Решение б/н РЕШЕНИЕ от 19 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель: ПАО «Кубаньэнерго»

__________________________

                                           ул. Ставропольская, 2 А

г. Краснодар, 350033

 

 

Ответчик: АО «НЭСК-электросети»

_____________________

350049, г. Краснодар,

ул. Северная, 247

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                 г. Краснодар

 

Резолютивная часть решения объявлена 23.12.2015

Полный текст решения изготовлен 13.01.2016

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

Иващенко И.В. – зам. руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,

члены комиссии:

Цуканов-Лубяницкий Г.В. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

Тарасова С.П. – главный специалист - эксперт отдела контроля в ТЭК и связи,

рассмотрев дело № 312/2015 по признакам нарушения АО «НЭСК-электросети» (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247 (ранее – ОАО «НЭСК-электросети») ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Краснодарское УФАС России (далее - Управление) поступило обращение ПАО «Кубаньэнерго» (далее - Заявитель) на действия (бездействие) АО «НЭСК-электросети» (далее – Сетевая организация), выразившиеся в не рассмотрении оферты ПАО «Кубаньэнерго» от 27.02.2015 на заключение договора на технологическое присоединение № 21200-15-00228242-4.

ПАО «Кубаньэнерго» письмом от 27.02.2015 № КЭ/005/727 (вх. в АО «НЭСК-электросети» от 27.02.2015 № 1150) направило в адрес АО «НЭСК-электросети» подписанный со своей стороны проект Договора на технологическое присоединение № 21200-15-00228242-4 и ТУ как неотъемлемое приложение к Договору.

Однако АО «НЭСК-электросети» не осуществило действий по заключению вышеуказанного договора.

АО «НЭСК-электросети» и ПАО «Кубаньэнерго» на территории Краснодарского края являются смежными сетевыми организациями, владеющими на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых сетевые организации осуществляют деятельность по  передаче электрической энергии.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора, а также особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций, определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (Далее – Правила № 861).

АО «НЭСК-электросети» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг – услуги по передаче электрической энергии.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с п. 1 Правил технологического присоединения, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Подача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

С учетом вышеизложенного АО «НЭСК-электросети» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.

По результатам рассмотрения обращения в действиях АО «НЭСК-электросети» установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в не рассмотрении оферты ПАО «Кубаньэнерго» от 27.02.2015 на заключение договора на технологическое присоединение № 21200-15-00228242-4.

Приказом от 14.09.2015 № 445 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении АО «НЭСК-электросети» возбуждено дело № 312/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 312/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 28.09.2015 № 18213/6, назначена дата рассмотрения дела – 06.11.2015.

06.11.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии;  представитель АО «НЭСК-электросети» - <…> по доверенности от <…>, представитель АО «НЭСК-электросети» - <…>по доверенности от <…>, представитель ПАО «Кубаньэнерго» - <…>по доверенности от <…>.

На заседании, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу № 312/2015, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 312/2015 на 23.12.2015.

23.12.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель АО «НЭСК-электросети» - <…>по доверенности от <…>, представитель ПАО «Кубаньэнерго» - <…> по доверенности от <…>.

Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 312/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.

Во исполнение раздела V Правил № 861, АО «НЭСК-Электросети» (нижестоящая сетевая организация) направило в адрес ПАО «Кубаньэнерго» (вышестоящая сетевая организация) заявку от 13.03.2013 №067 на технологическое присоединение ПС 110/35/10 кВ «Темрюк», в связи с увеличением мощности присоединения Т-5 на 1 568 кВт (далее - Заявка).

На основании указанной заявки ПАО «Кубаньэнерго», руководствуясь разделом III Правил №861 с учетом отсутствия технической возможности технологического присоединения и необходимостью строительства нового питающего центра ЩС 110/10 кВ «Западная»), направило в Региональную энергетическую комиссию - Департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК ДЦиТ КК) заявление от 17.12.2013 №КЭ/005/6085 об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Приказом РЭК ДЦиТ КК от 11.02.2015 №10/2015-э установлена плата по индивидуальному проекту за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Кубаньэнерго» для заявителя АО «НЭСК-электросети». Согласно приложению №4 к данному приказу установлена плата за технологическое присоединение по заявке от 13.03.2013 № 067.

ПАО «Кубаньэнерго» письмом от 27.02.2015 №КЭ/005/727 направило в адрес АО «НЭСК-электросети» подписанный со стороны Общества проект договора на технологическое присоединение №21200-15-00228242-4 (далее - Договор) и индивидуальные ТУ № 301-6/12 как неотъемлемую часть Договора.

Указанный Договор и ТУ получены АО «НЭСК-электросети», о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции от 27.02.2015 №1150.

В свою очередь, АО «НЭСК-электросети» оставило оферту ПАО «Кубаньэнерго» на заключение договора без рассмотрения.

В ходе рассмотрения дела № 312/2015 Заявитель настаивал на следующем: необоснованное уклонение от подписания договора со стороны АО «НЭСК-электросети» является нарушением норм действующего законодательства, а именно раздела V Правил № 861, поскольку инициатором заключения указанного договора является заявитель, имеющий статус сетевой организации. Необходимость увеличения мощности и заключения настоящего Договора была обусловлена наличием договоров на технологическое присоединение, заключенных между АО «НЭСК-электросети» и заявителями (физическими и юридическими лицами), присоединенными к сетям АО «НЭСК-электросети». Указанная ситуация влечет за собой значительные убытки ПАО «Кубаньэнерго» в части недополучения выручки за услуги по технологическому присоединению заявителя АО «НЭСК-электросети», а также приводит к отсутствию контроля отбора мощности от сетей ПАО «Кубаньэнерго».

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора, а также особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций, определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (Далее – Правила № 861).

В соответствии с п. 41 Правил № 861, сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случаях, если:

максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций;

сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, и объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее сетевым объектам, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями;

для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость усиления электрической сети смежных сетевых организаций и (или) установки нового оборудования на принадлежащих таким лицам энергопринимающих устройствах и (или) генерирующих объектах.

Согласно п. 42 Правил № 861, при присоединении объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию, электрические сети которой в данной точке присоединения имеют более высокий класс напряжения.

В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту (п. 30 Правил № 861).

Согласно п. 30.4 Правил № 861, Сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.

В случае отказа заявителя от заключения договора заявитель в течение 30 дней на основании заключенного между заявителем и сетевой организацией соглашения, указанного в пункте 30.1 настоящих Правил, оплачивает сетевой организации фактически понесенные ею расходы, связанные с расчетом платы за технологическое присоединение, в размере стоимости этого мероприятия, указанной в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (абз. 5 п. 30.4 Правил № 861).

Также, в соответствии с положениями ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Таким образом, в действиях АО «НЭСК-электросети», связанных с не подписанием договора на технологическое присоединение, а в последствии неполучение ПАО «Кубаньэнерго» оплаты за технологическое присоединение увеличенной мощности, содержится неосновательное сбережение АО «НЭСК-электросети» денежных средств в размере подлежащей внесению платы за технологическое присоединение.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ, отношения, возникающие при осуществлении права собственности, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения регулируются гражданским законодательством.

На основании вышеизложенного Комиссией Краснодарского УФАС России по делу № 312/2015 установлено, что в данном случае понуждение АО «НЭСК-электросети» к заключению договора об осуществлении технологического присоединения путем увеличения максимальной разрешенной мощности, имеет результат способствующий восстановлению нарушенных гражданских прав ПАО «Кубаньэнерго», в виде неполучения денежных средств за увеличение мощности.

Таким образом, вышеуказанные спорные отношения, возникшие между ПАО «Кубаньэнерго» и АО «НЭСК-электросети», согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ носят гражданско-правовой характер.

При принятии мер по пресечению действий, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры (п. 5 пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

С учетом вышеизложенного, в действиях АО «НЭСК-электросети», связанных не рассмотрением оферты ПАО «Кубаньэнерго» от 27.02.2015 на заключение договора на технологическое присоединение № 21200-15-00228242-4, не установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 3 ст. 41, п. 2 ч. 2 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

РЕШИЛА:

  1. Прекратить рассмотрение дела № 312/2015 ввиду отсутствия нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях АО «НЭСК-электросети».

 

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 И.В. Иващенко

 

Члены Комиссии                                                                     Г.В. Цуканов-Лубяницкий

С.П. Тарасова

Связанные организации

Связанные организации не указаны