Решение б/н . от 6 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 308/2019-КС о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

06 марта 2019 года                                                                            г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

рассмотрев жалобу ООО «Монолит» (далее – Заявитель) на действия ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по ремонту фасада и кровли коттеджей Литер Щ1, У3, Ч1» (извещение № 0318100028518000334) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),  

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком в Описании объекта закупки аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, положения Инструкции не позволяют корректно заполнить заявку. 

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе. Представитель Заказчика не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по ремонту фасада и кровли коттеджей Литер Щ1, У3, Ч1» (извещение № 0318100028518000334).

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 825 126,20 рублей.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке

- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например, значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например, от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

В «Инструкции по заполнению заявки» указано: «Участником закупки указывается наименование, марка и/или условное обозначение товара (работы, услуги) в полном соответствии с ГОСТ, в случае, если в документации установлено требование соответствия ГОСТам закупаемых/используемых товаров (работ, услуг) и ГОСТы содержат требования к условному обозначению товаров, являющихся предметом закупки. Например, по товару «Гвозди», в соответствии с государственным стандартом условное обозначение строительных гвоздей с конической головкой, круглых, диаметром 2,5 мм и длиной 60 мм: «Гвозди К 2,5x60 ГОСТ 4028-63».

Заявка участника закупки, не соответствующая требованиям данного пункта, не будет допущена к участию в аукционе».

 Такие товары, как – растворитель по позициям: 13, 16 соответствующего раздела; -грунтовка по позициям: 15, 18 соответствующего раздела; -канат по позиции 16 соответствующего раздела; -эмаль по позиции 20 соответствующего раздела; -цемент по позициям: 22, 22 соответствующего раздела итак, будут обозначаться, маркироваться, и соответствовать государственным стандартам, которым они соответствуют.

В «Инструкции по заполнению заявки» указано: «При указании Заказчиком вилки значений показателя с использованием слов «от» и «до» одновременно, минимальным допустимым значением показателя является значение, указанное после слова «от», максимальным - значение, указанное после слова «до». Данное правило распространяется на случаи указания и конкретных, и диапазонных значений».

Что подразумевает Заказчик под «вилкой» в Инструкции не описано.

Согласно Инструкции «В случае если в техническом задании или иных приложениях к настоящей документации заказчиком для определения соответствия предложения участника закупки потребностям заказчика используется диапазонное значение показателя с использованием знаков препинания – «», «тире» или «дефис», это означает, что первое из этих значений является минимальным, а второе - максимальным (за исключением случаев, когда конкретный показатель представляет собой диапазон), то участник в своей заявке должен указать конкретный показатель (значение) в пределе, установленном заказчиком за исключением случаев, когда в соответствии с государственными стандартами установлено, что данный показатель не может быть конкретизирован (например, фракция щебня 20-40), или показатели и характеристики товаров определяются по испытаниям или различными методами вычисления с использованием специальной аппаратуры в лабораторных условиях в соответствии с требованиями действующих ГОСТ, или производителем установлено такое значение показателя как неизменяемое, а также за исключением случаев, когда конкретный показатель представляет собой диапазон».

 и

«При указании диапазонов значений, установленных в техническом задании в сопровождении слов «в диапазоне», «диапазон» и при этом значения разделены символом «.…», участнику необходимо указать диапазон значений шире указанного в техническом задании, как минимум по одному значению из указанного диапазона».

Следовательно, участник закупки должен посчитать точки в техническом задании. Например, в поз.278: «Диапазоны рабочих температур наружного воздуха при охлаждении должен быть +180С …. +420С, при обогреве   -60С …. +240С инструкция заставляет изучить количество точек между данными температурами.

В Инструкции по заполнению заявки указано: «При формировании заявки и при наличии в техническом задании значении показателей, сопровождающихся знаком «» или словами «около» участник закупки должен предложить конкретный показатель, приближенный к указанному значению с точностью от 100 до 10-2. При формировании заявки и при наличии в техническом задании значений показателей, сопровождающихся знаком «≠», участник закупки должен предложить иной показатель, превышающий или менее такого значения».

Заказчиком не установлено с какой целью участнику необходимо указать от 100 до 10-2, участнику необходимо сначала высчитать чему равно от 100 до 10-2, а затем указать значение, соответствующее данному пункту инструкции.

В «Инструкции по заполнению заявки» установлено: «Если при описании объекта закупки Заказчиком в названии наименования показателя содержатся фразы (слова) «в диапазоне», «диапазон», «в диапазоне от... до...», «в диапазоне свыше ... до...» это означает, что значение показателя не может изменяться в ту или иную сторону, а участником аукциона должен быть предложен товар именно с таким значением показателя».

ПРИМЕР:

Если при описании объекта закупки Заказчиком в названии наименования показателя и требованиях к значению показателя указано «Диапазон радиочастот 0,3-3МГц», то предложение участника закупки должно быть «Диапазон радиочастот 0,3МГц -3МГц».

Если при описании объекта закупки Заказчиком в названии наименования показателя и требованиях к значению показателя указано «Радиочастота в диапазоне 0,3-3 МГц», то предложение участника закупки может быть, например, «Радиочастота в диапазоне 0,3МГц -3МГц».

Согласно пункту Инструкции, при наличии слов «в диапазоне», «диапазон», «в диапазоне от... до...», «в диапазоне свыше ... до...» значение, предложенное участником должно быть таким же как, указал заказчик, но в примере Заказчик указывает, что значение «может быть, например,», а значит может быть и другое?

Таким образом, в инструкции Заказчиком установлено разночтение, и неизвестно может изменяться значение, установленное заказчиком в данном случае или, нет. Следовательно, Заказчик вводит участников закупки в заблуждение подобными правилами Инструкции.

В Разделе 1 «Кровля» Приложения №1 по позиции 1 установлено

Дл: min 1100

 

 

 

Получается, что размер «Дл» (рабочая ширина) с минимальным размером 1100 мм будет больше полного размера листа «Лд» с максимальным размером 1051 мм. Что бы не было указано участниками в данном случае, будет противоречить инструкции либо логике. Даже из изображения наглядно видно, что размер «Дл» должен быть менее размера «Лд». Заказчик вводит участников закупки в заблуждение.

В Разделе 1 «Кровля» Приложения №1 по позиции 6 установлено: «Пиломатериалы (бруски) должны быть из хвойных пород дерева сосна обыкновенная /ель/кедр (сибирская сосна). Бруски должны быть обрезные. Обозначение предлагаемого пиломатериала должно быть указано в соответствии с ГОСТ 8486-86. Сорт пиломатериала должен соответствовать первому из установленных в ГОСТ 8486-86. Ширина должна быть: 40-75 мм. Толщина должна быть: 22-32 мм».

В ГОСТ 18288-87 «Производство лесопильное. Термины и определения» указано,

20. Брусок                   Пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более

двойной толщины

Следовательно, Заказчик позволяет указать такие размеры, которые противоречат выше указанному государственному стандарту, а именно, для толщины бруска в 32 мм, ширина 75 мм не допустима, иначе Заказчику требуется не бруски, а доски с такими размерами.

В Разделе 1 Приложения №1 по позиции 10 установлено: «Требуются болты с гайками и шайбами. Болты обычные; высокопрочные в составе болтокомплектов могут быть исполнены по ГОСТ Р ИСО 4014-2013; ГОСТ 32484.3-2013; ГОСТ 32484.4-2013. Гайки обычные; высокопрочные системы HR/HV могут быть исполнены по ГОСТ ISO 4032-2014; ГОСТ 32484.3-2013; ГОСТ 32484.4-2013. Шайбы обычные или в составе высокопрочных болтокомплектов могут быть исполнены по ГОСТ 11371-78; ГОСТ 32484.5-2013; ГОСТ 32484.6-2013. Механические свойства крепежных изделий по ГОСТ ISO 898-1-2014 и/или ГОСТ 32484.3-2013 и/или ГОСТ 32484.4-2013 и/или ГОСТ 32484.5 и/или ГОСТ 32484.6. Класс точности болтов А или Б».

Все государственные стандарты по болтам, а именно:

  • ГОСТ Р ИСО 4014-2013 «Болты с шестигранной головкой. Классы точности А и В (с Поправкой)»;
  • ГОСТ 32484.3-2013 (EN 14399-3:2005) Болтокомплекты высокопрочные для предварительного натяжения конструкционные. Система HR - комплекты шестигранных болтов и гаек (с Поправкой);
  • ГОСТ 32484.4-2013 (EN 14399-4:2005) Болтокомплекты высокопрочные для предварительного натяжения конструкционные. Система HV - комплекты шестигранных болтов и гаек (с Поправкой),

Описывают болты класса точности или А или В или С, но не Б. Соответственно Заказчик нарочно вводит участника закупки в заблуждение.

Аналогичные позиции 11 и 14 в Разделе 4 и в Разделе 5 соответственно.

В Разделе 3 Приложения №1 по позиции 5 установлено: «Труба должна быть из тонколистового оцинкованного гнутого листа с полимерным покрытием по ГОСТ Р 52146-2003; ГОСТ 34180-2017».

Заказчик установил требование по ГОСТ Р 52146-2003, который на момент публикации электронного аукциона (11.02.2019) был недействующий. Дата окончания действия ГОСТ Р 52146-2003 - 01.06.2018 год.

В Разделе 6 Приложения №1 по позиции 8 установлено: «Требуется бетонная смесь (бетон тяжелый). Класс бетона по прочности: В15. Марка бетона по морозостойкости по первому базовому методу: минимум F1100. Марка по удобоукладываемости: П2-П4. Степень защиты бетона нужно применять с учетом классов эксплуатации по ГОСТ 31384-2008: XC4/XS1».

Заказчик установил требование по ГОСТ 31384-2008, который на момент публикации электронного аукциона (11.02.2019) был недействующий. Дата окончания действия ГОСТ 31384-2008 - 01.03.2018 год. Аналогичная позиция 1 Раздела 5.

В Разделе 5 Приложения №1 по позиции 5 установлено: «Прокат листовой горячекатаный должен быть из стали марки ВСт3 любой степени раскисления. Характеристики проката должны соответствовать ГОСТ 19903-2012. Толщина листа стали должна быть от 4 до 6 мм. Форма проката по размерам должна быть I. Косина реза и серповидность не должны выводить листовой прокат за номинальные размеры и предельные отклонения по ширине. Ширина листа не менее 1,7 м».

Заказчик установил требование по ГОСТ 19903-2012 (который подлежал корректировке 01.10.2012 ГОСТ 19903-74), и на момент публикации электронного аукциона (11.02.2019) был недействующий. Дата окончания действия ГОСТ 19903-2012 (ГОСТ 19903-74) - 01.09.2016 год.

В Разделе 4 Приложения №1 по позиции 18 установлено: «Гвозди должны быть с конической головкой. Максимальная длина гвоздя 200 мм. Гвозди должны соответствовать требованиям ГОСТ 4028-63. Диаметр стержня гвоздя: 6 мм; 8 мм. Длина гвоздя как минимум 150 мм».

Согласно ГОСТ 4028-63 «Гвозди строительные. Конструкция и размеры» п.2  Конструкция и размеры гвоздей с конической головкой должны соответствовать указанным на черт.2-4 и в табл.2.

 

Заказчик       устанавливает диаметр стержня, а не условный диаметр стержня. При этом требуется соответствие государственному стандарту.

Заказчик ставит требование: «Максимальная длина гвоздя 200 мм. Длина гвоздя как минимум 150 мм.» Для условного диаметра стержней гвоздя: 6 мм; 8 мм. А длина по вышеупомянутому ГОСТ для условного диаметра стержня 8 мм не может быть 200 мм, а должна быть 250 мм, что противоречит данному государственному стандарту.

В Разделе 5 Приложения №1 по позиции 13 установлено: «Швеллер и его технические характеристики должны соответствовать ГОСТ 8240-97. Высота швеллера составляет 400 мм, а площадь поперечного сечения должна быть не менее 61,5 см2. Швеллер должен быть с параллельными гранями полок».

Согласно Таблице 2 -Швеллеры с параллельными гранями полок по ГОСТ 8240-97 для высоты швеллера 400 мм площадь поперечного сечения будет составлять 61,5 см2. А Заказчик с учетом инструкции: «Значения показателей, сопровождающиеся в техническом задании словами «не менее», «не ниже», «не ранее», «min», «как минимум» и аналогичными по смыслу словами, а также знаком «>» в т.ч на схемах, рисунках - являются минимальными значениями» позволяет указать более данного показателя, указанного в государственном стандарте.

Аналогично по позиции 4 соответствующего раздела: «Швеллер и его технические характеристики должны соответствовать ГОСТ 8240-97. Высота швеллера должна быть от 160 до 180 мм, а площадь поперечного сечения должна быть с параллельными гранями полок».

 Согласно Таблице 2 -Швеллеры с параллельными гранями полок по ГОСТ 8240-97 для высоты швеллера 160 мм площадь поперечного сечения будет составлять, начиная с 18,10 см2, а не с 17,85, как заявляет Заказчик, что противоречит ГОСТ 8240-97, тем самым вводя в заблуждение участников закупки.

В Разделе 6 Отмастка Приложения №1 по позиции 5 установлено: «Пиломатериалы должны быть из хвойных пород дерева сосна обыкновенная /ель/кедр(сибирская сосна). Ширина от 75 мм до 150 мм. Толщина 44 мм.» Аналогичные позиции: поз.14 в Раздел 4 «Козырек над входом»; поз.8, 17 в Разделе 5 «Эвакуационная лестница».

К какому из пиломатериалов (доска или брусок) установлены данные требования не ясно. И что конкретно из этого применяться будет в соответствующих разделах не понятно. То есть Заказчику все равно, что будет ему предоставять брусок или доску. Для чего тогда была описана данная позиция.

В Разделе 4 Приложения №1 по позиции 20 установлено: «Болты высокопрочные в составе болтокомплектов должны быть исполнены по ГОСТ Р ИСО ГОСТ 32484.3-2013; ГОСТ 32484.4-2013...». Заказчик указал не существующий государственный стандарт, а именно ГОСТ Р ИСО ГОСТ 32484.3-2013, тем самым вводит участников закупки в заблуждение.

В Разделе 6 Приложения №1 по позиции 2 установлено: «Значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов: не ниже первого класса».

Согласно ГОСТ 30108-94 «Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов», а именно Приложению А (обязательное). «Критерии для принятия решения об использовании строительных материалов согласно гигиеническим нормативам» класс материала определяется по

 

Согласно Инструкции: «Значения показателей, сопровождающиеся в техническом задании словами «не менее», «не ниже», «не ранее», «min», «как минимум» и аналогичными по смыслу словами, а также знаком «>» в т.ч на схемах, рисунках - являются минимальными значениями» Заказчик позволяет указать другие классы тем самым ухудшая значения для удельной эффективной активности естественных радионуклидов.

Таким образом, установленные Заказчиком в описании товара, используемого при выполнении работ, требования с учетом положений инструкции по заполнению заявки вводят в заблуждение участников закупки, не позволяя предоставить конкретные показатели, которые станут известны при испытании определенной партии товара, что свидетельствует о нарушении ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.64, ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе. Кроме того, Заказчиком установлены соответствия государственным стандартам, прекратившим свое действие.

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Монолит» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» нарушение ч.3 ст.7, п.п.1), 2) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.31, ч.1 ст.33, ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что Заказчику – ФГБОУ ВДЦ «Смена» выдано предписание №98 по делу №306/2019-КС, повторно предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны