Решение б/н РЕШЕНИЕ № 314/2015 от 14 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель: АО «Монолит-ЛТД»

 ____________________________

353600, ст. Староминская,

ул. Коммунаров, 76/1

 

 

Ответчик: АО "Газпром Газораспределение Краснодар"

 ____________________________

350000, г. Краснодар,

ул. Строителей, 23

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                       г. Краснодар

 

Резолютивная часть решения объявлена 22.12.2015

Полный текст решения изготовлен 11.01.2016

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

         Иващенко И.В. – зам. руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,

Члены комиссии:

         Тарасова С.П. – главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,

Цуканов-Лубяницкий Г.В. – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,             

рассмотрев дело № 314/2015 по признакам нарушения ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» (350051, г. Краснодар, ул. Строителей, 23 (далее - АО «Газпром газораспределение Краснодар» в связи с перерегистрацией) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Краснодарское УФАС России (далее - Управление) поступило обращение АО «Монолит-ЛТД» на действия АО «Газпром газораспределение Краснодар» (далее - ГРО), выразившиеся в необоснованном расторжении Договора от 01.09.2014 № 27  на выполнение комплекса мероприятий по эксплуатации объектов сетей газоснабжения.

АО «Газпром газораспределение Краснодар» письмом от 02.02.2015 № НА-01/6-03-13-479 в адрес АО «Монолит-ЛТД» направило соглашение о расторжении Договора от 01.09.2014 № 27 на выполнение комплекса мероприятий по эксплуатации объектов сетей газораспределения (далее – Договор № 27).

В свою очередь, АО «Монолит-ЛТД» не согласившись на подписание соглашения о расторжении Договора № 27, неоднократно обращалось в адрес ГРО с письмами о заключении Договора на техническую эксплуатацию Объектов, принадлежащих АО «Монолит-ЛТД», а именно: распределительный газопровод низкого давления по ул. Чапаева от ул. Свободы до автодороги Азов-Александровка-Староминская; распределительный газопровод низкого давления по ул. Толстого, ул. Ленинградская, ул. Маршала Жукова до 6-ти квартирного жилого дома в ст. Староминской; газопровод высокого давления и ШРП, для снабжения АО «Монолит-ЛТД» по ул. Западной.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии с абзацем 4 п. 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998, газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

Эксплуатационная организация газораспределительной сети - это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям.

Таким образом, АО «Газпром газораспределение Краснодар» занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа в пределах присоединенных и эксплуатируемых газораспределительных сетей, в географических границах МО Староминской район, с долей 100%.

На основании вышеизложенного в действиях АО «Газпром газораспределение Краснодар» установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом от 16.09.2015 № 450 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении АО «Газпром газораспределение Краснодар» возбуждено дело № 314/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 314/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 28.09.2015 № 18214/6, назначена дата рассмотрения дела – 09.11.2015.

 09.11.2015 на заседании присутствовали: члены Комиссии, генеральный директор АО «Монолит-ЛТД»  - <…>. (<…>), представитель АО «Монолит-ЛТД»  - <…>. по доверенности от <…>, представитель АО «Газпром газораспределение Краснодар» - <…>по доверенности от <…>.

На заседании Комиссии в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела  № 314/2015, дата рассмотрения назначена 22.12.2015.

22.12.2015 Комиссия, в присутствии: генерального директора АО «Монолит-ЛТД»  - <…> (<…>), представителя АО «Монолит-ЛТД»  - <…> по доверенности от <…>, представителя АО «Газпром газораспределение Краснодар» - <…> по доверенности от 12.01.2015 № 13-11/2015/1.,  представителя АО «Газпром газораспределение Краснодар» - <…> по доверенности от <…>, в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 314/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.

На основании свидетельств о государственной регистрации права АО «Монолит-ЛТД» является собственником опасных производственных Объектов: распределительный газопровод низкого давления по ул. Чапаева от ул. Свободы до автодороги Азов-Александровка-Староминская (протяженностью 543 м.); распределительный газопровод низкого давления по ул. Толстого, ул. Ленинградская, ул. Маршала Жукова до 6-ти квартирного жилого дома в ст. Староминской (протяженностью 996 м.); газопровод высокого давления и ШРП, для снабжения АО «Монолит-ЛТД» по ул. Западной (протяженность 385 м. (далее - Объекты).

Между АО «Газпром газораспределение Краснодар» (Исполнитель) и АО «Монолит-ЛТД» (Заказчик) заключен Договор от 01.09.2014 № 27 на выполнение комплекса мероприятий по эксплуатации Объектов (далее – Договор № 27).

Согласно Предмету Договора № 27 Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется выполнить комплекс мероприятий по эксплуатации Объектов в соответствии с требованиями ФЗ № 116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды и/или на ином законном основании, согласно прилагаемого расчета.

АО «Газпром газораспределение Краснодар» письмом от 02.02.2015 № НА-01/6-03-13-479 в адрес АО «Монолит-ЛТД» направило соглашение о расторжении Договора № 27.

АО «Монолит-ЛТД» не подписало соглашение о расторжении Договора № 27, в связи с чем, неоднократно обращалось в адрес ГРО с письмами о заключении Договора на техническую эксплуатацию Объектов, принадлежащих АО «Монолит-ЛТД» на праве собственности.

В ходе рассмотрения дела № 314/2015 АО «Газпром газораспределение Краснодар» представлены пояснения, из которых следует, что действия по заключению нового договора на выполнение комплекса мероприятий по эксплуатации Объектов со стороны АО «Газпром газораспределение Краснодар» не осуществлены, ввиду того, что Договор от 01.09.2014 № 27 является действующим и в настоящее время сторонами не расторгнут.

В ходе рассмотрения дела № 314/2015 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").

Организация - собственник газораспределительной сети – это организация, которая получила газораспределительную сеть в собственность в процессе приватизации либо создала или приобрела газораспределительную сеть на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Эксплуатационная организация газораспределительной сети – это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация - собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией - собственником сети договор на ее эксплуатацию (п.п. «з», «и» п. 3 Постановление Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей".

Газораспределительная организация – это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию (п.п. «б» п. 2 Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации").

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон «О лицензировании»), лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - объекты), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - лицензируемый вид деятельности) регламентирован Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" (далее – Постановление № 492).

Согласно п. 5 Постановления № 492 одним из лицензионных требований, предъявляемых к эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, является наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, применяемых на объектах.

Место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата (п. 8 ч. 3 Закон «О лицензировании»).

На основании вышеизложенного, лицензию на осуществление деятельности эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности обязана иметь организация, владеющая данным объектом на праве собственности или ином законном основании.

В свою очередь, АО «Газпром газораспределение Краснодар», имеющее лицензию на осуществление деятельности эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности имеет право осуществлять работы и оказывать услуги, указанные в лицензии, на Объектах, принадлежащих обществу на праве собственности или ином законном основании.

Положениями статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, который вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.), согласно ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела № 314/2015 сторонами не представлены документы и сведения, о наличии между сторонами заключенного договора аренды вышеуказанных Объектов, либо иного договора, наделяющего АО «Газпром газораспределение Краснодар» правом на владение, пользование либо распоряжение указанным  имуществом.

Кроме того, во исполнение требований п. 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", опасные производственные объекты, к которым относятся Объекты АО «Монолит-ЛТД», подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов эксплуатируемых в ее составе опасных производственных объектов.

  Полномочия по регистрации опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов, согласно п. 5.3.5 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).

Согласно п. 14 Приказа Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов" (далее – Приказ № 606), государственная функция исполняется регистрирующими органами в отношении организаций, эксплуатирующих действующие опасные производственные объекты. Основанием для осуществления процедуры регистрации опасных производственных объектов является заявление организации о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов эксплуатируемых в ее составе опасных производственных объектов.

 Заявителем, согласно п. 15  Приказа № 606, является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность (далее - эксплуатирующая организация).

Таким образом, АО «Газпром газораспределение Краснодар» на основании договора от 01.09.2014 № 27 на выполнение комплекса мероприятий по эксплуатации вышеуказанных Объектов сетей газораспределения, не вправе на основании своей лицензии осуществлять работы и услуги, указанные в лицензии, на Объектах, не принадлежащих  АО «Газпром газораспределение Краснодар» на праве собственности либо ином законном основании, а также не может зарегистрировать указанные производственные Объекты в государственном реестре опасных производственных объектов.

Кроме того, в действующем законодательстве в сфере газоснабжения, а также промышленной безопасности, отсутствуют положения, обязывающие газораспределительную организацию заключать договор на выполнение комплекса мероприятий по эксплуатации Объектов сетей газораспределения.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Однако в  соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

 Таким образом, заключение договора на выполнение комплекса мероприятий по эксплуатации Объектов сетей газораспределения является волеизъявлением сторон, в данном случае АО «Монолит-ЛТД» и АО «Газпром газораспределение Краснодар».

Отношения, возникающие в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств в рамках заключенного Договора, носят гражданско-правовой характер (ст. 8 ГК РФ), в связи с чем, защита нарушенных гражданских прав осуществляется в судебном порядке (ч. 1 ст. 11 ГК РФ).

Данная статья устанавливает общий порядок защиты нарушенных гражданских прав, и является одной из гарантий их осуществления.

При принятии мер по пресечению действий, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры (п. 5 пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

  На основании вышеизложенного, в действиях АО «Газпром газораспределение Краснодар» по направлению в адрес АО «Монолит-ЛТД» соглашения о расторжении Договора от 01.09.2014 № 27 на выполнение комплекса мероприятий по эксплуатации объектов сетей газораспределения, отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с чем, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Прекратить рассмотрение дела № 314/2015 ввиду отсутствия нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях АО «Газпром газораспределение Краснодар».

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       И.В. Иващенко

 

Члены Комиссии                                                                                         С.П. Тарасова

Г.В. Цуканов-Лубяницкий

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны