Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №309/2014 от 12 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заявитель: К.

_____________________________

<….>

 

Ответчик: МП «Водоканал»

МО Гулькевичский район

____________________________________

                         352190, ул. Торговая, д.30, г. Гулькевичи

 

 

Региональной

энергетической комиссии  -

департамента цен и тарифов

Краснодарского края

_________________________________

350063, ул. Красная, д.22, г. Краснодар

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена 16 апреля 2015 г.                            

В полном объеме Решение изготовлено 29 апреля 2015г.             г. Краснодар

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

Морданева А.С. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;

Коробкина О.Р. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;

Ивченкова Ю.Р. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ.

рассмотрев дело №309/2014 по признакам нарушения МП «Водоканал» (352190, ул. Торговая, 30, г. Гулькевичи, Краснодарский край) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила:

УСТАНОВИЛА:

В Краснодарское УФАС России поступило обращение К. на действия (бездействие) МП «Водоканал» МО Гулькевичского района (далее – МП «Водоканал») по временному принятию в эксплуатацию индивидуального прибора учета, установленного по адресу: <….> до предоставления проектной документации.

В ходе рассмотрения обращения Краснодарским УФАС России установлено следующее.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу указанного Федерального закона МП «Водоканал» является субъектом естественной монополии на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению.

В соответствии с  частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с п.1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.10г. №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Таким образом, МП «Водоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в границах эксплуатируемых сетей в пределах сельского поселения Кубань Гулькевичского района с долей равной 100%.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно п.81(4) постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила №354) следует, что при вводе в эксплуатацию приборов учета отсутствуют основания для требования проектной документации.

На основании вышеизложенного Краснодарским УФАС России в действиях МП «Водоканал», выразившихся в ущемлении интересов К. путем временного принятия прибора учета питьевой воды в эксплуатацию на Объекте Заявителя до получения проекта, согласно Акту от 09.09.2013г., установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».  

Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 08.09.2014 №415 в отношении МП «Водоканал» возбуждено дело №309/2014 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 15.09.2014 о назначении дела №309/2014  о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела №309/2014 назначено на 16.10.2014.

Определением от 16.10.2014 рассмотрение дела №309/2014  отложено на 24.11.2014, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

14.11.2014 от К.поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела №309/2014, назначенного на 24.11.2014.

Определением от 24.11.2014 рассмотрение дела №309/2014  отложено на 02.02.2015, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также в связи с удовлетворением ходатайства Заявителя об отложении рассмотрения дела.

Определением о продлении срока рассмотрения дела №309/2014 от 24.11.2014 срок рассмотрения дела продлен до 16 марта 2015 года.

27.01.2015 от К. поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела №309/2014, назначенного на 02.02.2015.

Определением от 02.02.2015 рассмотрение дела №309/2014  отложено на 12.03.2015, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также в связи с удовлетворением ходатайства Заявителя об отложении рассмотрения дела.

Определением от 12.03.2015 рассмотрение дела №309/2014  отложено на 16.04.2015, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением о продлении срока рассмотрения дела №309/2014 от 12.03.2015 срок рассмотрения дела продлен до 16 июня 2015 года.

Заседание Комиссии по рассмотрению дела №309/2014 состоялось 16.04.2015 в присутствии председателя Комиссии, членов Комиссии, от ответчика МП «Водоканал» представить по доверенности Р. (<….>); от заявителя К.

В ходе рассмотрения дела №309/2014 Комиссия установила следующее.

В 2005 году в квартире <….> (далее -  Объект) был установлен прибор учета холодной воды. Данный прибор учета был принят в эксплуатацию, начисление платы за водоснабжение указанного объекта недвижимости производились по показаниям прибора учета, в том числе ООО «Кура», оказывающей услуги водоснабжения ранее.

С 01.03.2011 услуги по водоснабжению потребителям п. Кубань оказывает МП «Водоканал».

09.09.2013 МП «Водоканал» составлен акт проверки технического состояния водопроводно-канализационного хозяйства на Объекте, которым зафиксирован факт установки на Объекте абонента индивидуального прибора учета тип счетчика ВСКМ. Также данным актом К. Предписано в срок до 14.09.2013 заменить водомер, а так же заказать проект.

23.09.2013 МП «Водоканал» составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета питьевой воды, согласно которому установленный прибор учета принят в эксплуатацию временно с 23.09.2013 до 01.12.2013, до «получения проекта».

22.04.2014 К., не согласившись с требованием об изготовлении проектной документации на установку узла учета, обратилась в МП «Водоканал» с просьбой разъяснить правомерность такого требования.

Письмом от 30.04.2014 №615 МП «Водоканал» сообщило Калиновской Л.Н. о необходимости предоставления в МП «Водоканал» проектной документации на оборудование узла учета, а также указано, что узел учета устанавливается согласно технической документации, которая согласовывается  с поставщиком услуги.

Комиссия Краснодарского УФАС России по делу №309/2014 установлено, что требования указанные в письме МП «Водоканал» от 30.04.2014 №615 противоречат нормам действующего законодательства, связанным с требованиями по установке, вводу в эксплуатацию прибора учета холодной воды по нижеследующим основаниям.

оссии

 

 

Узел учета - техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет ресурса, массы (объема) ресурса, а также контроль и регистрацию параметров ресурса.

Индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.

По информации, представленной МП «Водоканал», действия предприятия по требованию предоставления проектной документации на узел учета мотивированны положениями Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 №776 (далее Правила №776).

Однако, в соответствии с п.1 Правил №776 настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила №354).

Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета (п.80 Правил №354).

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета (п.81 Правил №354).

В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета (п. 81(4) Правил №354).

Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81(5) Правил №354).

По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;

б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;

в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;

г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;

д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);

е) дата следующей поверки (п.81 (6) Правил №354).

Как следует из действующего законодательства, расчет размера платы за потребленный коммунальный ресурс в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме производится на основании индивидуального (квартирного) прибора учета и установка водомерного узла в таком помещении законом не предусмотрена.

Согласно приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 №149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации проборов учета используемых энергетических ресурсов» далее – Порядок) нет требований об обязанности предоставления проекта на установку прибора учета.

П.8 Порядка: Исполнитель не вправе требовать от заказчика представления сведений и документов, не предусмотренных настоящим Порядком. Приборы учеты следует установить согласно их техническому паспорту. В техническом паспорте содержаться требования к установке и эксплуатации прибора учета.

По информации, представленной Калиновской Л.Н. на Объекте установлен счетчик воды СГВ-15 «антимагнитный», №31324186, 2013 года выпуска, согласно  «Руководству по эксплуатации ПДЕК.407223.002 РЭ на счетчик холодной воды СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ20Д) и горячей воды СГВ (СГВ-15, СГВ-15Д, СГВ-20, СГВ-20Д)».

В ходе рассмотрения дела №309/2014 К. был представлен дубликат руководства по эксплуатации (паспорта) на счетчик воды, завода изготовителя, установленный на Объекте Заявителя.

В данном дубликате паспорта прописаны пункты  по эксплуатации данного счетчика воды: назначение изделия, технические характеристики, комплектность, устройство и работа, требования к установке, подготовка счетчика к использованию, использование счетчика, техническое обслуживание, текущий ремонт счетчика, хранение, транспортирование, утилизация, гарантия изготовителя, сведения о рекламациях.

Из вышеизложенных норм следует, что на этапе установки прибора учета холодной воды со стороны абонента (заявителя) не требуется предоставление (изготовление) проектной документации, в свою очередь установка прибора учета производится в соответствии с требованиями, технического паспорта, изготовленного заводом - производителем на данный прибор учета воды.

В связи с тем, что у МП «Водоканал» отсутствовали основания для требования от К. предоставления проектной документации на установленный прибор учета, то МП «Водоканал» необоснованно допустил установленный прибор учета в эксплуатацию временно.

Действия МП «Водоканал» по предъявлению К. в получении проекта на прибор учета воды, противоречит действующему законодательству и ущемляет интересы К.

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, от 30.06.2008 N 30 указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц, в свою очередь антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Комиссией по рассмотрению дела №309/2014 в действиях МП «Водоканал», выразившихся в ущемлении интересов К. путем временного принятия прибора учета питьевой воды в эксплуатацию на Объекте Заявителя до получения проекта, согласно Акту от 09.09.2013, что противоречит п.81 Правил 354, установлен  факт нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, ч.1 статьи 39, ч.1-2 статьи 41, ч. 1,2 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

РЕШИЛА:

 

1.  Признать в действиях МП «Водоканал»  факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов К. путем временного принятия прибора учета питьевой воды в эксплуатацию на Объект Заявителя до получения проекта, согласно Акту от 09.09.2013г., что противоречит п.81 Правил 354.

 2. Выдать МП «Водоканал» предписание прекратить  в срок до 22.06.2015 нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов К. путем временного принятия прибора учета питьевой воды в эксплуатацию на Объекте Заявителя до получения проекта, согласно Акту от 09.09.2013, что противоречит п.81 Правил 354.

3. Передать материалы дела 309/2014 должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения МП «Водоканал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

 

Председатель комиссии                                                         И.В. Иващенко

 

Члены комиссии                                                                       А.С. Морданева

 

                                                                                         Ю.Р. Ивченкова

 

                                                                                        О.Р. Коробкина

 

           Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч.1 ст.52 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ “О защите конкуренции”, может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).

Связанные организации

Связанные организации не указаны