Решение б/н РЕШЕНИЕ № 315/2016 от 7 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

 

Заявитель:

ООО «СМП «Инженерные Системы»

_______________________

192241, г. Санкт-Петербург,

ул. Софийская, 54

 

ssm.99@mail.ru

 

Ответчик:

ОАО «Юггазсервис»

______________________

353900 г. Новороссийск,

 ул. Сипягина, 14

 

РЕШЕНИЕ

                                                                              

Резолютивная часть решения объявлена 14.10.2016                                    г. Краснодар

Полный текст решения изготовлен 27.10.2016

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 315/2016 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,

Члены комиссии:

Коробкина О.Р.-  главный специалист отдела контроля в топливно-энергетическом комплексе и связи;

Майсеева А.В.-  главный специалист отдела контроля в топливно-энергетическом комплексе и связи;

 рассмотрев дело № 315/2016 по признакам нарушения ОАО «Юггазсервис» (353900, г. Новороссийск, ул. Сипягина,14) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии «….» - представителя ОАО «Юггазсервис», действующего по доверенности от «….», в отсутствие надлежаще уведомленного ООО «СМП  «Инженерные Системы»,

 

УСТАНОВИЛА

 

В Краснодарское УФАС России поступили обращения ООО «СМП «Инженерные Системы», направленные  ФАС России письмом от 20.05.2016 №АГ/33995/16 (вх. № 5572 от 30.05.2016),  Прокуратурой  г. Новороссийска письмом от 23.05.2016 № Пр-16-2139 (вх. № 7435 от 19.07.2016), указывающие на  действия  ОАО «Юггазсервис»,  связанные с демонтажом приборов учета газа, установленных ООО «СМП «Инженерные Системы» физическим лицам, проживающим на территории МО г. Новороссийск, а также угрозой отключения газа, в случае не предоставления документации на установку газовых счетчиков.

В ходе рассмотрения обращений установлено, что ООО «СМП «Инженерные Системы» осуществляет деятельность по установке приборов учета  в квартирах физических лиц. ООО «СМП «Инженерные Системы»  является членом Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство организаций строительной отрасли «Строительный ресурс»,  имеет Свидетельство  о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 05.10.2011 №СРОСР-С-677.1-05102011, а также имеет обученный персонал, занятый установкой, пуском и обслуживанием бытовых  газовых приборов. 

В апреле 2016 года  ООО «СМП «Инженерные Системы»  по заявкам физических лиц установили приборы учета газа в их квартирах, расположенных в муниципальном образовании г. Новороссийск, в том числе: «….», («….»);«….» («….»).

Между гражданами «….»,  «….»  и ОАО «Юггазсервис» заключены договоры на техническое обслуживание газового оборудования в жилых домах от 11.10.2012 №52961, от 21.07.2009 №24623 соответственно.

ОАО «Юггазсервис» на основании договора от 11.01.2010 №11700, заключенного с ОАО «НУК» (управляющая организация),   в  период с 11.04.2016 по 14.04.2016  выполняло работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме по адресу: «….».

  Из сведений, представленных ОАО «Юггазсервис», следует, что в данном многоквартирном доме в «….» (абонент «….») обнаружена   установка газового счетчика  не специализированной организацией, согласно Акту-наряду от 15.04.2016 газовое оборудование было отключено, счетчик демонтирован. Также «….» выдано предупреждение от 15.04.2016 №206, согласно которому установка прибора учета газа является самовольной  и указано предоставить техническую документацию по установке газового счетчика.

ОАО «Юггазсервис», предоставляя услуги по транспортировке газа по трубопроводам, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", субъектом естественной монополии и включено в реестр субъектов естественных монополий по виду деятельности: «транспортировка газа по трубопроводам» .

Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом,  ОАО «Юггазсервис» занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировки газа по трубопроводам, с долей 100% за 2015г. в пределах эксплуатируемых сетей, расположенных в муниципальном образовании г. Новороссийск.

ОАО «Юггазсервис» имеет Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства  от 23.05.2012 №0361.03.-210-2315024898-С-006, выданное  Некоммерческим партнерством «Саморегулируемая  организация «Региональное объединение строителей Кубани».  

ОАО «Юггазсервис» осуществляет деятельность на территории муниципального образования г. Новороссийск, связанную с оказанием услуг по  установке  приборов учета газа,  услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования.

Обследовав товарные  рынки,  продуктовыми границами которых являются услуги по  установке  приборов учета газа,  услуги по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования за 2015год, в географических границах муниципального образования г. Новороссийск установило, что  установку приборов учета газа населению в 2015 году осуществляло только ОАО «Юггазсервис», техническое  обслуживанию внутриквартирного газового оборудования ОАО «Юггазсервис» и АО «Газпром газораспределение Краснодар».

Управление установило, что ОАО «Юггазсервис» на товарном рынке  услуг по установке приборов учета газа  населению в 2015г. в географических границах   муниципального  образования  г. Новороссийск    занимает доминирующее положение с долей 100%.

Также  Управление установило, что   ОАО «Юггазсервис» на товарном рынке  услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования  в 2015г. в  географических границах муниципального образования  г. Новороссийск   занимает доминирующее положение с долей 99,89%.

Краснодарское УФАС России в ходе рассмотрения обращений установило, что   действия ОАО «Юггазсервис», связанные с демонтажом  приборов учета газа, установленных физическим лицам ООО «СМП «Инженерные системы»,  отключением газа абонентам,   являются неправомерными.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие).

На основании вышеизложенного,  в действиях ОАО «Юггазсервис» установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом от 30.08.2016 № 492 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении ОАО «Юггазсервис» возбуждено дело № 315/2016 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 13.09.2016 о назначении дела № 315/2016 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению  назначена дата рассмотрения дела 14.10.2016 в 10-00 часов.

 

Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 315/2016 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, установила следующее.

 

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Частью 5.1 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В соответствии с частью 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Поскольку деятельность по установке, ремонту и обслуживанию газовых счетчиков не является лицензируемым видом деятельности, ей может заниматься любой хозяйствующий субъект. В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. Приведенные правовые нормы обязывают собственников квартир произвести установку приборов учета используемого природного газа, газоснабжающие организации осуществлять установку, замену, эксплуатацию приборов учета в случае обращения к ним гражданина – собственника квартиры на основании заключенного с ним договора. Однако Закон об энергосбережении не ограничивает установку приборов учета только энергоснабжающими организациями, такие действия вправе осуществлять иные лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила №549), которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него. Согласно пункту 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально- бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, абонент обязан устанавливать и эксплуатировать газоиспользующее оборудование, соответствующее установленным для него техническим требованиям, незамедлительно уведомлять поставщика газа об изменениях в составе газоиспользующего оборудования; обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации; обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. В соответствии с пунктом 115 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации. В силу пункта 35 указанных Правил потребитель не вправе: самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

Приведенные нормы, дают право собственникам помещений в многоквартирных домах, осуществлять установку приборов учета.

Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 №410 «Правила  пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» (далее- Правила №410):

«бытовое газоиспользующее оборудование» - оборудование, предназначенное для использования газа в качестве топлива для бытовых нужд потребителей газа (газовые плиты, автоматические газовые проточные и емкостные водонагреватели, газовые конвекторы и др.);

"внутриквартирное газовое оборудование" - газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.

"специализированная организация" - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу;

"техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям;

В соответствии с п.10 Постановления №410  замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется в следующих случаях:

истечение нормативных сроков эксплуатации оборудования, установленных изготовителем, или сроков эксплуатации оборудования, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, если эти сроки не продлены по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также истечение сроков эксплуатации этого оборудования, продленных по результатам его технического диагностирования;

признание газоиспользующего оборудования не подлежащим ремонту (непригодным для ремонта) в ходе технического обслуживания либо по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.

В свою очередь, пункт 10 признан недействующим со дня вступления в силу Решения Верховного Суда РФ от 10.12.2013 N АКПИ13-826 в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.

 Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем (п.16 Правил №410).

Согласно подпункту «б»  п.41 Правил №410,   Заказчик вправе требовать   внесения изменений в условия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в части, касающейся перечня оборудования, входящего в состав обслуживаемого внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, в случае изменения количества и типов входящего в его состав оборудования.

При этом по аналогии с требованиями по заключению договора на техническое обслуживание Исполнитель не в праве требовать документы не предусмотренные  п.18,п.19 Правил №410.

Подпунктом «ж» п.19 Правил №410 предусмотрена  необходимость  предоставить   документы, подтверждающие состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и соответствие входящего в него оборудования нормативным техническим требованиям, предъявляемым к этому оборудованию (технические паспорта, сертификаты соответствия и др.).

Согласно п. 5. ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемые организация может выдать свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении только видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.

В п. 5 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ установлено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.12.2009 № 624, зарегистрированного Минюстом РФ от 15.04.2010 за № 16902, утвержден «Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, объектов капительного строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов кап. строительства» и исключительно на указанные виды работ имеют полномочия выдавать Свидетельства саморегулируемые организации в области строительства.

Остальные работы, не вошедшие в перечень указанного Приказа, могут выполняться любыми юридическими и физическими лицами и не требуют вступления в саморегулируемые организации в области строительства с получением Свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов кап. строительства.

ООО «СМП «Инженерные Системы»  является членом Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство организаций строительной отрасли «Строительный ресурс»,  имеет Свидетельство  о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 05.10.2011 №СРОСР-С-677.1-05102011, а также имеет обученный персонал, занятый установкой, пуском и обслуживанием бытовых  газовых приборов. 

П. 1.3 «Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, объектов капительного строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов кап. строительства» именуется «Устройство и демонтаж системы газоснабжения».

Письмо Минрегиона РФ от 15.06.2010 № 24099-РП/08 «О порядке реализации Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 включает в себя «Таблицу соответствия видов работ, отнесенных Минрегионом РФ к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов кап. строительства».

Согласно данной таблице п. 15.3 «Устройство и демонтаж системы газоснабжения» 624 Приказа Минрегиона России включает в себя работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования, состоящие исключительно из двух пунктов:

-Установка газовых плит

-Установка газогорелочных устройств

Исходя из вышеизложенного, работы по установке приборов учета не входят в перечень работ п. 15.3 «Устройство и демонтаж системы газоснабжения» 624 Приказа Минрегиона РФ и соответственно не требуют получения какого либо Свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов кап. строительства. Настоящее подтверждается существующей судебной практикой.

Третий Арбитражный Апелляционный суд в г. Красноярск в Постановлении от 26.08.2014 по делу № А33-1036/2014 указал, что «законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений; вместе с тем, установка приборов учета газа не является строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства».

Данную позицию законодательно подтвердил Постановлением Верховный суд РФ (Постановление от 02.02.2015 № 302-АД14-5362).

Исходя из вышеизложенного, выполнять работы по установке приборов учета газа может любое лицо, без наличия какого либо Свидетельства о допуске к работам оказывающим влияние на безопасность объектов кап. строительства, однако при прочих равных условиях наличие у лица выполняющего работы по установке приборов учета газа Свидетельства о допуске к работам, не оказывающим влияние на безопасность объектов кап. строительства, выданного Ассоциацией «Строительная Федерация», является предпочтительным, поскольку каждый Член Ассоциации кроме всего прочего имеет в своем штате подготовленного специалиста для выполнения определенного вида работ, а также в обязательном порядке имеет действующий полис страхования гражданской ответственности Члена Ассоциации, на случай причинения вреда при производстве работ.

В соответствие с Градостроительным кодексом РФ работы сами по себе не могут являться опасными, они становятся опасными в зависимости от объекта, на котором такие работы выполняются.

Для отнесения объекта капитального строительства к опасным производственным объектам, необходимо соответствие такого объекта требованиям ст. 48.1 Градостроительным кодексом РФ и внесения Ростехнадзором РФ такого объекта в реестр опасных объектов.

Кроме того, Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» вообще не включает в себя регулирование жилищного строительства».

Иными нормативно-правовым актами, в том числе Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ, Правилами от 06.05.2011 N 354, не закреплено требование о необходимости лицу, осуществляемому установку приборов учета (счетчиков), иметь свидетельство СРО о допуске к выполнению опасных видов работ.

Более того, в соответствии с пунктом 81(5) Правил от 06.05.2011 N 354 несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

Именно это правило обеспечивает безопасность абонентов при вводе в эксплуатацию приборов учета газа независимо от того, какой организацией они установлены.

В пункте 81(4) указанных Правил установлено, что в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

Данный перечень является исчерпывающим, и расширительному толкованию не подлежит.

Комиссии Краснодарского УФАС России в рамках дела ОАО «Юггазсервис» не представлены документы, подтверждающие выявление нарушений (ОАО «Юггазсервис» или ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар»), указанных п. 81(4) Правил №354, при осмотре приборов учета газа, установленных ООО «СМП «Инженернвые Системы» на Объектах физических лиц.

Доказательства не соответствия заводского номера на приборах учета газа, технической документации изготовителя приборов, а также неработоспособности приборов учета газа, установленных ООО «СМП «Инженерные Системы»  на Объектах, отсутствуют в материалах дела.

При этом требование со стороны ОАО «Юггазсервис» установку приборов учета газа только специализированной организацией противоречит Закону об энергосбережении,   Правилам №410.  Таким образом,  действия ОАО «Юггазсервис», связанные  с отключением газа, с демонтажом приборов учета газа, установленных ООО «СМП «Инженерные системы», являются неправомерными.

Из представленных документов также следует, что «….» («….»)   обратилась в ОАО «Юггазсервис» с заявлением от 22.06.2016 (вх. от 24.06.2016 №2867) на оказание услуг по  техническому обслуживанию газового  счетчика. ОАО «Юггазсервис» письмом от 04.07.2016 №2879 сообщило «….», что для внесения изменений в договор от 16.05.2013 №5783 на техническое обслуживание газового оборудования по адресу «….», необходимо предоставить документацию, согласно требованиям нормативных правовых актов по установке приборов учета газа, а именно: технические условия на установку прибора учета газа (требование Приказа Минэнерго России от 07.04.2010 №149); проектную документацию, согласованную с газоснабжающей организацией (требования п.7.4.2  ГОСТ Р 54961-2012); а также указано, что согласно п.7.4.5 ГОСТ Р 54961-2012 результаты работ по переустройству сетей газопотребления должны оформляться актами, заверенными подписями исполнителей работ и потребителей газа по установленной форме подлежащими наряду с проектной документацией переустройства сетей газопотребления включению в состав исполнительной документации объектов газификации.       

Комиссия, проанализировав вышеуказанные требования ОАО «Юггазсервис» при установке бытовых приборов учета газа, относящихся к внутриквартирному газовому оборудованию, с учетом требований предоставления документов при принятии на техническое обслуживание  (ОАО «Юггазсервис» не является поставщиком газа и не осуществляет опломбировку данных приборов), на  соответствие Градостроительному кодексу Российской Федерации,  Правилам №410, Приказу Минэнерго России от 07.04.2010 №149.     

В соответствии  со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации  архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ);  Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта;  Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Так как ОАО «Юггазсервис» по отношению к «….» является организацией, заключившей договор на техническое обслуживание внутриквартирного оборудования, то Приказ №149 в данной ситуации не применим, как и неправомерны требования п.7.4.2,  п.7.4.5 ГОСТ Р 54961-2012, так как данные действия противоречат подпункту «ж» п.19 Правил №410, в котором указано, что при заключении договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования необходимо предоставить:  документы, подтверждающие состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и соответствие входящего в него оборудования нормативным техническим требованиям, предъявляемым к этому оборудованию (технические паспорта, сертификаты соответствия и др.).

Исходя из сложившейся судебной практики,  для установки бытового прибора учета не требуется изготовление проектной документации, данные приборы учета устанавливаются в соответствии с требованием технического паспорта на данный прибор  (А32-22305/2015).

На основании вышеизложенного, Комиссия по делу №315/2016 установила, что   отказ со стороны ОАО «Юггазсервис»  гр. «….» внести изменения в заключенный договор на техническое обслуживание прибора учета газа, установленного ООО «СМП «Инженерные Системы»,  по основаниям, указанным в письме от 04.07.2016 №2879,  противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 №410.  Приказу  Минэнерго России от 07.04.2010 №149.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов

 

04.10.2016 в Краснодарское УФАС России от ООО «СМП «Инженерные Системы» поступило  ходатайство о прекращении дела №315/2016 о нарушении антимонопольного законодательства  (вх. №6629 от 04.10.2016). Данное ходатайство рассмотрено и удовлетворено.   

С учетом вышеизложенного Комиссия  Краснодарского УФАС России в действиях ОАО «Юггазсервис» не  установила  факт   нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в виду отсутствия в рассматриваемых действиях ущемления интересов ООО «СМП «Инженерные Системы».

 

     На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, п.1 ч.1 ст.48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела №315/2016 в связи с отсутствием  в действиях ОАО «Юггазсервис»  нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приводящего к ущемлению интересов ООО «СМП «Инженерные Системы».

 

Председатель комиссии                                                                                И.В. Иващенко

 

Члены комиссии                                                                                      О.Р. Коробкина

                                                                                                                А.В. Майсеева

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны