Решение б/н . от 6 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 307/2019-КС о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

06 марта 2019 года                                                                                    г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

рассмотрев жалобу ООО «КубаньСпецСтрой» (далее – Заявитель) на действия ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по ремонту фасада и кровли коттеджей Литер Щ1, У3, Ч1» (извещение № 0318100028518000334) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),  

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком в Описании объекта закупки аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.

         Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе. Представитель Заказчика не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по ремонту фасада и кровли коттеджей Литер Щ1, У3, Ч1» (извещение № 0318100028518000334).

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 825 126,20 рублей.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

         В п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

         Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

         1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
         2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

           Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

В приложении 1 к «Описанию объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

-поз.6 Пиломатериалы (бруски) должны быть из хвойных пород дерева сосна обыкновенная /ель/кедр(сибирская сосна). Бруски должны быть обрезные. Обозначение предлагаемого пиломатериала должно быть указано в соответствии с ГОСТ 8486-86. Сорт пиломатериала должен соответствовать первому из установленных в ГОСТ 8486-86. Ширина должна быть: 40-75 мм. Толщина должна быть: 22-32 мм. Пиломатериал не должен быть с гнилью, с инородными включениями (проволока, гвозди, металлические осколки и др.), с острым обзолом. В пиломатериалах один/два торца должны быть опилены перпендикулярно к продольной оси бруска. Допускается использование сухих брусков. Длина бруска должна быть: 1 м. Бруски должны быть из хвойной породы древесины, по стойкости к гниению, относящейся к классу не хуже «среднестойкие».

Заказчиком по поз.6 «Пиломатериалы» установлено соответствие ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия» в п.1.1 Пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья, т.е. пиломатериал не является конкретным наименованием материала, а является общим термином.

 Положения «Инструкции по заполнению заявки» на участие в аукционе содержат следующие требования: «Участником закупки указывается наименование, марка и/или условное обозначение товара (работы, услуги) в полном соответствии с ГОСТ, в случае, если в документации установлено требование соответствия ГОСТам закупаемых/используемых товаров (работ, услуги) и ГОСТы содержат требования к условному обозначению товаров, являющихся предметом закупки. Например, по товару «Гвозди», в соответствии с государственным стандартом условное обозначение строительных гвоздей с конической головкой, круглых, диаметром 2,5 мм и длиной 60 мм: «Гвозди К 2,5x60 ГОСТ 4028-63». Заявка участника закупки, не соответствующая требованиям данного пункта, не будет допущена к участию в аукционе.

Вместе с тем поз.6 установлено требование об указании обозначения предлагаемого пиломатериала в соответствии с ГОСТ 8486-86. Пункт 1.3. ГОСТ 8486-86: «Условное обозначение должно состоять из наименования пиломатериалов (доска, брусок, брус), цифры, обозначающей сорт, наименования породы древесины (хв. - хвойные или отдельные породы - сосна, ель, лиственница, кедр, пихта), цифрового обозначения поперечного сечения (для необрезного пиломатериала - толщины) и обозначения настоящего стандарта.

Примеры условного обозначения:

Доска - 2 - сосна - 32x100 - ГОСТ 8486-86

Доска - 2 хв. - 32- ГОСТ 8486-86».

Следовательно, указание в обозначении наименование «пиломатериал» будет противоречить вышеприведенным требованиям ГОСТ.

-поз.12 установлено: «..Обозначение гвоздей должно быть приведено в соответствии ГОСТ 4028-63. Партия гвоздей должна сопровождаться документом о качестве, содержащим товарный знак или наименование и товарный знак предприятия-изготовителя, условное обозначение гвоздя, массу нетто, кг.».

Таким образом, Заказчик в Описании объекта закупки в графе «Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара» установил требование к товарному знаку или наименованию и товарному знаку предприятия-изготовителя.

При этом товарный знак и товарный знак предприятия-изготовителя не являются качественной, технической, функциональной (потребительской) характеристикой товара.

Кроме того, предметом контракта является выполнение работ ремонту фасада и кровли коттеджей Литер Щ1, У3, Ч1, а не передача товара Заказчику. Товарный знак и товарный знак предприятия-изготовителя товара, применяемого при выполнении работ не может повлиять на качество работ.

Согласно ч.2 ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

При этом предметом контракта является выполнение работ, а не поставка товара. Лицом, ответственным за маркировку является производитель товара. Участниками закупки могут являться как производители, так и поставщики продукции.

Таким образом, требование Заказчика к маркировке товара является нарушением п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Аналогичные нарушения содержатся в позициях 22, 8, 9, 13,  Описания объекта закупки аукционной документации.

В Разделе 1 Приложения №1 по позиции 10 установлено: «Требуются болты с гайками и шайбами. Болты обычные; высокопрочные в составе болтокомплектов могут быть исполнены по ГОСТ Р ИСО 4014-2013; ГОСТ 32484.3-2013; ГОСТ 32484.4-2013. Гайки обычные; высокопрочные системы HR/HV могут быть исполнены по ГОСТ ISO 4032-2014; ГОСТ 32484.3-2013; ГОСТ 32484.4-2013. Шайбы обычные или в составе высокопрочных болтокомплектов могут быть исполнены по ГОСТ 11371-78; ГОСТ 32484.5-2013; ГОСТ 32484.6-2013. Механические свойства крепежных изделий по ГОСТ ISO 898-1-2014 и/или ГОСТ 32484.3-2013 и/или ГОСТ 32484.4-2013 и/или ГОСТ 32484.5 и/или ГОСТ 32484.6. Класс точности болтов А или Б».

Все государственные стандарты по болтам, а именно:

  • ГОСТ Р ИСО 4014-2013 «Болты с шестигранной головкой. Классы точности А и В (с Поправкой)»;
  • ГОСТ 32484.3-2013 (EN 14399-3:2005) Болтокомплекты высокопрочные для предварительного натяжения конструкционные. Система HR - комплекты шестигранных болтов и гаек (с Поправкой);
  • ГОСТ 32484.4-2013 (EN 14399-4:2005) Болтокомплекты высокопрочные для предварительного натяжения конструкционные. Система HV - комплекты шестигранных болтов и гаек (с Поправкой),

Описывают болты класса точности или А или В или С, но не Б. Соответственно Заказчик нарочно вводит участника закупки в заблуждение.

Аналогичные позиции 11 и 14 в Разделе 4 и в Разделе 5 соответственно.

В поз. 13 «Растворитель» установлены требования к маркировке, которые не имеют отношения к функциональным, техническим, качественным характеристикам. Заказчиком установлено, что растворитель должен соответствовать требованиям ГОСТ 7824-74, но ГОСТ 7824-74 - не существует. Маркировка должна соответствовать требованиям ГОСТ 9980.4. Однако, приобретая растворитель, участники закупки понятия не имеют в соответствии ли с требованиями ГОСТ 9980.4. указана маркировка. При том, что заказчик обозначил Перечень (материалов) Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров, используемых для выполнения работ.

В поз. 2 «Бетонная смесь» ГОСТ 7473-2010 заказчиком установлены требования к документу о качестве, что не относится в показателям, определенным ст.33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, вышеуказанный показатель является неконкретным и участник закупки, не имея в наличии товар, не может указать значение, соответствующее аукционной документации.

Таким образом, установленные Заказчиком в описании товара, используемого при выполнении работ, требования с учетом положений инструкции по заполнению заявки вводят в заблуждение участников закупки, не позволяя предоставить конкретные показатели, что свидетельствует о нарушении ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.64, ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Кроме того, Заказчик установил требования к качественным, функциональным, техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ в Описании объекта закупки графе «Наименование», что вводит в заблуждение участников закупки.

По результатам внеплановой установлено, что в документации в нарушение ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе отсутствует требование к участникам о наличии членства СРО. Понятие капитальный ремонт объекта капитального строительства приведено в Градостроительном Кодексе Российской Федерации – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

 Предметом закупки обозначен заказчиком как ремонт. Представители заказчика пояснили, что выполняется текущий ремонт. В соответствии с п.3.11 постановления Госстроя СССР от 29.12.29173 № 279 «Об утверждении положений о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений» установлено, что к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключение полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.). Перечень работ по капитальному ремонту приведен в Приложении 8. В частности, относится частичная (свыше 10% общей площади кровли) или сплошная смена или замена всех видов кровли, переустройство крыш в связи с заменого материала кровли, частичная или сплошная замена настенных желобов, спусков и покрытий дымовых труб и других выступающих устройств над кровлей, смена и усиление всех типов лестниц и их отдельных элементов. В документации предусмотрено устройство кровли, смена водосточных труб, монтаж лестниц. Заказчиком не предоставлены доказательства отнесения работ, указанных в документации к текущему ремонту.

По результатам проведения внеплановой проверки установлено, что документация в нарушение ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не содержит порядок внесения обеспечения заявки.

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «КубаньСпецСтрой» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» нарушение ч.3 ст.7, ч.1 ст.64, п.1), п.2) ч.1 ст.64, п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что Заказчику – ФГБОУ ВДЦ «Смена» выдано предписание №98 по делу №306/2019-КС, повторно предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны