Правил технологического присоединения №861.

Приказом от 02.09.2016 №495 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении ПАО «Кубаньэнерго» возбуждено дело №308/2016 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела №308/2016 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 14.09.2016 №19531/6, назначена дата рассмотрения дела.

Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле №308/2016  доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, установила следующее.

11.08.2006 в адрес ПАО «Кубаньэнерго» (далее - Сетевая организация) от ООО «КраснодарФинСтрой» (далее - Заявитель) поступила заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя «многоэтажные жилые дома» (далее – Объект) с запрашиваемой мощностью 2270 кВт. Заявка зарегистрирована под №213240-06-000141.

Руководствуясь п. 21  Правил технологического присоединения №861, ПАО «Кубаньэнерго» письмом от 01.04.2009 №301-3-99 направило в адрес филиала ОАО «СО ЕЭС» Кубанское РДУ проект технических условий на тех. присоединение энергопринимающих устройств «многоэтажные жилые дома» с запрашиваемой мощностью 2270 кВт.

Филиал ОАО «СО ЕЭС» Кубанское РДУ письмом от 24.04.2009 №Р28-62-VI/973 направило в адрес ПАО «Кубаньэнерго» ответ о необходимости дополнения ТУ пунктом следующего содержания: - Присоединения нагрузки Заявителя станет возможно после ввода в работу ПС 220 кВ Восточная Промзона и строительства и ввода в работу ВЛ-220 кВ Тихорецк - Витаминкомбинат (в соответствии с инвестиционной программой ПАО «ФСК ЕЭС». Указанные изменения внесены ПАО «Кубаньэнерго» путем включения раздела III в ТУ.

01.09.2006 года между ПАО «Кубаньэнерго» и ООО «КраснодарФинСтрой» заключен договор №21200-06-000239-2 возмездного оказания услуг по созданию технической возможности технологического присоединения объекта: «многоэтажные жилые дома, расположенные по адресу: 350066, г. Краснодар, ул. Сормовская, №204/2, 208. Договор вступает в силу с момента его подписания (с 01.09.2006) и действует до момента исполнения сторонами своих обязательств.

Неотъемлемым приложением к Договору на технологическое присоединение являлись ТУ от 27.03.2009 №301-3/35.

Заявителем осуществлена оплата за технологическое присоединение согласно условиям п. 11 Договора в полном объеме в размере 29 464 600 рублей.

19.04.2008 ПАО «Кубаньэнерго» был выдан акт разграничения балансовой принадлежности, согласно которому заявителю присоединена  мощность в размере 1260 кВт.

14.12.2015 в адрес ПАО «Кубаньэнерго» поступило обращение «О продлении технических условий».

03.02.2016 в адрес заявителя было направлено дополнительное соглашение, предусматривающее продление срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а так же технические условия № ИА-03/0004-16 в новой редакции, с указанием предыдущих схемных решений и учитывающие выполненные по состоянию на сегодняшний день мероприятия.

03.03.2016 ООО «Краснодарфинстрой» в ответ на письмо ПАО «Кубаньэнерго» ответило отказом в подписании дополнительного соглашения и непринятии новых технических условий.

Комиссия Краснодарского УФАС России рассмотрела разногласия, возникшие между ООО «Краснодарфинстрой» и ПАО «Кубаньэнерго» и установила, что с целью урегулирования разногласий, ПАО «Кубаньэнерго» разъяснило заявителю, о причине выдачи новых технических условий и продлении срока действия мероприятий по технологическому присоединению.

         Вместе с тем, технологическое присоединение объекта Заявителя станет возможным после ввода в работу ПС 220 кВ «Восточная промзона» с заходами 220 кВ (реализуется в соответствии с инвестиционной программой ПАО «ФСК ЕЭС» (ориентировочный срок реализации – 2017 год) и выполнения заходов 110 кВ «Лорис – Пашковская» на ПС 220 кВ «Восточная промзона» (в соответствии с инвестиционной программой ПАО «Кубаньэнерго» (ориентировочный срок реализации – 2018 год)).

ПАО «Кубаньэнерго», по результатам проверки выполнения ТУ Заявителем, выдало справку о выполнении ТУ и обязательств по договору на технологическое присоединение.

Данная справка содержит следующее отлагательное условие: Технологическое присоединение объекта «Многоэтажные жилые дома», расположенного по адресу: <….> станет возможным после ввода в работу ПС 220 кВ «Восточная Промзона» и ВЛ 220 кВ «Тихорецк-Витаминкомбинат».

На основании поступившей заявки ООО «КраснодарФинСтрой» на технологическое присоединение к сетям ПАО «Кубаньэнерго», Филиалом ОАО «СО ЕЭС» Кубанское РДУ был произведен расчет сети 110 кВ по транзитной линии от ПС 220 кВ «Витаминкомбинат» до Краснодарской ТЭЦ.

По результатам произведенного расчета Филиал ОАО «СО ЕЭС» Кубанское РДУ в рамах своих полномочий пришло к выводу о необходимости включения в ТУ Заявителя п. 10.9. поскольку в противном случае, присоединение объекта ООО «КраснодарФинСтрой» нарушило бы условия электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя уже присоединены к электрическим сетям ПАО «Кубаньэнерго».

При этом было учтено, что присоединение энергопринимающих устройств Заявителя планируется осуществить в Краснодарском энергоузле Центрального энергорайона Кубанской энергосистемы. Электроснабжение потребителей Северо-Восточной части указанного энгергоузла осуществляется от ПС 110 кВ «Пашковская», входящих в состав транзитов Краснодарской ТЭЦ и ПС 220 кВ «Витаминкомбинат». К числу таких подстанций относится и ПС 110 кВ «Пашковская», которая входит в состав транзита 110 кВ «Краснодарская ТЭЦ- Кислородный завод-Пашковская-Лорис-Витаминкомбинат».

Основной проблемой схемы электроснабжения указанного энергоузла является недостаточная пропускная способность головных участков транзитов 110 кВ от Краснодарской ТЭЦ и от ПС 220 кВ Витаминкомбинат, выполненных проводом марки АС-150.

В соответствии с пунктом 10.9 технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора от 01.09.2006 №21200-06-000239-2 технологическое присоединение нагрузки заявителя будет возможно только после ввода в работу ПС 220 кВ «Восточная Промзона» с заходами ВЛ-110 кВ и выполнения заходов ВЛ-110 кВ «Лорис-Пашковская» на ПС 220 кВ «Восточная Промзона».

В свою очередь, без строительства ПC 220 кВ «Восточная Промзона» технологическое присоединение Объекта Заявителя невозможно.

При этом, как следует из Инвестиционной программы ПАО «ФСК ЕЭС» на 2016-2020 гг., утвержденной Приказом Минэнерго РФ № 1432 от 28.12.2016 г. мероприятия по завершению строительства ПC 220 кВ «Восточная Промзона» предусмотрены на конец 2017 года. Исполнитель программы - ПАО «ФСК ЕЭС».

Таким образом, исключение из ТУ ИА-03/0004-16 от 14.01.2016  пункта 10.9, либо осуществление технологического присоединения Объекта Заявителя к сетям ПАО «Кубаньэнерго» без строительства ПC 220 кВ «Восточная Промзона», приведет в ухудшению условий электроснабжения ранее присоединенных потребителей, необходимости аварийного отключения нагрузки существующих потребителей в значительном объеме, а также к недопустимым токовым перегрузкам электрических сетей и ухудшению условий функционирования объектов электросетевого хозяйства, что является недопустимым согласно пункту 28 Правил №861.

Согласно п.4 пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Пленум №30)  оценивая действия (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав, то есть антимонопольному органу при установлении признаков нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ПАО «Кубаньэнерго» необходимо доказать, что результат  таких действий привел или может привести к ущемлению интересов заявителя.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России по делу №308/2016 в действиях ПАО «Кубаньэнерго» не установила факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ввиду отсутствия ущемления интересов ООО «КраснодарФинСтрой».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела №308/2016, ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ПАО «Кубаньэнерго».

 

 

 

Председатель комиссии                                                                И.В. Иващенко

 

Члены комиссии                                                                           Е.Г. Войченко

Г.В. Цуканов-Лубяницкий

 

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны